Дело № 2-328/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17.01.2012 года г. Саратов Волжский районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Пяткиной Э.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Южной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, установил: Южной транспортная прокуратура обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что Южной транспортной прокуратурой с участием специалиста Комитета социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области проведена проверка объектов транспортной инфраструктуры на предмет доступности маломобильных групп населения на боковую пассажирскую платформу <адрес>, находящейся на балансе Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Однако указанные требования нарушаются. Перед входом на платформу расположены турникеты, что не соответствует требованиям п. 3.26 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Перед турникетами оборудованы кассы, окна которых расположены на высоте 105 см., что не соответствует требованиям п. 4.15 СНиП 35-01-2001. На момент осмотра кассы не работали. Рабочие кассы находятся в здании вокзала. Высота окон касс составляет 118 см., что не соответствует требованиям п. 4.15 СНиП 35-01-2001. Допущены нарушения требований к обеспечению посадки-высадки. Согласно пункта 6.9.2.1. СП 2.5.1198-03 Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12, установлены требования по обеспечению проезда инвалидов и других маломобильных групп населения: входная дверь в вагон должна быть оборудована вспомогательными посадочными устройствами (выдвижными (откидными) трапами или подъемными устройствами (ПУ)) для посадки-высадки инвалидов с низких и высоких платформ. В случаях, исключающих возможность посадки в вагон пассажиров в индивидуальных креслах-колясках, вагоны должны быть оснащены транспортными креслами-колясками, входящими в состав оборудования вагона. Однако данные требования к посадке-высадке инвалидов не соблюдены, какие-либо вспомогательные посадочные устройства в вагонах отсутствуют. На платформу возможно попасть по подземному и надземному переходам, которые не оборудованы ни пандусом, ни подъемными устройствами, что не соответствует п.3.5 СНиП 35-01-2001. Лестница для выхода на платформу со стороны автовокзала, расположенная слева, состоит из 16 ступеней, пандусом, либо другими средствами спуска и подъема не оборудована, что не соответствует требованиям п. 3.9 СНиП 35-01-2001. Поручни расположены по обеим сторонам лестницы и находятся на высоте 65 см., что не соответствует требованиям п. 3.32 СНиП 35-01-2001. Лестница, расположенная справа, состоит из 14 ступеней, пандусом, либо Услугами перевозки пассажиров в пригородном сообщении пользуется неопределенных круг граждан-инвалидов, а также ими могут воспользоваться лица, которые станут инвалидами либо маломобильными. Просит суд обязать ОАО «РЖД» в срок до 15.02.2012 исполнить требования ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: 1.1. обеспечить оборудование специальными приспособлениями вокзала Саратов-1 и других объектов ОАО «РЖД», позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами по их перевозке в пригородном сообщении на боковой пассажирской платформе <адрес> - демонтировать турникет перед входом на боковую пассажирскую платформу <адрес>; - оборудовать окна касс перед турникетами боковой пассажирской платформе <адрес>, а также пригородных кассвзданиижелезнодорожного вокзала <адрес> в соответствии с требованиями4.15 СНиП 35-01-2001, то есть на высоте не более 0,8 м над уровнем пола; - оборудовать подземные и надземные переходы ст.Саратов-1 пандусами - оборудовать лестницы со стороны автовокзала, используемые для выхода на девятую платформу ст.Саратов-1, пандусом, либо другими средствами спуска и подъема; - оборудовать лестницы со стороны автовокзала, используемые для выхода на боковую пассажирскую платформу 9-го пути ст. Саратов-1, поручнямив соответствии с п. 3.32 СНиП 35-01-2001, то есть на высоте 0,9 м. 1.2. оборудовать мотор-вагонный подвижной состав (электропоезда пригородного сообщения) вспомогательными посадочными устройствами (выдвижными (откидными) трапами или подъемными устройствами для посадки-высадки инвалидов с низких и высоких платформ. В судебном заседании представитель прокуратуры уточнил исковые требования, просил ответчика в срок до 15.02.2013 года обеспечить исполнение закона и оборудовать лестничный сход площадью 47 кв.