№ 2- 557 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 января 2012 г. г. Саратов. Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Егоровой И.А., при секретаре Габитовой Г.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Саратова, в интересах Табаковой Р.В. к Администрации муниципального образования « Город Саратов», третье лицо: Администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Заводского района г. Саратова обратился в суд в интересах Табаковой Р.В. о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что Табакова Р.В. проживает и зарегистрирована в <адрес> в г. Саратове, является собственником указанного жилого помещения. В вышеуказанном жилом помещении Табакова Р.В. зарегистрирована и проживает одна. Постановлением администрации Заводского района г. Саратова № 174 от 19.03.1998г. утвержден акт комиссии о признании жилых домов, в том числе жилого <адрес> в г. Саратове, не пригодным для проживания. Согласно акту межведомственной комиссии администрации Заводского района г. Саратова от 27.02.1998г. жилой <адрес> в г. Саратове является непригодным для постоянного проживания, может быть приведен в пригодное для проживания состояние при реконструкции. До настоящего времени реконструкция многоквартирного жилого дома не произведена. Табакова Р.В. обратилась в прокуратуру Заводского района г. Саратова с заявлением о защите нарушенного жилищного права. Прокурор Дремлюга А.М. и истец Табакова Р.В. в судебном заседании поддержали исковые требования и просили предоставить Табаковой Р.В. вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30.5 кв.м., состоящее из одной комнаты. Представитель ответчика - Администрации муниципального образования «Город Саратов» Тупиков В.С., действующий на основании доверенности от 06.06.2011 г. просил в иске отказать, поскольку в установленном законом порядке Табакова Р.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий не признана. Представитель третьего лица - Администрации Заводского района муниципального образования « Город Саратов», извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в отсутствие участника процесса, не явившегося в судебное заседание, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения дела. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В судебном заседании установлено, что в соответствии с актом межведомственной комиссии от 27.01.1998 г., назначенной распоряжением администрации Заводского района г. Саратова, жилой <адрес> в г. Саратове признан непригодным для постоянного проживания. Акт межведомственной комиссии утвержден постановлением Администрации Заводского района г. Саратова № 174 от 19.03.1998г. ( л.д. 23). Табакова Р.В. является собственником жилого помещения - <адрес> в г. Саратове ( л.д. 25). В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Согласно ч.3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу п.п.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли в 1998г. - признание дома непригодным для проживания. Доказательств наличия у истца в собственности иных жилых помещений, ответчиком не представлено. Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен аварийного, непригодного для проживания, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом является аварийным, непригодным для проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Табаковой Р.В. должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 30.5 кв.м. Решение о признании <адрес> непригодным для проживания принято в установленном жилищном законодательством порядке. В соответствии с п.3.2, п.3.5 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от 05.11.1985г. решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности, выносится исполкомом районного, городского районного в городе Совета народных депутатов. Утвержденные исполкомами акты служат основанием для отселения и улучшения жилищных условий граждан. Таким образом, решение о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания вынесено в 1998г. уполномоченным органом и дополнительного решения о признании данного дома непригодным для постоянного проживания на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47, не требуется. Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов» суд исходил из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. В порядке ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со ст. 34 Устава г. Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города. Администрация Заводского района г. Саратова является территориальным органом местного самоуправления, будучи юридическим лицом и распределителем бюджетных средств, наделена соответствующими полномочиями, в перечень которых не входит предоставление жилых помещений. В соответствии с Постановлением мэра г. Саратова от 10.05.2007 г. № 19 «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города. В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах гражданина в целях обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования « Город Саратов» предоставить Табаковой Р.В. на основании договора социального найма, благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 30.5 кв.м. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья