Дело № 2-1458/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6 марта 2012 года г.Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Агарковой С.Н., при секретаре Разделкиной А.А., с участием: представителя заявителей Афанасьева А.К., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» Котлова Д.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алимбековой ФИО11, Алимбекова ФИО12 об оспаривании решения органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, в обоснование которого указали, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились в комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» с заявлением о внесении изменений в распоряжение комитета от ДД.ММ.ГГГГ №-р и уведомлений от той же даты, а именно: исключении из данных документов о переводе принадлежащей им квартиры по адресу: <адрес>, площадь Кирова, <адрес>, в нежилое помещение, пунктов о том, что перевод осуществляется с перепланировкой, так они решили перепланировку не делать. Решениями, оформленными в виде писем от ДД.ММ.ГГГГ за № и от ДД.ММ.ГГГГ №, комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «<адрес>» (далее по тексту Комитет по управлению имуществом <адрес>) отказал во внесении запрошенных изменений в указанное постановление и уведомление по тем основаниям, что существующий дверной проем из квартиры как из будущего нежилого помещения в подъезд жилого дома должен быть ликвидирован, так как пункт 7.1.2 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» обязывает помещения общественного назначения отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками без проемов. Считают, что решение Комитета по управлению имуществом <адрес> является незаконным по тем основаниям, что постановления Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которым вводится в действие указанный СНиП, не было представлено на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительству Российской Федерации предписано утвердить Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона. Правительством утвержден такой перечень. Раздел 7 «Пожарная безопасность» вышеуказанного СНиП не включен в данный перечень, в связи с чем, обязательным к применению не являются. Просили обязать Комитет по управлению имуществом <адрес> устранить нарушение препятствие к осуществлению их прав, исключив в распоряжении №-р от ДД.ММ.ГГГГ пункты 2 и 3, подпункт 4.3 пункта 4, в уведомлениях от ДД.ММ.ГГГГ в пункте 1 заменить формулировку подпункта «б» на формулировку подпункта «а» либо выдать новые уведомления с формулировкой подпункта «а». В ходе рассмотрения дела были уточнены требования заявления, просили признать незаконными решения Комитета по управлению имуществом <адрес>, оформленные в виде писем от ДД.ММ.ГГГГ за № и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во внесении изменений в вышеуказанное распоряжение Комитета по управлению имуществом <адрес> и уведомления. В судебное заседание заявители не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Представитель заявителей Афанасьев А.Е.в судебном заседании требования заявления поддержал, просил его удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Представитель Комитета по управлению имуществом <адрес> Котлов Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснив, что Алимбекова Н.Н., Алимбеков Ю.Ю. обратились в Комитет по управлению имуществом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о внесении изменений в вышеуказанное распоряжение, указывая, что перепланировку квартиры при переводе квартиры из жилого помещения в нежилое они не желают, в связи с чем, отпала необходимость в закладывании дверного проема из помещения в подъезд жилого дома. Им было отказано по тем основаниям, что нежилые помещения в соответствии с законодательством должны быть отделены от жилой части дома противопожарными перегородками и перекрытиями без проемов. В связи с чем, не имеется оснований для внесения изменений в указанное распоряжение. Просил в удовлетворении заявления отказать. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Заслушав представителей заявителей и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. В судебном заседании установлено, что заявителям на праве собственности принадлежит жилое помещение- двухкомнатная квартира общей площадью 74,8 кв.м. по адресу: <адрес>, площадь им. ФИО8, <адрес>, по 1/2 доли в праве, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. В данной квартире имеется выход в подъезд, а также отдельный выход на улицу, сделанный на основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении заключения межведомственной комиссии об устройстве отдельного входа в <адрес> по пл. Кирова», представленного в судебное заседание. Распоряжением Комитета по управлению имуществом <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ в связи с обращениями Алимбекова Ю.Ю., Алимбековой Н.Н. было принято решение о переводе жилого помещения по адресу: <адрес>, площадь им. ФИО8, <адрес>, в нежилое помещение. При этом, распоряжением собственникам помещения предлагалось провести перепланировку в соответствии с проектом приспособления и перепланировки помещений квартиры под офис при условии соблюдения требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований (п.2 распоряжения). Пунктом 3 распоряжения установлено, что комиссия по приему в эксплуатацию помещенийп осле переустройства и перепланировки осуществляет приемку выполненных ремонтно-строительных работ и подписание акта о завершении перепланировки помещения в установленном порядке. Согласно подпункту 4.3 распоряжения данный акт должен быть направлен в МУП «Городское бюро технической инвентаризации» (л.