о признании незаконными действий



                                                                Решение                         № 2-1108\12

                                            Именем Российской Федерации

    15 февраля 2012 г.                                                                                г.Саратов

         Волжский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Набенюка А.П.

при секретаре                              Анищенко А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску

Щекотурова ФИО6 к Комитету по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов», 3-лицо Администрация муниципального образования «Город Саратов», Управление инженерной защиты Администрации муниципального образования «Город Саратов». Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании действий незаконными, о понуждении к предоставлению земельного участка в собственность

                                                              установил:

             Щекотуров С.А. указал, что ему на праве собственности принадлежат жилой дом с навесом, баней, сараем, гаражом, погребом, наружными сооружениями площадью кв.метров по адресу : <адрес>. Данные строения расположены на земельном участке площадью кв.метров, предоставленном в аренду на 15 лет на основании договора замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ и договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Истец за свой счет выполнил кадастровые работы на земельном участке, при этом была уточнена его площадь, составившая 494 кв.метров; был составлен межевой план. Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости. Было указано разрешенное использование земельного участка - домовладение. К заявлению были приложены документы удостоверяющие личность заявителя, полномочия представителя, кадастровый план земельного участка, схема расположения земельного участка, - выписки из ЕГРП на строения находящиеся на земельном участке, - выписка      из ЕГРП на приобретаемый земельный участок, копии правоустанавливающих документов на строения и земельный участок. Комитетом по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение -р об отказе Щекотурову С.А. в предоставлении земельного участка в собственность, в связи с тем, что право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указано, что документы, удостоверяющие право собственности на все объекты недвижимого имущества, находящееся на испрашиваемом земельном участке, не были представлены. Иные основания для отказа в удовлетворении заявления не были указаны. Истец считает, что со стороны ответчика имеет место нарушение требований ст.36 Земельного Кодекса РФ, ст.52 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Утверждает, что право собственности на все строения расположенные на территории домовладения, у него зарегистрировано. Считает, что решение ответчика противоречит действующему законодательству, представленным материалам, нарушает права и законные интересы истца. Заявитель просит признать недействительным оспариваемое распоряжение, обязать ответчика принять по заявлению решение.

            Комитет по землепользованию Администрации муниципального образования «Город Саратов» просит в удовлетворении заявления отказать. Указывает, что в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утв. приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 г. № 370, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, прилагаются следующие документы : 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); 5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 6) кадастровый паспорт земельного участка; 7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством. Ответчик указывает, что согласно кадастровому паспорту здания (инв. № 63:401:001:003535620) площадь застройки составляет без учета второго этажа 234,3 кв.метров (литер А-138,1 кв.м., литер А1-6,6 кв.метров, литер Г-49,6 кв.метров, литер В-13,6 кв.метров, литер Н-26,4 кв.метров. В то же время, согласно свидетельству о гос.регистрации права от 25.09.2009 года, полезная площадь объекта составляет 231,3 кв.метров.

            В судебное заседание не явились Щекотуров С.А., представители 3-лиц Администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов». О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки не известны. С учетом мнения явившихся представителей сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

           Исследованы копия распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ, копия уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ, копия договора от ДД.ММ.ГГГГ, копия договора от ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ, копии свидетельств о гос.регистрации права собственности, копия заявления от ДД.ММ.ГГГГ, копия договора от ДД.ММ.ГГГГ, копия договора от ДД.ММ.ГГГГ. Исследованы копии кадастровых паспортов на строения, на земельный участок домовладения, исполнительная документация по жилому дому.

           Суд, исследовав доводы сторон, материалы гражданского дела приходит к следующим выводам.

           Из материалов дела следует, что заявитель обращался 27.07.2011 года в порядке, установленном ст. 29, ст. 36 Земельного Кодекса РФ в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о приобретении права на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости.

            В соответствии со ст.29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

            Согласно ст. 36 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

            Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: 1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

            В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

            В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

            В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

            Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

            Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

            В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

            В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

             Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

            Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

            Суд полагает, что при рассмотрении указанного обращения Администрацией муниципального образования «Город Саратов» было допущено несоблюдение требований ст.29, ст.36 Земельного Кодекса РФ.

