о признании незаконными действий



                                                                 Решение                                     № 2-716/12

                                                Именем Российской Федерации

16 февраля 2012 года                                                                                г.Саратов

          Волжский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Набенюка А.П.

с участием прокурора                 Богомолова А.А.

при секретаре                              Анищенко А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саратова в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом Администрации г.Саратова, Министерству образования «Саратовской области, 3-лицо Государственное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие», Муниципальное образовательное учреждение «Медико-биологический лицей г.Саратова», Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 3 г.Саратова», Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 18», Муниципальное учреждение здравоохранения «7-Городская детская больница», Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центральная детско-юношеская спортивная школа», Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Город Саратов», Управление по культуре Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконными действий, о понуждении к организации дошкольных учреждений

                                                                установил:

          Прокурор Ленинского района г.Саратова обратился в суд с исковым заявлением, действуя в интересах неопределенного круга лиц. Указал, что в настоящее время на территории Ленинского района г.Саратова свою деятельность осуществляют 57 детских садов. Фактически детские сады посещают 9132 ребенка. В то же время в районе существует очередь в детские сады. По состоянию на ноябрь 2011 г. в очереди на получение места в детских садах состоят 2360 детей. Прокурор полагает, что администрацией муниципального образования «Город Саратов» ненадлежащим образом исполняются обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Законом РФ «Об образовании», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», нарушаются гарантированные государством права детей на образование, воспитание и развитие. В ходе проверки прокурором было установлено, что здания, в которых располагались МДОУ «Детский сад № 69», МДОУ «Детский сад № 86», МДОУ «Детский сад № 182», МДОУ «Детский сад № 211», МДОУ «Детский сад № 241», МДОУ «Детский сад № 155», по адресам <адрес>, п<адрес>, г.<адрес> <адрес> <адрес>-а, <адрес>-б были переданы другим учреждениям с изменением профиля деятельности учреждений, об изменении назначения или о ликвидации. Прокурор указывает, что данные решения были приняты ответчиками с нарушением ч. 2, 5 ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха детей и признаются недействительными с момента их вынесения. Полагает, что в связи с отсутствием экспертной оценки остались неразрешенными вопросы о том, какова потребность населения ликвидируемых и перепрофилированных учреждениях; где будет располагаться муниципальное учреждение после передачи данного объекта; каким образом будет обеспечено право детей на получение доступного образования. Указывает, что порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания приобретения, изменения назначения имущества, достаточного для обеспечения указанных целей. Просит признать незаконным в отношении неопределенного круга лиц действия администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Ленинского района г.Саратова, Комитета по управлению имуществом города Саратова, Министерства образования Саратовской области по перепрофилированию МДОУ «Детский сад № 69, 86, 155, 182, 211, 241». Просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» организовать новые дошкольные учреждения и предоставить им взамен перепрофилированных нежилых помещений занимаемых МДОУ «Детский сад № 69, 86, 155, 182, 211, 241» иные нежилые помещения, соответствующие установленным нормативам и требованиям для осуществления деятельности, связанной с дошкольным образованием с режимом работы для дошкольных образовательных учреждений.

            Администрация муниципального образования «Город Саратов» просит в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что прокурор не имеет полномочий для возложения на администрацию муниципального образования обязанности по совершению определенных действий, выражающихся в организации новых дошкольных учреждений. Указывает, что в то же время исковые требования о восстановлении права путем возврата названных дошкольных учреждений в ранее занимаемые помещения, не заявлялись. Считает, что довод истца о нарушении п. 2 ст. 13 Федерального закона № 124-ФЗ об отсутствии экспертной оценки необоснован. Указывает, что перепрофилирование МДОУ «Детский сад № 69, 86, 155, 182, 211, 241» осуществлялось на основании конкретных ненормативных правовых актов, которые до настоящего времени никем не оспорены, не признаны недействительными. Считает также, что предварительная экспертная оценка уполномоченным органом требуется только в случае реконструкции, модернизации, изменения назначения, либо ликвидации объекта социальной инфраструктуры, при возможном возникновении негативных последствий в сфере обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для социального обслуживания. Полагает, что в отношении указанных учреждений не производились реконструкция, модернизация, ликвидация объектов, а имело место только изменение назначения нежилых помещений. В то же время данные помещения продолжали использоваться под размещение объектов социального назначения в сфере образования, развития, оздоровления и отдыха детей. Данные решения были приняты в связи с отсутствием требуемого количества детей для наполняемости учреждений. Считает, что вследствие принятия таких решений не наступили негативные последствия. Полагает, что данные решения были экономически обоснованны, принимались в целях эффективного управления муниципальной собственностью, с учетом решения комиссии по рациональному использованию объектов. Указывает, что непосредственно администрацией муниципального образования «Город Саратов» не было принято ни одного решения о перепрофилировании учреждений. Указывает, что постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 2424 от 14.10.2010 года была утверждена долгосрочная целевая программа «Расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове» на 2011-2015 годы. В соответствии с указанным постановлением было принято решение о строительстве детских дошкольных учреждений. Принимается участие в реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ в рамках полномочий, определенных муниципальными правовыми актами; - прием в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной, государственной собственности Саратовской области и частной собственности, в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами; совершение действий, направленных на государственную регистрацию прав на недвижимое муниципальное имущество; - закрепление за муниципальными учреждениями муниципального имущества на праве оперативного управления; - осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Рассматривались вопросы о приобретении в муниципальную собственность зданий для размещения дошкольных образовательных учреждений. Считает, что прокурором пропущен срок исковой давности при обращении с данными исковыми требованиями.