м. пандусом, либо другими средствами спуска и подъема поручнямив соответствии с п. 3.32 СНиП 35-01-2001, то есть на высоте 0,9 м. Представитель Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что закон «О социальной защите инвалидов в РФ» и правила на которые ссылается прокурор в исковом заявлении распространяется на вновь создаваемые объекты. Железнодорожный вокзал с его инфраструктурой построен в 1977 году, до ведение в действие настоящего закона и правил, и указанные нормы применимы лишь при проведении реконструкции вокзала и его инфраструктуры. В настоящее время не проводится не строительство новых объектов, ни реконструкция старых. ОАО «РЖД» ведется работа по адаптации существующих объектов инфраструктуры, на данные цели необходимо выделение денежных средств. Просто так деньги не могут быть выделены, необходимо техническое обоснование. В настоящее время очень много выполнено в данном направлении, однако одномоментно обеспечить исполнение закона на всех объектах не возможно. Кроме того, обязанность по исполнению требований закона возложена на организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения. ОАО «РЖД» в настоящее время не является предприятием, осуществляющим транспортное обслуживание населения. ОАО «Саратовская пригородная компания» осуществляют перевозочную деятельность, в связи с чем на ОАО «РЖД» не может быть возложена обязанность по исполнению данных требований закона, требования должны быть предъявлены к перевозчику. Требования прокурора об оборудовании мотор-вагонного подвижного состава не основаны на законе, поскольку исполнение законно должна обеспечивать организация, осуществляющая транспортное обслуживание населения. Кроме того, исполнение требований прокурора не возможно по техническим характеристикам. На заводах изготовителях отсутствуют устройства, которые бы соответствовали требованиям правил. Собственными силами данные требования не могут быть исполнены, поскольку устройства должны соответствовать требованиям безопасности, соответствовать стандартам. Как это может быть исполнено если еще не изобретены такие устройства. Представитель Дорожной дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, поддержала доводы представителя Приволжской железной дороги филиала ОАО «РЖД», дополнительно пояснила, что в 2013 году запланированы мероприятия направленные на исполнение требований закона «О социальной защите инвалидов РФ», на некоторые уже выделены денежные средства, многие требования уже исполняются. Представитель Комитета социальной защиты населения г.Саратова, поддержал заявленные исковые требования прокурора, просил иск удовлетворить. Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к следующему. Статьей 15 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. СНиП 35-01-2001. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» утвержденный Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 № 73. предусматривает 3.2. Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения. 3.3. Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602. Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5%. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м. Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1 - 2%. 3.5. При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход. 3.9. Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1 - 2%. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. 3.26. На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты. На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто". Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 сек. 3.32. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12 (ред. от 16.06.2010) «О введении в действие «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03» (вместе с «СП 2.5.1198-03. 2.5. Гигиена и эпидемиология на транспорте. Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте. Санитарно-эпидемиологические правила» п. 6.9.2.1 предусматривает, что входная дверь в вагон должна быть оборудована вспомогательными посадочными устройствами (выдвижными (откидными) трапами или подъемными устройствами (ПУ)) для посадки-высадки инвалидов с низких и высоких платформ. В случаях, исключающих возможность посадки в вагон пассажиров в индивидуальных креслах-колясках, вагоны должны быть оснащены транспортными креслами-колясками, входящими в состав оборудования вагона. Не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что требований распространяются на вновь возводимые объекты. На существующие объекты требования распространяются при проведении реконструкции, поскольку законом предусмотрена обязанность собственника предпринимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Всудебном заседании представителем ответчика были представлены документы, технология оказания услуг пассажиром с ограниченными возможностями на вокзале ст. Саратов-1 Приволжской РДЖВ, дополнительным приложением к