о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-899/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

01 марта 2012 года                                                                                        г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Чванова О.А.,

при секретаре Бочаровой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Волжского района г. Саратова в интересах Симагина В.В. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Симагина Т.Л., о понуждении к предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Волжского района г. Саратова обратился в суд в интересах Симагина В.В. с иском к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о понуждении к предоставлению жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Симагина В.В., проживающего по адресу: <адрес>, о нарушении его жилищных прав. В ходе проверки установлено, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания распоряжением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.11.2011 года, и до настоящего времени отселение не состоялось.

В связи с чем, прокурор в интересах Симагина В.В. просил суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Симагину В.В. и его семье благоустроенное жилое помещение общей площадью, не менее ранее занимаемого, отвечающее установленным требованиям, и находящееся в черте города Саратова.

В дальнейшем прокурор и Симагин В.В. изменили заявленные исковые требования и просили суд предоставить Симагину В.В. и его семье жилое вышеуказанное помещение по договору социального найма.

В судебном заседании представитель прокуратуры Волжского района г. Саратова Плетнев Б.Б., Симагин В.В. поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.

Представитель Администрации муниципального образования «Город Саратов» Межевич Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что администрацией муниципального образования принято распоряжение о признании дома непригодным для проживания и проведении мероприятий по предоставлению гражданам жилого помещения в порядке очередности, поэтому администрация все свои обязательства выполнила. Прокурор обратился с иском в суд преждевременно.

Третье лицо - Симагина Т.Л., в судебном заседании высказалась за обоснованность заявленных исковых требований.

Представитель Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» Котлов Д.А., действующий на основании доверенности, посчитал заявленные исковые требования необоснованными.

Третье лицо - Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов», несмотря на своевременное и надлежащее извещение о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила, объяснений по иску суду не представила.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане: проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади ранее занимаемому.

В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Из объяснений прокурора и истца следует, что Симагин В.В. и его супруга Симагина Т.Л. занимают две комнаты в коммунальной квартире <адрес> на праве социального найма.

Квартира <адрес> является коммунальной квартирой, имеет общую площадь в размере 108,1 кв.м., в том числе жилую площадь в размере 36,2 кв.м., состоит из трех жилых комнат: площадью 16,1 кв.м., площадью 9,6 кв.м. и площадью 10,50 кв.м., коридора площадью 14,50 кв.м., коридора - 4,10 кв.м., кухни - 12,10 кв.м., коридора - 7,6 кв.м., кухни - 12,10 кв.м., коридора - 4,6 кв.м., коридора - 7,6 кв.м., кладовой - 9,30 кв.м., что подтверждается техническим паспортом жилого помещения (л.д. 75 - 83).

Как следует из материалов дела, в квартире <адрес> зарегистрированы: истец - Симагин В.В., его супруга - Симагина Т.Л. (л.д. 46, 47).

Распоряжением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 14.11.2011 года постановлено признать жилые помещения в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> непригодным для проживания. Администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г. Саратова осуществить мероприятия по предоставлению гражданам, проживающим в жилом доме <адрес> на условиях социального найма жилых помещений, в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилого помещения муниципального жилищного фонда общей площадью не менее ранее занимаемого (л.д. 40).

В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации г. Саратова от 29.01.2007 года № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47.

Суд приходит к выводу, что жилые помещения в жилом доме <адрес> признаны в установленном порядке непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 об утверждении Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Квартира, в которой проживает Симагин В.В. значится в реестре объектов муниципального жилого фонда города Саратова, что подтверждается сообщением Комитета по управлению имуществом Администрации муниципального образования «Город Саратов» (л.д. 84, 85), в связи с чем суд приходит к выводу о том, что истцом обоснованно предъявлены исковые требования к администрации муниципального образования «Город Саратов».

Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности.

Суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ему жилого помещения общей площадью не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст.ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома непригодным для постоянного проживания, истец не обеспечен до настоящего времени жильем.

При решении вопроса о размере предоставляемого истцу жилого помещения суд учитывает, что согласно экспликации квартиры <адрес> и поэтажного плана дома <адрес> следует, что коммунальная квартира <адрес>, общей площадью в размере 108,1 кв.м., в том числе жилой площадью 36,2 кв.м., состоит из трех жилых комнат: площадью 16,1 кв.м., площадью 9,6 кв.м. и площадью 10,50 кв.м., коридора площадью 14,50 кв.м., коридора - 4,10 кв.м., кухни - 12,10 кв.м., коридора - 7,6 кв.м., кухни - 12,10 кв.м., коридора - 4,6 кв.м., коридора - 7,6 кв.м., кладовой - 9,30 кв.м., что подтверждается техническим паспортом жилого помещения (л.д. 75 - 83).

Истец является нанимателем жилых комнат, площадью 16,1 кв.м. и площадью 9,6 кв.м.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 42,79 кв.м. (16,1 кв.м. + 9,6 кв.м. - площадь жилых помещений занимаемых истцом и его семьей; ( 25,7 кв.м. х 71,9 кв.м. (нежилая площадь коммунальной квартиры) : 108,1 кв.м. (общая жилая площадь квартиры № 1) = 17,09 кв.м.; 25,7 кв.м. + 17,09 кв.м.), состоящее из двух жилых комнат.

Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

Совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилое помещение в доме <адрес> предоставленное истцу по договору социального найма, было признано непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу дома и расселению граждан принято не было.

Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления, таким образом, надлежащим ответчиком по делу является администрация муниципального образования «Город Саратов».

Судом установлено, что администрация муниципального образования «Город Саратов» не выполняет обязанности по отселению истца из жилого помещения, непригодного для проживания, никаких конкретных мер ответчиком не предпринято, в связи с чем не принимаются во внимание доводы ответчика, что исковые требования заявлены преждевременно, и обязательства ответчиком выполнены.

Учитывая вышеприведенные положения закона, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с чем, суд обязывает Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Симагину В.В. на семью из двух человек равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 42,79 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат, в черте г. Саратова.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить по договору социального найма Симагину ФИО12 на семью из двух человек (Симагин В.В., Симагина Т.Л.) равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 42,79 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат, в черте г. Саратова.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме (06 марта 2012 года).

Судья: (подпись)