            На территории домовладения     по адресу <адрес> расположены жилой дом с навесом, баней, сараем, гаражом, погребом, наружными сооружениями литер «А» из 2 этажей, полезной площадью 231,3 кв.метров. Также расположен 1 этажный жилой дом общей площадью кв.метров, литер Б, Б1, Б2. Право собственности на объекты недвижимости возникло у истца на основании договора дарения недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок был предоставлен в аренду на основании постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , а также договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

             Согласно     исполнительной документации на строения, в отношении существующих строений домовладения были получены согласования от ОГПН по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, от <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ , от ЦГСЭН в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Получено положительное заключение Инспекции архитектурно-строительного надзора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ФГУГП «Саратовская гидрогеологическая экспедиция» «Волгагеология» от ДД.ММ.ГГГГ.

             В соответствии со ст.8, 11, 12 ГК РФ,ст.3 ч.1 ГПК РФ, ст.255 ГПК РФ, п. 1-5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Для признания незаконными действий органа местного самоуправления необходимо установить как несоответствие их закону или иным правовым актам, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя. Необходимо установить, что в результате принятого обжалуемого действия или решения имеет место нарушение прав и свобод заявителя, созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод.

           Заявитель обратился в орган местного самоуправления в порядке ст.36 Земельного Кодекса РФ с заявлением от 27.07.2011 года, представив документы, предусмотренные ст.36 Земельного Кодекса РФ.

           Отчуждению, в соответствии со ст.85 Земельного Кодекса РФ, не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты). Рассматриваемый земельный участок не относится к категории земель, перечисленных в ст.85 Земельного Кодекса РФ. В соответствии с распоряжением Комитета по землепользованию Администрации муниципального образования «<адрес>» -р от ДД.ММ.ГГГГ, истцу было отказано в предоставлении в собственность земельного участка из земель населенных пунктов, кадастровый номер 64:48:010156:64, в связи с тем, что право на приватизацию земельных участков имеют лица, являющиеся собственниками зданий, строений и сооружений. Указано, что документы, удостоверяющие право собственности на все объекты недвижимого имущества, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, не были представлены.

          Ответчик указывает, что площадь застройки составляет без учета второго этажа 234,3 кв.метров. Однако, согласно свидетельства о гос.регистрации права собственности на объекты расположенные на домовладении от ДД.ММ.ГГГГ, полезная площадь объекта составляет 231,3 кв.метров. Из позиции истца, плана из инвентарного дела БТИ, кадастрового плана следует, что не было оформлено право собственности истца на пристройку литер а5, вследствие чего, имеет место разница в площадях существующих строений.

           В соответствии со ст.12 ч.1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, ст.8 Градостроительного Кодекса РФ, ст.11, 29, 34 Земельного Кодекса РФ, вопросы     соблюдения правил землепользования и застройки в области градостроительной деятельности и земельных отношений, находятся в компетенции органов местного самоуправления.               

           Суд учитывает, что на территории земельного участка, занимаемого домовладением, расположены только строения, находящиеся в собственности истца, инее используемые другими лицами. Земельный участок, на котором расположены строения, предоставлен истцу в аренду. Земельный участок в испрашиваемом размере поставлен на государственный кадастровый учет, спор о границах земельного участка отсутствует. Не представлено доказательств наличия прав на данный земельный участок со стороны других лиц.     Наличие строений на территории земельного участка, нахождение их в границах земельного участка, занимаемого истцом подтверждается представленными кадастровыми паспортами на строения и на земельный участок.

           Суд приходит к выводу о несоответствии оспариваемого распоряжения требованиям ст.36 Земельного Кодекса РФ. В соответствии со ст.11,12 ГК РФ, заявитель вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права. Суд учитывает положения ст.36, 85 Земельного Кодекса РФ, ст. 28 п.8 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ, ст. 58 п.5 Закона № 7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, ст.36 ч.4 п.2 Градостроительного Кодекса РФ, и приходит к выводу о нарушении ответчиком прав и законных интересов истца при рассмотрении его заявления.

           Ввиду этого доводы органа местного самоуправления суд считает     необоснованными, а рассматриваемое заявление подлежащим удовлетворению по указанным ранее основаниям.

                                    Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                           решил:

Признать незаконным отказ Комитета по землепользованию администрации муниципального образования «город Саратов» согласно распоряжению № в предоставлении Щекотурову ФИО4 в собственность земельного участка : расположенного по адресу: <адрес> общей площадью кв.метров.

Обязать Комитет по землепользованию администрации муниципального образования «город Саратов» принять решение по заявлению Щекотурова ФИО5 о предоставлении ему в собственность земельного участка расположенного по адресу: <адрес> общей площадью кв.метров, с выкупом в соответствии со ст.36 Земельного Кодекса РФ, с заключением договора купли-продажи.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Волжский районный суд г.Саратова. Решение суда в окончательной форме изготовлено 20.02.2012 года.

Судья: __________________ А.П.Набенюк