предоставлении жилого помещения



Дело № 2-5701/2011 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2012 года              г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Пяткиной Э.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комаренко Людмилы Викторовны к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Комаренко Т.В., Комаренко Л.В. обратились в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что они зарегистрированы по адресу: <адрес>, <адрес>. Квартира состояла их 2-х комнат общей площадью 31,9 кв.м., согласно справки ООО «КЕДР-2000», дом сгорел. В настоящее время проживают на съемных квартирах.

Распоряжением главы Администрации города Саратова от 8 августа 2006 года № 212А      - жилые помещения расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> литер А признаны непригодными для проживания, а многоквартирный <адрес> <адрес> - аварийным и подлежащим сносу.

Жители вышеуказанного дома, неоднократно обращались в органы местного самоуправления для решения вопроса об отселении, но до настоящего времени вопрос так и не разрешен.

Просят обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Комаренко Татьяне Васильевне и Комаренко Людмиле Викторовне по договору социального найма на семью из двух человек благоустроенное жилое помещение, общей площадью 31,9 кв.м. состоящую из двух комнат.

В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования, просят обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Комаренко Л.В. на состав семьи из двух человек по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью 31,9 кв.м. состоящее из двух комнат.

В судебном заседании Комаренко Т.В. поддержала уточненные исковые требования. Представитель истцов адвокат Аксенова А.А. подержала уточненные исковые требования.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Межевич Ю.А. исковые требования не признала и пояснила, что администрацией муниципального образования принято распоряжение о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, работа по отселению ведется. В настоящее время отсутствуют предусмотренные законом основания для удовлетворения требований истца.

Представитель администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Представитель комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему:

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади ранее занимаемому.

В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что Комаренко Людмила Викторовна является нанимателем <адрес>. <адрес>, которая состояля из двух комнат общей площадью 31.9 кв.м. Указанные обстоятельства подтверждаются распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.06.2009 г. № 108-р (л.д.10), справкой ООО «Кедр-2000» от 30.03.2011 г. (л.д.11). В квартире зарегистрированы, Комаренко Людмила Викторовна, Комаренко Татьяна Васильевна (л.д.11).

25.10.2008 г. в <адрес> <адрес> произошел пожар в результате которого квартира в которой проживали истцы сгорела (л.д.13).

24.06.2009 г. Администрацией муниципального образования «Город Саратов» на основании заключения межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми, жилых помещений пригодными(непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, вынесено распоряжение о мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома расположенного по адресу <адрес>, <адрес> <адрес> литер А, которым жилые помещения по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, литер А находящиеся в муниципальной собственности признаны аварийными и подлежащими сносу (л.д.10)

В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации г. Саратова от 29.01.2007 года № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

Суд приходит к выводу, что <адрес> <адрес> признан в установленном порядке непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами <адрес> находящаяся в <адрес> (литер А) Учреждение УШ-382/33 <адрес> является муниципальной собственностью, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истцом обоснованно предъявлены исковые требования к администрации муниципального образования «<адрес>».

Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности.

Квартиросъемщиком (нанимателем) является Комаренко Л.Н. Комаренко Т.В. вселена в квартиру в качестве члена семьи нанимателя, в связи с чем суд приходит к выводу, что жилое помещение должно быть предоставлено нанимателю Комаренко Л.В. и членам ее семьи.

Комаренко Л.В. имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью не менее 31,9 кв.м, то есть не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст.ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома аварийными и подлежащими сносу, истец не обеспечен до настоящего времени жильем.

Суд определяет площадь помещения, подлежащего предоставлению истцу, исходя из следующего. В материалах дела имеется план и экспликация на <адрес> <адрес>, согласно которого общая площадь квартиры составляет 31,9 кв.м., квартира состоит из двух комнат (л.д.43-46), аналогичные сведения содержаться в справке ОО «Кедр - 2000» (л.д.11).

Таким образом, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

Совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой <адрес>, в котором находилась <адрес> предоставленная по договору социального найма, был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было.

Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратова» предоставить Комаренко Людмиле Викторовне на состав семьи из двух человек (Комаренко Людмила Викторовна, Комаренко Татьяна Васильевна) по договору социального найма, благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее из двух комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 31,9 квадратных метров, в пределах города Саратова.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течении месяца с момента изготовления решения в окончательной форме (16.01.2012 г.).

Судья