             Комитет по управлению имуществом г.Саратова исковые требования не признает. Указывает, что на основании распоряжений Комитета по управлению имуществом г.Саратова здания МДОУ «Детский сад № 69», МДОУ «Детский сад № 86», МДОУ «Детский сад № 86», МДОУ «Детский сад № 86», МДОУ «Детский сад № 211», МДОУ «Детский сад № 241», МДОУ «Детский сад № 155», были переданы от данных учреждений дошкольного образования для детей для использования другими учреждениями социального назначения. Данные решения были приняты в рамках предоставленных полномочий, в связи с отсутствием на момент их принятия нуждаемости в обеспечении местами в детских дошкольных учреждениях. Считает, что довод прокурора о нарушении ст.13 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации», необоснован, поскольку в рассматриваемом случае не было изменение целевого назначения имущества. На настоящий момент проводится работа по изысканию дополнительных дошкольных мест, направленная на приобретение в собственность муниципального образования «Город Саратов» имущества для размещения дошкольных образовательных учреждений, безвозмездную передачу и прием в собственность муниципального образования имущества из федеральной и государственной собственности области, по переводу муниципальных учреждений, занимающих здания бывших детских садов в иные муниципальные помещения и здания. Считает, что прокурором пропущен срок исковой давности.

              Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», МОУ ДОД «Детская школа искусств №18», Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Город Саратов» поддерживают данную позицию.

           Управление по культуре Администрации муниципального образования «Город Саратов» считает, что прокурором не представлены доказательства незаконности решений администрации муниципального образования «Город Саратов» о перепрофилировании и ликвидации детских садов № 69, 86, 155, 182, 211, 241. Считает, что в случае признания незаконными действий ответчиком по перепрофилированию учреждений будут нарушены права детей обучающихся     учреждениях находящихся в перепрофилированных зданиях.

           В судебное заседание не явились представитель Министерства образования Саратовской области, представители ГУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие», МОУ «Медико-биологический лицей г.Саратова», МУЗ «7-Городская детская больница», МУ ДОД «Центральная детско-юношеская спортивная школа», Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов». О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки не известны. Не явился представитель МОУ ДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №3 г.Саратова». О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения     сторон и представителей, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

          Судом исследованы учредительные документы учреждений дополнительного образования для детей, письмо от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права, технические паспорта, Выписки из единого гос.реестра юридических лиц. Исследовано содержание распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, -р от ДД.ММ.ГГГГ, контракты на право оперативно управления нежилыми помещениями, акты приема-передачи имущества.

          Суд, исследовав доводы сторон, материалы дела приходит к следующим выводам.

          Прокурором заявлены исковые требования в интересах неопределенного круга лиц, а также в интересах граждан. Из материалов прокурорской проверки следует, что информация о перепрофилировании помещений, ранее занимаемых дошкольными образовательными учреждениями для детей, поступила в прокуратуру в ноябре 2011 года.

          Полномочия прокуратуры на проведение проверок по заявлениям об устранении нарушений действующего законодательства, а также на обращение в суд предусмотрены ст.45 ГПК РФ, ст.27 п.4 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 года № 2202-1.

          Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

          В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

          Таким образом, запрет на обращение в суд с исковыми требованиями на основании поступивших обращений граждан, для органов прокуратуры не установлен. Суд приходит к выводу, что прокурор имел необходимые полномочия для обращения в суд с исковыми требованиям, как в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так и в интересах граждан, и значительного числа граждан, на основании обращений, поступивших в прокуратуру.

          Согласно ст.5, 12, 18 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года с изм., гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

           Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых, в соответствии с п.2 ст.7 Закона, образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом. К образовательным относятся дошкольные учреждения.

            Согласно ст.18, 31 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года с изм., органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; 3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; 4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; 5) учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, закрепление определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным муниципальным образовательным учреждением.

            В соответствии со ст.13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 года, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются Правительством Российской Федерации и применяются с учетом региональных различий, традиций народов Российской Федерации, если иное не установлено законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

            Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

            Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях. Имущество, которое является собственностью субъекта Российской Федерации и предназначено для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, используется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

            Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.

          Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

          Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в установленных законом порядке.

          Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом г.Саратова от ДД.ММ.ГГГГ здание МДОУ «Детский сад № 69» по адресу: <адрес> было передано МОУ «Медико-биологический лицей». С данным лицом в дальнейшем был заключен контракт от ДД.ММ.ГГГГ на право оперативного управления. В здании по настоящее время продолжает находиться МОУ «Медико-биологический лицей». На основании приказа отдела образования администрации Ленинского района г.Саратова № 194 от 24.05.1999 г. и на основании разрешения Министерства образования Саратовской области № 2023 от 29.04.1999 г. деятельность МДОУ «Детский сад № 86» по адресу: <адрес> была прекращена. На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом г.Саратова № 395-р от 26.05.2000 г. данное здание было передано отделу образования администрации Ленинского района г. Саратова. На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации г. Саратова № 629-р от 14.06.2006г. и на основании контракта на право оперативного управления, здание было передано в оперативное управлении МОУДОД «Детская музыкальная школа № 17». На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом администрации г.Саратова № 694-р от 01.06.2007 г., помещение общей площадью 280,6 кв.метров по данному адресу было передано в оперативное управление под размещение МОУДОД «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 3».

         Также на основании приказа отдела образования администрации Ленинского района г.Саратова от 28.11.2000 г. здание Детского сада № 182 по адресу г.Саратов, 1-проезд Панфилова д.1 было передано в ГУ «Социальный приют для детей «Доверие» в безвозмездное пользование по договору №859 от 07.05.2001 года. Согласно распоряжения Комитета по управлению имуществом Саратовской области № 1039-р от 13.06.2006 г. данное здание было закреплено на праве оперативного управления. До настоящего времени в данном помещении находится ГУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Доверие».

         На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом г.Саратова № 399-р от 04.07.2001 г., договора о закреплении имущества на праве оперативного управления № 341 от 01.02.1999 г., контрактов на право оперативного управления нежилым помещением № 940 от 28.09.2001 г, № 2026 от 14.02.2007г. и № 2369 от 05.06.2009 г. помещение по адресу: <адрес> <адрес> ранее занимаемое МДОУ «Детский сад № 211» было передано в оперативное управление МОУДОД «Детская музыкальная школа № 18».

           Согласно распоряжения администрации города Саратова от 02.07.1998 г. № 491-р здание Детского сада МДОУ «Детский сад № 241» по адресу: <адрес>-а было передано на праве оперативного управления МУЗ «7-Городская детская больница».

           Установлено, что на основании приказа начальника отдела образования администрации Ленинского района №153 от 03.12.2001 г. произведено изменение профиля учреждения МДОУ «Детский сад № 115», располагавшегося по адресу: <адрес> По данному адресу организована и располагается МУДОД « Центральная детско-юношеская спортивная школа».

           В соответствии с п.2 ст.13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 года, решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей может быть принято только после предварительной экспертной оценки последствий принятого решения.

           Предполагается, что реконструкции, модернизации, изменению назначения или ликвидации должна предшествовать процедура, состоящая из следующих этапов: - выявление объекта социальной инфраструктуры для детей, который фактически требует реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации; - проведение осмотра, экспертного анализа данных об объекте и оценки последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания; - в случае положительного экспертного заключения об отсутствии негативного влияния на состояние социальной инфраструктуры - осуществление реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объекта. Предполагается создание экспертных комиссий в составе органов управления. Комиссия рассматривает акты экспертной оценки возможных последствий данных реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов, поступающие от администраций районов.

           Пункт 2 статьи устанавливает правило, по которому принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной или муниципальной собственностью, возможно лишь при одном условии - наличие экспертной оценки, проведенной уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления. Экспертной оценке подвергаются последствия принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. Отсутствие экспертной оценки влечет недействительность решения.

           Ответчиками не отрицается то обстоятельство, что при принятии решений о передаче зданий детских дошкольных учреждений другим организациям не была проведена экспертная оценка на основе данных об объекте. Не получены выводы о возможных последствиях принимаемых решений для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития детей. Вместе с тем, из письма Отдела образования Администрации Ленинского района г.Саратова № 1101 от 09.11.2011 года следует, что на настоящий момент в Ленинском районе г.Саратова имеется очередь на получение места в детских садах в которой состоят 2360 детей. Суд критически оценивает     довод ответчиков о принятии ими мер по увеличению сети дошкольных образовательных учреждений. Наличие постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» № 2424 от 14.10.2010 года, и принятие долгосрочной целевой программы по расширение сети дошкольных образовательных учреждений в городе Саратове на 2011-2015 годы, не является достаточным основанием для вывода о соблюдении ответчиками требований с п.2 ст.13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 года, ст.18, 31 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года. С учетом изложенного, суд считает исковые требования прокуратуры доказанными. Имеются основания для признания незаконными действий Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом Администрации г.Саратова, Министерства образования Саратовской области, в связи с принятием ими и их структурными подразделениями решений по перепрофилированию и передаче нежилых помещений ранее занимаемых указанными детскими дошкольными учреждениями, и с учетом положений ст.18, 31 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года. Суд полагает, что восстановление нарушенного права неопределенного круга лиц возможно, путем возложения обязанности по организации дополнительных дошкольных учреждений и предоставления им иных нежилых помещений, соответствующие санитарно-техническим, противопожарным и градостроительным требованиях для осуществления деятельности по дошкольному образованию, с режимом работы для дошкольных образовательных учреждений взамен перепрофилированных и переданных нежилых помещений, ранее занимаемых указанными дошкольными образовательными учреждениями.

            Суд полагает, что со стороны прокуратуры района не пропущен срок на обращение в суд с данными исковыми требованиями. Ответчиками в суд была представлены копия реестра распоряжений Комитета по управлению имуществом г.Саратова по основной деятельности, в которой упоминается распоряжение № 694 от 01.06.2007 г., копия сопроводительного письма на распоряжения и приказы в период с 01.06.2007 г. по 10.06.2007 года. Суд полагает, что данный материал не позволяет сделать вывод о предоставлении истцу необходимой информации о соблюдении порядка распоряжения нежилыми помещениями, ранее занимаемыми дошкольными образовательными учреждениями для детей. Из материалов, представленных прокурором следует, что о нарушении прав      детей на получение дошкольного образования стало известно в ходе проверки, проведенной в ноябре 2011 года. Таким образом, истцом не был пропущен срок при обращении в суд с данными исковыми требованиями.

            Вследствие неисполнения данным ответчиком ст.5, 12, 18 Закона РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года, ст.13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 года.

            С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в указанном объеме.

                                   Руководствуясь ст. 191-198 ГПК РФ

                                                             решил :

Признать незаконными в отношении неопределенного круга лиц действия Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», Комитета по управлению имуществом Администрации г.Саратова, Министерства образования Саратовской области по перепрофилированию и передаче нежилых помещений ранее занимаемых МДОУ «Детский сад № 69» по адресу: <адрес>-в, МДОУ «Детский сад № 86» по адресу: <адрес>, МДОУ «Детский сад № 155» по адресу: <адрес>, <адрес> МДОУ «Детский сад № 182» по адресу: <адрес>,МДОУ «Детский сад № 211» по адресу: <адрес>-а, МДОУ «Детский сад № 241» по адресу: <адрес>-а.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» организовать дополнительные дошкольные учреждения и предоставить им взамен перепрофилированных и переданных нежилых помещений ранее занимаемых МДОУ «Детский сад № 69» по адресу: <адрес>-в, МДОУ «Детский сад № 86» по адресу: <адрес>, МДОУ «Детский сад № 155» по адресу: <адрес>, <адрес>,МДОУ «Детский сад № 182» по адресу: <адрес>,МДОУ «Детский сад № 211» по адресу: <адрес>-а, МДОУ «Детский сад № 241» по адресу: <адрес>-а, иные нежилые помещения, соответствующие санитарно-техническим, противопожарным и градостроительным требованиях для осуществления деятельности по дошкольному образованию, с режимом работы для дошкольных образовательных учреждений.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца через Волжский районный суд г.Саратова. Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.02.2012 года.

Судья: ____________________ А.П.Набенюк