признание действий и бездействия незаконными, противоправными и нарушающими права потребителя, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда



        Дело № 2-69                                      

                                                                РЕШЕНИЕ

                                                 Именем Российской Федерации

                                             

           10 февраля 2012 г.                                                                                  г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

         при секретаре Габитовой Г.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Регионального общественного учреждения защиты прав потребителей Саратовской области «иные данные», в интересах Белоедовой З.Е. к Обществу с ограниченной ответственностью « Управляющая компания « иные данные», Обществу с ограниченной ответственностью «Центр начислений «иные данные», Обществу с ограниченной ответственностью « Управляющая компания «иные данные», Обществу с ограниченной ответственностью «иные данные» о признании действий и бездействия незаконными, противоправными и нарушающими права потребителя, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда,

                                                        У С Т А Н О В И Л :

          Региональное общественное учреждение Защиты прав потребителей Саратовской области «иные данные» в интересах Белоедовой З.Е. обратилось в суд с иском обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «иные данные» (далее ООО «УК «иные данные», обществу с ограниченной ответственностью «Центр начислений «иные данные» ( далее ООО « ЦН « иные данные») о восстановлении нарушенного права потребителя, компенсации морального вреда, в обоснование которого указало, что Белоедова З.Е. проживает по адресу: <адрес>. В период с января 2010 г. по апрель 2011 г. дом находился в управлении ООО «УК «иные данные». Вместе с тем, расчетно-кассовое обслуживание осуществляет ООО « ЦН «иные данные». В нарушение законодательства ООО «ЦН «иные данные» выставляет Белоедовой З.Е. в квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг свой расчетный счет, а не расчетный счет исполнителя жилищных услуг, то есть управляющей компании. Кроме того, ООО «ЦН «иные данные» осуществляет неправильный расчет по оплате за коммунальную услугу « отопление », превышающие тариф на 18%. Считает незаконным бездействие ответчиков не проводивших корректировку за отопительный сезон 2010г. и 2011г. в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. ( далее Правила № 307). Просит признать выставленные счета к оплате на расчетный счет ООО « ЦН «иные данные» незаконными, ущемляющими права потребителя, по сравнению с правилами установленными законами и правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей; признать незаконным выставление ООО « ЦН «иные данные» доначисления в размере 18% больше утвержденного тарифа, за оспариваемый период с 01.01.2010г. по апрель 2011г., ущемляющим права потребителя; взыскать с ООО « ЦН «иные данные» денежные средства за переплаченный тепловой ресурс за 2010г. в сумме 2.295,95 руб. и неустойку в сумме 2.295,95 руб.; признать незаконным бездействие ООО «иные данные» выразившееся в том, что не препятствовала ООО « ЦН «иные данные » незаконно выставлять в квитанции потребителю расчетный счет ООО « ЦН «иные данные»; взыскать с ООО « ЦН « иные данные» денежные средства за переплаченный тепловой ресурс за отопительный период 2011г. в размере 1.904,30 руб. неустойку с ООО « УК «иные данные» в сумме 1.904,30 руб.; взыскать с ООО « иные данные» моральный вред в размере 10.000 руб.; взыскать с ООО « ЦН «иные данные» моральный вред в сумме 10.000 руб.

        В ходе рассмотрения дела к участию в деле на стороне ответчика были привлечены ООО «иные данные» ( далее ООО « иные данные»), ООО « Управляющая компания « иные данные» ( далее ООО «иные данные»).

       Белоедова З.Е. извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

        Представитель истца Гаврилюк В.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и заявление о дополнении оснований заявленных требований.

       Представитель ответчиков ООО «УК «иные данные», ООО «Центр начислений «иные данные», ООО « УК « иные данные» Коваленко Е.П., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что ООО «УК «иные данные» управляет многоквартирным жилым домом по <адрес> в <адрес> с июня 2010 г. До июня 2010г. управление многоквартирным жилым домом по <адрес> в <адрес> осуществляла ООО « УК «иные данные». В период с октября 2010г. по апрель 2011 г. поставщиком тепловой энергии по дому по адресу: <адрес>, выступало ООО «иные данные» на основании договора № 100С/ГВС снабжения тепловой энергией на отопление от 01.07.2010г. Фактический объем потребленных ресурсов и стоимость оказанных услуг по дому, исчисляемых в соответствии с Постановлениями комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, ежемесячно указывалось ООО « иные данные» в выставляемых управляющей организации счетах-фактурах. В связи с тем, что управляющая организация не имеет права изменять тариф ( цены ) на коммунальные услуги, то населению к оплате начислялись те же денежные суммы, которые были выставлены ООО « иные данные» из расчета тарифов, установленных уполномоченными органами власти. Поскольку со своей стороны управляющей организации выставленные ООО « иные данные» суммы за коммунальные услуги дополнительно НДС не облагаеются, то отсутствуют основания для проведения заявленного истом перерасчета в части налога на добавленную стоимость. Истцом необоснованно заявлены требования к ООО « УК « иные данные» и ООО « ЦН «иные данные» в части расчета корректировки платы за отопление с 01.10.2010г. по 31.12.2010г., поскольку многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> передан в управление ООО « УК « иные данные» с 23.06.2010г. Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем по формуле №8 Правил № 307 по окончании отопительного сезона, а не календарного года, а также в расчет берется плата за тепловую энергию, определенную исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. Таким образом, требования о взыскании денежных средств за потребленный тепловой ресурс и неустойки за оспариваемый период не подлежат удовлетворению. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными действий ООО «ЦН « иные данные», поскольку использование банковских реквизитов ООО «ЦН « иные данные» при выставлении платежных документов основано на договорах оказания услуг по расчетному и кассовому обслуживанию, заключенному между ООО « УК « иные данные», а также в связи с приобретением последним в 2011 г. статуса платежного центра. Просил отказать истцу во взыскании компенсации морального вреда ввиду отсутствия виновных действий ответчиков, нарушающих права истца - потребителя коммунальной услуги « отопление».

     Представитель ООО « иные данные», извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

     Суд рассмотрел дело в отсутствие истца, представителя истца и представителя ответчика - ООО « иные данные».

      Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

      В судебном заседании установлено, что Белоедова З.Е. зарегистрирована и проживает в <адрес> в <адрес>, что подтверждается счетами на оплату жилищно - коммунальных услуг ( л.д. 17-25), заявлением истца.

      Также установлено, что управление указанным домом в период с июня 2010 года по настоящее время осуществляет ООО «УК «иные данные», до июня 2010г. - ООО « УК « иные данные», что подтверждено представителем ответчиков в судебном заседании.

       Расчетно-кассовое обслуживание в вышеуказанный период времени осуществляло ООО «Центр начислений «иные данные» на основании договора на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию, заключенного между ООО «УК «иные данные»» и ООО «Центр начислений «иные данные» от 01.10. 2010 года ( л.д. 151-154).

       Согласно п. 1.1 договора на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию ООО « ЦН «иные данные» приняло на себя обязательства от имени и за счет Управляющей компании оказывать ей услуги по расчетно-кассовому обслуживанию Управляющей компании, включающему: расчет, начисление, перерасчет, учет платы за услуги Заказчика, оказываемые собственникам (нанимателям) жилых и нежилых помещений, корректировку платы за Услуги; пени за несвоевременное внесение оплаты за Услуги; разъяснительную работу с собственниками (нанимателями); включение Услуг в платежный документ, подготовленный ООО « ЦН «иные данные»; выпуск платежных документов, долговых платежных документов и платежных документов с корректировкой размера платы за оказанные Услуги.

Согласно ч.15 ст. 155 ЖК РФ, наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

        В силу Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 1). Под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (ст.3).

Как следует из ч.1 ст. 4 Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

        Согласно п. 4.4 договора от 01.10.2010 г. ООО « ЦН «иные данные» еженедельно по вторникам и четвергам перечисляет на расчетный счет Заказчика (ООО «УК «иные данные») денежные средства, принятые по платежным документам.

        Таким образом, использование банковских реквизитов ООО « ЦН «иные данные» при выставлении платежных документов основано на договорах на оказание услуг по расчетному и кассовому обслуживанию, заключенных между ООО «УК «иные данные» и вышеуказанных нормах законодательства.

      Как следует из представленных квитанций по оплате жилья и коммунальных услуг, подтверждено представителем ответчика ООО «УК «иные данные», денежные средства, уплаченные истцом по платежным документам с платежными реквизитами ООО « ЦН «иные данные» получены управляющей организацией. Права истца данными действиями не нарушены.

         В связи с чем, суд приходит к выводу, что действия ООО «ЦН «иные данные» по указанию в платежных документах своего расчетного счета основаны на нормах действующего законодательства. Следовательно, не может быть признано незаконным выставленные счета к оплате на расчетный счет ООО « ЦН «иные данные», ущемляющими права потребителя, по сравнению с правилами установленными законами и правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей, а так же бездействие ООО « иные данные», выразившееся в том, что не препятствовало и не обращалось в суд на ООО « ЦН « иные данные» по факту незаконного выставления в квитанции потребителю расчетного счета ООО «ЦН « иные данные».

      В этой части иска следует отказать.

      Согласно статье 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

       Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

       Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам урегулированы отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (далее Правила).

        Так согласно п. 15 данных Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

        В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Пунктом 19 Правил установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам;

       Согласно п. 21 вышеуказанных Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам №307. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

      Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления.

       Согласно постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 23.10.2009г. № 21/2 « Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО « иные данные» с 01.01.2010г. установлен в размере 1.124,12 руб. ( без учета НДС); согласно постановлению комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 16.12.2010г. № 19/12 « Об установлении тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО « иные данные» с 01.01.2011г. установлен в размере 1.227,27 руб. ( без учета НДС).

         Как следует из представленных в судебное заседание счетов - фактур и ведомостей потребления тепловой энергии за 2010г.-2011 г., выставленных ООО «УК «иные данные» по дому по <адрес> за спорный период, счета управляющей компании выставлялись с учетом налога на добавленную стоимость (НДС), который составляет 18%. Согласно платежным документам на имя Белоедовой З.Е. взимание платы управляющей организацией взималось с учетом НДС в размере 18% (п.3 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации), начисленным ООО « иные данные» и выставленным к оплате ООО « УК « иные данные» ( л.д. 17-25, 72-139).

         В силу п.13 ст. 40 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В соответствии с п.1 ст. 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

        Согласно правилам главы 21 НК РФ, (налог на добавленную стоимость) реализация коммунальных ресурсов ресурсоснабжающими организациями исполнителям коммунальных услуг облагается НДС, в связи с чем, основываясь на пункте 1 статьи 168 НК РФ, при выставлении счетов за реализуемые коммунальные ресурсы ресурсоснабжающая организация обязана предъявить к оплате покупателю этих ресурсов (исполнителю коммунальных услуг) соответствующую сумму НДС, в данном случае ООО « УК « иные данные» предъявил к оплате ООО «УК «иные данные» сумму НДС, что следует из представленных счетов на оплату.

          Судом установлено, что при утверждении тарифа на вышеуказанные коммунальные услуги его размер определялся регулирующим органом без включения в него суммы НДС. В связи с чем, предъявление ресурсоснабжающей организацией к оплате покупателю (исполнителю коммунальных услуг) дополнительно к регулируемой цене (тарифу) соответствующей суммы НДС является правомерным.

Суд не согласился с доводами представителя истца о том, что в связи освобождением с 01.01.2010г. от налогообложения НДС реализуемых коммунальных услуг предоставляемых управляющими организациями, ООО « УК « иные данные» неправомерно выставляла Белоедовой З.Е. оплату коммунальной услуги «отопление» с надбавкой к тарифу в 18% ( НДС), поскольку с 01.01.2010г. от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электроэнергии и газоснабжающих организаций. Данная норма закреплена п.п. 39 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом, в соответствии с вышеуказанной нормой НК РФ освобождение от налогообложения НДС коммунальных услуг, реализуемых управляющим организациям организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электроэнергии и газоснабжающими организациями, НК РФ не предусмотрено. При применении указанной нормы НК следует руководствоваться п. 1 ст. 154 ЖК РФ, согласно которой плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за отопление ( теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). То есть, коммунальные услуги, указанные в п. 4 ст. 154 ЖК РФ, предоставляемые управляющими организациями, освобождаются от налогообложения НДС при условии, что данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в п. 1 ст. 2 ФЗ от 30.12.2004г. № 210-ФЗ « Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», а также поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, что подтверждено письмом Минфина России от 23.12.2009г. № 03-07-15/169. Сумма НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются управляющими организациями в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат, что следует из п.п. 1, п.2 ст. 170 НК РФ.

       В связи с чем, суд приходит к выводу, что начисление Белоедовой З.Е. оплаты за коммунальную услугу « отопление » с учетом НДС в размере 18% производится управляющей компанией правомерно.

        При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ООО « УК «иные данные» и ООО « ЦН «иные данные» переплаченных денежных средств за оказанную коммунальную услугу « отопление » свыше установленного тарифа на 18% ( сумму НДС) и взыскании неустойки на указанную сумму, а так же о признании незаконным, ущемляющим права потребителя выставление ООО « ЦН «иные данные» доначисления в размере 18% больше утвержденного тарифа, за оспариваемый период с 01.01.2010г. по апрель 2011г., признании незаконным бездействия ООО « иные данные» по необращению в суд с требованиями к ООО « ЦН «иные данные » незаконно выставляющему в квитанции потребителю расчетный счет ООО « ЦН «иные данные», выставлении 18% больше утвержденного органом власти тарифа для ресурсоснабжающей организации, удовлетворению не подлежат.

Отсутствуют также основания для денежной компенсации морального вреда, поскольку заявлены требования о признании незаконным начисления к тарифам на коммунальные услуги НДС, о выставлении расчетного счета в платежных документах ООО «ЦН «иные данные», поскольку в удовлетворении исковых требований отказано. Кроме того, требования о признании незаконными начисления НДС к тарифу на коммунальные услуги по сути своей являются требованиями материального характера, в силу ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Законом не предусмотрена денежная компенсация морального вреда.

Разрешая требования истца о взыскании с ответчиков в пользу истца денежных средств произведена в связи с непроведением корректировки по оплате коммунальной услуги « отопление» в соответствии с п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам № 307, утвержденных Постановлением Правительства 23.05.2006г. суд руководствуется следующим.

        Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом государственной власти субъекта РФ.

Как следует из ч. 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 (далее Правила № 306), норматив потребления коммунальных услуг - месячный объем потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами (органами государственной власти субъекта РФ) (п. 2, 4 Правил). Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления (п. 12 Правил). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13 Правил).

Статьей 2 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в т.ч. населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ.

В соответствии с п. 15 Правил № 307, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством РФ.

Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (которые устанавливаются и изменяются Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области) и по установленным тарифам (которые устанавливаются ежегодно Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области ).

Возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в т.ч. и отопление) в сторону увеличения или уменьшения установлена Правилами № 307.

Правилами № 307 установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Согласно пп «б» п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги для отопления определяется в соответствии с пп. 2 п. 2 приложения N 2 к Правилам, то есть исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 приложения N 2 к настоящим правилам, где размер платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает корректировку размера платы граждан за коммунальные услуги в зависимости от фактического потребленного объема коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии.