технологическому процессу работы вокзала <адрес> в пункт разделу № 3»Билетно-кассовое обслуживание», правила оказания услуг инвалидам и лицам с ограниченными возможностями к передвижению на вокзале ст. Саратов-1 Приволжской РДЖВ, фото материалы подтверждающие выполнение требований ст.15 закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по мнению суда указанные документы не подтверждают факт исполнения требований закона при использовании маломобильными группами населения <адрес>, пригородных касс, мотор-вагонным подвижного состава электропоездов пригородного сообщения, поскольку в них не указаны вышеперечисленные объекты, и данные мероприятия могут быть лишь временными мерами, однако с 1995 года прошло достаточно времени для совершения конкретных действий. Доводы представителя ответчика о том, что законом обязанность по оборудованию специальными приспособлениями вокзалов и других объектов позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться услугами железнодорожного транспорта возложена на организации, осуществляющие транспортное обслуживание, не могут быть приняты во внимание поскольку в судебном заседании установлено, что собственником боковой пассажирской платформы <адрес> касс на боковой пассажирской платформы <адрес> пригородных касс в здании железнодорожного вокзала <адрес> мотор-вагонного подвижного состава (электропоездов пригородного сообщения является ОАО «РЖД» и факт передачи их в аренду не освобождает от обязанности исполнения требований закона. Кроме того указанные договора могут заключаться с разнообразными организациями, и возложение обязанностей в данном случае на организации осуществляющие транспортное обслуживание, не приведет к достижению установленной законом цели. Прокурором заявлены требований о проведении конкретных действий, для исполнения требований закона, по обеспечении доступа к <адрес>, пригородным кассам на 9-й платформе и в здании вокзала, электропоездам пригородного сообщения в данной части суд не может согласится, с требованиями прокурора, поскольку им не представлено доказательств того, что проведение указанных мероприятий технически возможно и безопасно. Поскольку законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по исполнению закона возложена на собственников, суд приходит к выводу, об удовлетворении требований прокурора. Прокурором в исковом заявлении в качестве ответчиков указаны ОАО «РЖД» дорожная дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, филиал дирекции железнодорожных вокзалов, собственником объектов является ОАО «РЖД» в связи с чем общество является надлежащим ответчиком по делу. При удовлетворении требований прокурора, суд исходит из того, что ответчик имеет право самостоятельно избирать способ исполнения указанного закона с точки зрения экономической обоснованности, технической допустимости, с учетом требования безопасности, в связи с чем считает невозможным обязать ответчика осуществить конкретные работы. Закон «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации» действует с 1995 г., однако ответчиком не начато его исполнение на указанных объектах, поэтому учитывая объем работ, которые необходимо провести, порядок подготовки технической документации, порядок выделения денежных средств суд считает, что разумно и обоснованно установить срок до 15.02.2013 года. Руководствуясь ст. ст. 191-199 ГПК РФ решил: Обязать ОАО «РЖД» в срок до 15.02.2013 года обеспечить в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 доступ малогабаритных групп населения на боковую пассажирскую платформу 9-го пути ст.Саратов -1. Обязать ОАО «РЖД» в срок до 15.02.2013 года обеспечить оборудование в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 для малогабаритных групп населения касс боковой пассажирской платформы 9-й путь ст. Саратов-1, пригородных касс в здании железнодорожного вокзала ст. Саратов-1. Обязать ОАО «РЖД» в срок до 15.02.2013 года обеспечить возможность использования малогабаритными группами населенияэлектропоездами пригородного сообщения в соответствии с требованиями СП 2.5.1198-03. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней через Волжский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения суда в окончательной форме (23.01.2012 года). Судья
другими средствами спуска/подъема не оборудована, что не соответствует
требованиям п. 3.9 СНиП 35-01-2001. Поручни расположены по обеим сторонам лестницы и находятся на высоте 60 см., что не соответствует требованиям п. 3.32 СНиП35-01-2001.
либоподъемнымиустройствами, обеспечивающими проход маломобильных
групп населения на боковую пассажирскую платформу 9-го пути ст. Саратов-1
для посадки в электропоезда пригородного сообщения;