опредоствлении жилого помещения по договору социального найма



Дело № 2-5602/11 Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Саратов                     ДД.ММ.ГГГГ

Волжский районный суд г. Саратова

В составе:

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Федоровой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Шардиной Валентины Владиславовны, Лейхтлинг Эдуарда Иосифовича, Передрий Ларисы Петровны к администрации МО «Город Саратов» о предоставлении жилых помещений по договору социального найма и в собственность,

У С Т А Н О В И Л:

     Прокурор Заводского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Шардиной В.В., Лейхтлинг Э.И., Передрий Л.П. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой по обращению Шардиной В.В. проверки установлено, что Шардина В.В., Лейхтлинг Э.И., Передрий Л.П. проживают в <адрес>, площадью 78,8 кв.м., в <адрес> в <адрес>, которая принадлежит им на праве собственности. Указанный жилой многоквартирный дом признан аварийным постановлением администрации Заводского района г. Саратова ДД.ММ.ГГГГ . Однако до настоящего времени отселение из дома Шардиной В.В., Лейхтлинг Э.И., Передрий Л.П. не состоялось. В настоящее время состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Просил суд обязать ответчика предоставить Шардиной В.В., Лейхтлинг Э.И., Передрий Л.П. благоустроенное жилое помещение, общей площадью, не менее ранее занимаемого.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования и просил возложить на ответчика обязанность предоставить Шардиной В.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью не менее 22,8 кв.м.; Передрий Л.П. предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, состоящее из одной комнаты, общей площадью не менее 22,2 кв.м.; Лейхтлинг Э.И. предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение, состоящее из 2 жилых комнат, общей площадью 33,8 кв.м.

Истцы, представитель 3 лица администрации Заводского района МО «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, истцы просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем в деле имеются их заявления.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

    Представитель прокуратуры в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель истца Шардиной В.В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить, не возражал против предоставления жилья по договору социального найма.

    В судебное заседание представитель администрации МО «Город Саратов» возражала против иска прокурора. Показала, что не соблюдена процедура признания дома непригодным для проживания. Кроме того, на администрацию не может быть возложена обязанность по обеспечению собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ, следует, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Всвязи с чем, администрация не может предоставить жилое помещение ни по договору социального найма, ни в собственность. Просила в иске отказать.

     Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

     Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

     Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

     Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

     Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

     С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

     Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

    Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

    При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

    Как установлено судом, Шардина В.В. является собственником комнаты, жилой площадью 17,3 кв.м., расположенной в 4 комнатной коммунальной <адрес>, находящейся в <адрес> в <адрес>, на основании договора купли-продажи от 1999 г., зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, ее доля в праве общей долевой собственности составляет 29/100. Передрий Л.П. на основании договора дарения от 2003 г. является собственником комнаты, жилой площадью 17,0 кв.м., расположенной в данной коммунальной квартире, зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, ее доля в праве общей долевой собственности составляет 28/100. Лейхтлинг Э.И. на основании договораприватизации жилого помещения от 1998 г. является собственником 2 жилых комнат, общей площадью 25,7 кв.м., в указанной коммунальной квартире, зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, его доля в праве общей долевой собственности составляет 43/100 (л.д. 10-16, 28-36).

    В соответствии с постановлением администрации Заводского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ утверждены акты постоянно действующей комиссии администрации района от ДД.ММ.ГГГГ о признании домов непригодными к дальнейшему проживанию, <адрес> в <адрес> признан непригодным для постоянного проживания (л.д. 9).

    Суд находит, что повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", не требуется.

    Непригодность для проживания указанного дома ответчиком не оспаривается.

Кроме того, судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцам не решен до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса, представленными материалами дела, исследованными в ходе судебного разбирательства.

     В соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

     Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

    В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.

    Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.

В силу статьи 51 Жилищного кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

    В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

    Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

    В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

    Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

    Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность администрации МО «Город Саратов» предоставить истцам вне очереди жилое помещение, возникло в 1998 г., когда жилой дом был признан аварийным, непригодным для проживания.

    Учитывая, что правоотношения между сторонами возникли до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, вступившего в силу с 01.03.2005 года, поскольку обязательство перед истцами о предоставлении им жилого помещения возникло в 1998 году, суд приходит к выводу о необходимости регулировании данных отношений Жилищным Кодексом РСФСР от 24.06.1983 года.

     В порядке ст. ст. 15, 37, 91, 93 ЖК РСФСР органы местного самоуправления распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилого фонда, находящихся в их ведении. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения в результате стихийных бедствий стали непригодными для проживания. Граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением им другого жилого помещения, если дом подлежит сносу или грозит обвалом.

     Согласно ст. 49.3 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей до 01 марта 2005 г., если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежал сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставлялось равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющей снос дома.

     Из содержания указанной статьи следует, что если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, находящиеся в собственности граждан в результате их приватизации, то этим гражданам по их выбору предоставлялось либо равноценное жилое помещение, либо иная компенсация.

     В силу ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива.

     В порядке ст. 40 ЖК РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

     В соответствии со ст. 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области», вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом.

Согласно ст. 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

     Внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, после принятия Жилищного кодекса Российской Федерации и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцами требования о внеочередном предоставлении жилых помещений взамен утраченного, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе, путем предоставления другого жилого помещения, если право на его получение было гарантировано ранее действовавшим законодательством и возникло в период его действия. В связи с чем, истцы в силу вышеприведенных норм законодательства имеют право на защиту своего права путем предоставления других жилых помещений. Кроме того, на момент рассмотрения дела каких-либо решений в отношении данного дома и отселению граждан из аварийного жилого фонда не принято ответчиком.

     Суд приходит к выводу, что истцы имеют право на предоставление им в жилых помещений, в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в пользовании истцов, непригодным для проживания в 1998 году, они не обеспечены до настоящего времени жильем.

     При этом следует учитывать, что обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» по обеспечению истцов жилым помещением возложена на данного ответчика, как на лицо, несущее такую обязанность в соответствии с учетом положений ст. 15, 29, 37, 91, 96 ЖК РСФСР, ст.ст. 85-89 ЖК РФ.

    Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Решение о признании дома <адрес> непригодным для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.

    Доводы представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает.

    Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов», суд исходит из положений Жилищного Кодекса РСФСР и Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома.

    В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истцов жилыми помещениями, являются необоснованными.

     Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

     В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

    Из материалов гражданского дела, в частности, технического паспорта, экспликации помещений, плана квартиры, следует, что квартира <адрес> является коммунальной, состоит из 4 комнат, жилой площадью 60,0 кв.м., вспомогательной площади - 18,8 кв.м.Шардиной В.В. на праве собственности принадлежит жилая комната, площадью17,3 кв.м., ее доля в местах общего пользования, составляет 29/100, что составляет 5,5 кв.м. вспомогательной площади от 18,8 кв.м., в связи с чем, Шардиной В.В. должно быть предоставлено по договору социального найма, учитывая согласие истца, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 22,8 кв.м. (17,3 кв.м. жилой + 5,5 кв.м. в местах общего пользования), состоящее из 1 жилой комнаты.

     Так как Передрий Л.П. на праве собственности принадлежит жилая комната, площадью17,0 кв.м., ее доля в местах общего пользования, составляет 28/100, что составляет 5,2 кв.м. вспомогательной площади от 18,8 кв.м., при таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Передрий Л.П. должно быть предоставлено по договору социального найма, учитывая согласие истца, благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 22,2 кв.м. (17,0 кв.м. жилой + 5,2 кв.м. в местах общего пользования), состоящее из 1 жилой комнаты.

    Как установлено в судебном заседании, Лейхтлинг Э.И. является собственником вышеуказанного жилого помещения, просил предоставить ему жилое помещение в собственность.

    Согласно ст.1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

    Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст.11 Закона).

    Лейхтлинг Э.И. в случае предоставления ему жилого помещения по договору социального найма будет лишен возможности приватизировать предоставляемое ему по договору социального найма жилое помещение и получить в собственность такое жилье.

    В соответствии с п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности.

    На основании изложенного и принимая во внимание ст.ст. 35, 40 Конституции Российской Федерации, запрещающих собственника жилого помещения лишать жилища и собственности, следует обязать ответчика предоставить Лейхтлинг Э.И. в собственность равноценное жилое помещение общей площадью 33,8 кв.м., состоящее из двух жилых комнат в черте г. Саратова, исходя из принадлежности ему на праве собственности жилых комнат, площадью 15,8 кв.м. и 9,9 кв.м. + 8,1 кв.м. в местах общего пользования),

При этом, суд полагает право собственности Лейхтлинг Э.И. на долю в праве общей долевой собственности в коммунальной квартире <адрес> должно быть прекращено после фактического предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» в собственность Лейхтлинг Э.И. жилого помещения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Шардиной Валентине Владиславовне по договору социального найма на состав семьи из 1 человека (Шардина В.В.) благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 22,8 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты.

    Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Передрий Ларисе Петровне по договору социального найма на состав семьи из 1человека (Передрий Л.П.) благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 22,2 кв.м., состоящее из одной жилой комнаты.

    Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить в собственность Лейхтлинг Эдуарду Иосифовичу на состав семьи из одного человека (Лейхтлинг Э.И.) благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 33,8 кв.м., состоящее из двух жилых комнат.

    После фактического предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» в собственность Лейхтлинг Эдуарду Иосифовичу благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова, общей площадью не менее 33,8 кв.м, состоящего из двух жилых комнат, прекратить право собственности Лейхтлинг Эдуарда Иосифовича на жилое помещение по адресу: <адрес>.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд, через суд, вынесший решение.

Текст решения изготовлен в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                            С.В. ЮДИНА