о компенсации моральноо вреда



Дело № 2-628/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

19.01.2012 года                                                                                                г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Пяткиной Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Максимовой Валентины Викторовны к Голубеву Игорю Валерьевичу о компенсации морального вреда,

установил:

Максимова В.В. обратилась с иском в суд к Голубеву И.В. о компенсации морального вреда, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что 26.09.2010 года в 18 часов она находилась во дворе жилого <адрес> в <адрес>, где также находился ответчик. Между ней и ответчиком возник словесный конфликт, в результате которого ответчик избил ее и причинил тяжкий вред ее здоровью.

По вине ответчика перенесла очень сложное, длительное и болезненное лечение. 30.09.2010 года она была госпитализирована в 2 ГКБ г. Саратова, где ей была сделана операция, от операции остался большой, более 30 см шов.

На протяжении всего лечения она испытывала сильные боли в области легкого и грудной клетки. Ей были назначены обезболивающие препараты, антибиотики, которые она получала в виде инъекций и таблеток. После окончания стационарного лечения она продолжила лечиться в 3 поликлинике Волжского района г. Саратова. В период амбулаторного лечения дважды болела, ей был поставлен диагноз- пневмония. От госпитализации отказалась, лечение получала на дому. За весь период лечения, проведенного следствия, ответчик не извинился за произошедшее, не пытался добровольно возместить причинный им вред, более того не признавал себя виновным в совершении преступления

Просит взыскать с ответчика в счет компенсации морального вреда 1 000 000 рублей.

В судебном заседании истец поддержала доводы, изложенные в заявлении и дала аналогичные пояснения.

Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебном заседании принимать участие не пожелал.

Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, материалы уголовного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.

Из ст. 151 ГК РФ следует, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (в редакции от Постановления от 06.02.2007 № 6) «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» относит к моральному вреду нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред также может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий.

В судебном заседании установлено, что истцу в результате действий ответчика был причинен вред здоровью, при следующих обстоятельствах 26.09.2010 года в 18 часов во дворе жилого <адрес> в <адрес>, ответчик нанес истице удар кулаком по голове с левой стороны над ухом, один удар кулаком по голове с правой стороны над ухом, один удар кулаком в область шеи с правой стороны не менее 3 ударов кулаком в область ребер с правой сторон и один удар ногой под колено, отчего она упала на землю. Затем ответчик нанес ей несколько ударов кулаком по спине.

В результате данных преступных действий ответчика истцу были причинены телесные повреждения в виде тупой травмы грудной клетки справа, кровоподтека и ссадины в проекции 10 ребра справа, переломы 8-9 ребер справа, осложнившиеся посттравматической нижнедолевой пневмонией справа, посттравматическим плевритом справа, внутри плевральным кровотечением, постгеморрагическим плевритом справа, внутри плевральным кровотечением, постгеморрагической анемией легкой степени. Указанные повреждения причинили тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни. Кроме того, кровоподтек на правом плече, ссадины в области правого голеностопного сустава и кровоподтек на правом предплечье.

Указанные обстоятельства подтверждаются приговором Волжского районного суда г. Саратова от 23.06.2011 года вступившего в законную силу, материалами уголовного дела.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание материальное положение сторон, характер физических и нравственных страданий истца, фактические обстоятельства при которых был причинен вред здоровью, требования разумности и справедливости.

Ответчик по делу отбывает наказание в местах лишения свободы, не имеет возможности трудоустроится, дополнительных источников дохода не имеет, в связи с чем суд считает разумным и справедливым взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Голубева Игоря Валерьевича в пользу Максимовой Валентины Викторовны компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова со дня изготовления в окончательной форме (24.01.2012 г.)

Судья