27 февраля 2012 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Чванова О.А., при секретаре Бочаровой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Волжского района г. Саратова в интересах Пресновой Т.Н. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - Преснов Р.И., Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», о понуждении к предоставлению жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор Волжского района г. Саратова обратился в суд в интересах Пресновой Т.Н. с иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Пресновой Т.Н., проживающей по адресу: <адрес>, о нарушении ее жилищных прав. В ходе проверки установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания распоряжением Администрации муниципального образования «Город Саратов» № от 09.07.2010 года, и до настоящего времени отселение не состоялось. В связи с чем, прокурор в интересах Пресновой Т.Н. просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Пресновой Т.Н. и ее семье благоустроенное жилое помещение общей площадью, не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям, и находящееся в черте города Саратова. В дальнейшем прокурор и Преснова Т.Н. изменили заявленные исковые требования и просили суд предоставить Пресновой Т.Н. и ее семье жилое вышеуказанное помещение по договору социального найма. В судебном заседании представитель прокуратуры Волжского района г. Саратова Плетнев Б.Б., Преснова Т.Н., поддержали заявленные исковые требования в полном объеме. Представитель Администрации муниципального образования «Город Саратов» Межевич Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что администрацией муниципального образования принято распоряжение о признании дома непригодным для проживания и проведении мероприятий по предоставлению гражданам жилого помещения в порядке очередности, поэтому администрация все свои обязательства выполнила. Третье лицо - Преснов Р.И., в судебном заседании высказался за обоснованность заявленных исковых требований. Третьи лица - Комитет по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», несмотря на своевременное и надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили, объяснений по иску суду не представили. Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам: Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади ранее занимаемому. В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). Из объяснений прокурора, и истца следует, что Преснова Т.Н. занимает отдельную квартиру <адрес>, общей площадью 27,4 кв.м, жилой площадью 19,3 кв.м, состоящей из жилой комнаты - 10,3 кв.м, жилой комнаты - 9,0 кв.м, коридора - 2,8 кв.м, кухни - 4,3 кв.м, туалета - 1,0 кв.м. Распоряжением Администрации Волжского района г. Саратова № от 25.07.2003 года «О приведении в соответствие нумерации квартир <адрес>» нанимателю Пресновой А.В. оставить номер 4 вышеуказанной отдельной муниципальной квартиры. Этим же распоряжением на Преснову Т.Н. были возложены обязанности внести изменения в техническую документацию БТИ. Доказательств проживания Пресновой Т.Н. в жилом помещении, обладающим другими техническими характеристиками ответчиком суду не представлено. В судебном заседании установлено, что истец является нанимателем квартиры <адрес> (л.д. 18 - 20). Как следует из справки ООО «...», в квартире <адрес> зарегистрированы: истец - Преснова Т.Н., ее сын - Преснов Р.И. (л.д. 78). Заключением № от 16.09.2009 года Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы Администрации города Саратова от 08 августа 2006 года № 212А, дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением Администрации муниципального образования «Город Саратов» № от 09.07.2010 года постановлено Администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г. Саратова осуществить мероприятия по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме <адрес> на условиях социального найма, в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилого помещения муниципального жилищного фонда в жилых помещениях общей площадью не менее ранее занимаемого (л.д. 11 - 12). В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации г. Саратова от 29.01.2007 года № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47. Суд приходит к выводу, что жилой дом <адрес> признан в установленном порядке непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Квартира, в которой проживает Преснова Т.Н. значится в реестре объектов муниципального жилого фонда города Саратова, что подтверждается сообщением Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» (л.д.24), в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истцом обоснованно предъявлены исковые требования к администрации муниципального образования «Город Саратов». Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности. Суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ей жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст.ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома непригодным для постоянного проживания, истец не обеспечен до настоящего времени жильем. Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма. Совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой дом <адрес>, в котором истцу была предоставлена квартира по договору социального найма, был признано непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу дома и расселению граждан принято не было. Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено. По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления, таким образом, надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального образования «Город Саратов». Судом установлено, что администрация муниципального образования «Город Саратов» не выполняет обязанности по отселению истца из жилого помещения, непригодного для проживания, никаких конкретных мер ответчиком не предпринято, в связи с чем не принимаются во внимание доводы ответчика, что обязательства ответчиком выполнены. Учитывая вышеприведенные положения закона, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В связи с чем, суд обязывает Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Пресновой Т.Н. на семью из двух человек равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 27,4 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат, в черте г. Саратова. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Пресновой Т.Н. на семью из двух человек (Преснова Т.Н., Преснов Р.И.) равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 27,4 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат, в черте г. Саратова. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (05 марта 2012 года). Судья: (подпись)