д.7-8). Из материалов дела следует, что заявителям были выданы уведомления о переводе жилого помещения в нежилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано на перевод жилого помещения в нежилое при условии проведения в установленном порядке работ согласно проекту приспособления и перепланировки помещений квартиры под офис (подпункт б) (л.д.9-10). Проектом приспособления и перепланировки предполагалось устроить дверной проем в соседнее нежилое помещение, заложить дверной проем в подъезд многоквартирного дома (л.д.11-14). Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Алимбекова Н.Н., Алимбеков Ю.Ю. обратились в комитет по управлению имуществом <адрес> с заявлением о внесении изменений в распоряжение комитета от ДД.ММ.ГГГГ №-р и уведомлений от той же даты, а именно: исключении из данных документов о переводе принадлежащей им квартиры по адресу: <адрес>, площадь <адрес>, <адрес>, в нежилое помещение, пунктов о том, что перевод осуществляется с перепланировкой, так решили перепланировку не делать, не соединять данное помещение путем организации проема с другим нежилым помещением, а выход в подъезд должен существовать в качестве эвакуационного выхода (л.д.15). Решениями, оформленными в виде писем от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.16-17) и от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.18-19), комитет по управлению имуществом <адрес> отказал во внесении запрошенных изменений в указанное постановление и уведомление по тем основаниям, что существующий дверной проем из квартиры как из будущего нежилого помещения в подъезд жилого дома должен быть ликвидирован, так как пункт 7.1.2 СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» обязывает помещения общественного назначения отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками без проемов. Согласно ч.1, 2 ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В силу ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения). При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах. Согласно ст. 26 Федерального закона «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона. С ДД.ММ.ГГГГ нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч.3 ст. 80 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений. В силу ч.2 ст. 151 Федерального закона «Технический регламент пожарной безопасности» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона. В силу ст. 88 Федерального закона «Технический регламент пожарной безопасности» части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, строения, пожарного отсека (ч.1 ст. 88). Согласно ст. 89 Федерального закона «Технический регламент пожарной безопасности» части здания различной функциональной пожарной опасности разделяются противопожарными преградами и должны быть обеспечены самостоятельными эвакуационными выходами (ч.9 ст. 89). Кроме того, в силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения Закона не распространяются (за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара; в таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями комментируемого Закона). Таким образом, вышеуказанными законами установлено обязательное наличие противопожарных преград для частей здания различной функциональной безопасности, в данном случае жилые и нежилые помещения имеют различный класс функциональной безопасности. Согласно п.3 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер 4838, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. При перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений. При аренде помещений арендаторами должны выполняться противопожарные требования норм для данного типа зданий (п. 38 тех же Правил). Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 109) помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа. В своде правил «СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные» (Утвержден Приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 778, введен в действие с ДД.ММ.ГГГГ) встроенные в жилые здания помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части глухими противопожарными стенами, перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости не ниже REI 45 или EI 45 соответственно, а в зданиях I степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа (п.ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, указанные Правила являются обязательными к применению на основании Федерального закона «О техническом регулировании», Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Указанные Правила не противоречат ст. 37 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» о классификации противопожарных преград, а в целях защиты жизни и здоровья граждан указывают на отделение жилых помещений от нежилых стенами, которые являются глухими. Довод представителя заявителей об отсутствии в перечне национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, СНиП, как правил, обязательных к применению, является необоснованным, так как в данном перечне речь идет об оборудовании и материалах. Таким образом, решения комитета по управлению имуществом об отказе во внесении изменений в вышеуказанные документы основаны на требованиях закона. Кроме того, обжалуемые решения не нарушают права заявителей, поскольку в случае отсутствия необходимости отделения жилых помещений от нежилых, заявители вправе внести соответствующие корректировки в проект переустройства, либо представить документ, подтверждающий, что переустройство и (или) перепланировка не требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве нежилого помещения. Оснований для удовлетворения требований не имеется. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Алимбековой ФИО13, Алимбекова ФИО14 об оспаривании решения органа местного самоуправления- отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд <адрес>. Судья С.Н. Агаркова