Для расчета размера корректировки платы за отопление необходимо исходить из размера оплаты за отопление. Расчет надлежит производить из указанных сумм по формуле, содержащейся в пп. 3 п. 2 приложения N 2 к Правилам N 307.

Судом установлено, что в <адрес> в <адрес>, прибор учета тепловой энергии установлен в декабре 2009г., при этом Акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии у потребителя утвержден 03.12.2009г., что подтверждается представленным ответчиком актом приема-передачи технической документации от 27.10.2011 г ( пункт № 7).

Согласно п. 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ 12.09.1995 г. N Вк-4936, узел учета потребителя считается пригодным для ведения учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.

При этом в силу п. 7.7 Правил перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.

Судом установлено, что на начало отопительного сезона 2009 - 2010 года на <адрес> в <адрес> отсутствовал допуск прибора учета в эксплуатацию, показания прибора учета могли приниматься с 04.12.2009г. - с момента подписания акта о приемке в эксплуатацию.

С учетом указанного обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что расчет по формуле, содержащейся в пп. 3 п. 2 приложения N 2 к «Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам», произвести невозможно из-за отсутствия показателя - «размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме (руб.)», а именно, в связи с невозможностью определения показаний прибора учета в многоквартирном доме за весь отопительный период.

С начала отопительного сезона (октябрь 2009 г.) до 03.12.2009 г. в доме отсутствовал прибор учета тепловой энергии.

Согласно п. 19 Правил №307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с пп. 1 п. 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 2 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разницы количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно пп «б» п. 19 Правил при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за горячее водоснабжение в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления коммунального ресурса. Один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год, исполнитель производит корректировку размера платы за указанные коммунальные услуги и в соответствии с пп. 4 п. 1 приложения N 2 к Правилам. При корректировке определяется приходящаяся на жилое помещение стоимость разницы объема (количества) потребленного в многоквартирном доме в течение соответствующего периода коммунального ресурса и общего размера платы за коммунальную услугу за тот же период по нормативам потребления.

      Указанными Правилами (п. 2 ч. 1) при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета предусмотрена возможность проведения корректировки размера платы за отопление (руб.) в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год, по приведенной формуле.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

      Согласно п.4 ст. 426 ГК РФ, условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.

     Таким образом, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета в доме в течение всего отопительного периода должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг, правовые основания проведения корректировки за отопительный сезон 2010г. отсутствуют.

      В отопительный сезон 2011 г. начисление оплаты за потребленную услугу «отопление» управляющей организацией - ООО « УК « иные данные», принявшей дом в управление с 23.06.2010г. производилось в соответствии с п. 21 Правил №307.

        Суд согласился с расчетом ежемесячных платежей за коммунальную услугу «отопление», за отопительный сезон 2010 - 2011г, представленными ООО « УК «иные данные» в настоящем судебном заседании, поскольку он соответствует требованиям п. 21 Правил № 307 и данным о фактически потребленной тепловой энергии по дому по <адрес> в <адрес>, представленной в счетах-фактурах и ведомостях учета тепловой энергии для ГВС, выставленных ООО «иные данные», с учетом площади занимаемого истцом жилого помещения и действующего в указанный период тарифа на тепловую энергию для потребителей ООО « иные данные», установленному комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области.

      Нарушений прав истца не установлено, оснований для проведения корректировки не имеется.

       Поскольку истцу отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, требования истца о взыскании с ответчиков в пользу истца расходов по оплате услуг представителя, удовлетворению не подлежат.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                Р Е Ш И Л :

       

        Региональному общественному учреждению защиты прав потребителей Саратовской области «иные данные», в интересах Белоедовой З.Е. в иске к Обществу с ограниченной ответственностью « Управляющая компания « иные данные», Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «иные данные», Обществу с ограниченной ответственностью « Центр начислений « иные данные», Обществу с ограниченной ответственностью «иные данные» о признании действий и бездействия незаконными, противоправными и нарушающими права потребителя, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.

        Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через суд принявший решение, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

        Судья: