о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-220/12

Решение

именем Российской Федерации

10 января 2012 года                                 г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бжезовской И.В.,

при секретаре Беловой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галкина Олега Евгеньевича, Галкиной Александры Олеговны к ФИО8», Доронина Ирина Николаевна о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил :

представитель истцов, действующий на основании доверенностей, обратился в суд с указанным иском, в обоснование исковых требований указал, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Галкин О.Е. и Галкина А.О. являются сособственниками жилого помещения (общая долевая собственность, доля в праве каждого 1/2), двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> помещения 54, 6 кв.м.В указанной квартире зарегистрированы: Галкин Олег Евгеньевич, Галкина Александра Олеговна и Доронина Ирина Николаевна. Согласно акту межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной решением администрации <адрес> Р от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ жилой дом в котором проживают истцы, признан непригодным для постоянного проживания. Данный акт межведомственной комиссии утвержден постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГИстцы указывают, что дом признан непригодным для постоянного проживания в 1999 г., в нем проживать невозможно, состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровья. Истцы являются сособственниками вышеуказанного жилого помещения, однако согласны с предоставлением жилого помещения по договору социального найма.В соответствии с действующим в период до вступления в силу Жилищного Кодекса РФ законодательством, а именно ЖК РСФСР, вне очереди жилые помещения на условиях договора социального найма предоставлялись гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для постоянного проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом (ст. 37, 93 ЖК РСФСР).Таким образом, право на внеочередное получение жилого помещения на основании договора социального найма при признании жилого помещения непригодным для проживания было предусмотрено как Жилищным Кодексом РСФСР, так и вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Жилищным Кодексом РФ.На основании изложенного в иске просят суд обязать ФИО9» предоставить Галкину Олегу Евгеньевичу и Галкиной Александре Олеговне, на семью из 3-х человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 54, 6 кв.м. в черте г. Саратова.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены комитет ФИО10», Доронина Ирина Николаевна.

Истцы Галкин О.Е., Галкина А.О., третье лицо Доронина И.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истцов в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просит предоставить истцам благоустроенное жилое помещение для проживания по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемого.

Истцам судом разъяснено, что заявленные требования прокурора на основании норм Жилищного законодательства, заявлены относительно предоставления жилого помещения на основании договора социального найма, что предполагает утрату права собственности на объект недвижимости, принадлежащего истцу на момент рассмотрения дела, прекращение указанного права собственности и получение взамен собственной квартиры жилого помещения по договору социального найма. На указанное разъяснение истцы поддержали заявленные требования и просили предоставить им жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания.

Представитель ФИО11» исковые требования не признала, считает, что жилой <адрес> в установленном порядке органом местного самоуправления непригодным для проживания признан, однако собственник должен за свой счет произвести снос дома. В соответствии с действующим законодательством на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного жилья. Также считает, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, в связи с чем органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Кроме того, представитель ответчика, что в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ предъявление указанного иска возможно после принятия решения о сносе дома и предъявления такого требования.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.

Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи).

Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания, предусмотрено ранее действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР, так и Жилищным кодексом РФ, действующим с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что на основании договора на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ Галкин О.Е., Галкина А.О. являются собственниками в праве общей долевой собственности в равных долях на <адрес> по ул. им. ФИО6 в <адрес>, о чем истцам выданы свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8). Право собственности истцов на данный объект подтверждается также сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 43-48).

Галкин О.Е., Галкина А.О. - сособственники квартиры, а также член семьи собственника жилого помещения Доронина И.Н. зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес> по ул. им. ФИО6 (л.д. 9).

По данным технического паспорта, технической инвентаризации, представленным на запрос суда МУП «Городское бюро технической инвентаризации» и из экспликации <адрес> по ул. им. ФИО6 <адрес>, общая площадь жилого помещения составляет 54,6 кв.м.

Из представленных документов следует, что истцы и третье лицо занимали две жилые комнаты.

В соответствии с Актом межведомственной комиссии, назначенной решением администрации <адрес> Р от ДД.ММ.ГГГГ - р принято решение о том, что жилой <адрес> в <адрес> согласно требований п.п. 3, 4 «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для проживания» следует отнести к непригодным для проживания по основаниям аварийности дома (л.д. 14).

В соответствии с актом государственной жилищной инспекции Саратовской области о результатах проведенных в отношении жилого дома мероприятий по государственному контролю соблюдения положения жилищного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ санитарно - бытовое состояние жилого <адрес> в <адрес> признано неудовлетворительным, по причине невыполнения длительное время ремонтных работ. Акт составлен по заданию администрации <адрес> (д.<адрес>). Также государственным инспектором <адрес> по результатам проверки жилого <адрес> в <адрес> установлено неудовлетворительное противопожарное состояние жилого дома (л.д. 20).

Представитель ФИО12» указывает на то, что на момент рассмотрения дела не приняты дальнейшие решения по приведенному Акту, в том числе, о предоставлении лицам, проживающим в указанном аварийном многоквартирном доме для проживания других жилых помещений и о предъявлении к собственникам требования о выкупе земельного участка. Что обусловлено, по пояснениям представителя ответчика, отсутствием свободного муниципального жилья и недостаточностью времени. Однако данные обстоятельства не могут служить основанием к отказу в удовлетворении настоящего иска, поскольку в силу приведенных норм права, при признании жилого помещения предоставленного гражданину по договору социального найма у органа местного самоуправления возникает обязанность по предоставлению иного помещения для проживания. Так, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Из указанной нормы следует, что в ней отсутствует указание на предоставление жилья в течение определенного периода после проведения мероприятий по установлению наличий жилых помещений.Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

При этом необходимо учитывать, что проживание в объекте, признанном непригодным для проживания, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Суд учитывает, что истцы не имеют в пользовании и в собственности другого жилья и нуждаются в получении жилого помещения в настоящее время, в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истца жилым помещением являются несостоятельными.

Таким образом, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

При этом, вопреки доводам ответчика, не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживают истцы и их семья, пришло в состояние непригодное для проживания, поскольку умышленных действий со стороны истцов или членов их семьи не установлено.

В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации г. Саратова от 29.01.2007 года № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилой дом жилого <адрес> в <адрес>, в котором находится квартира, принадлежащая истцам, в установленном порядке признан непригодным для проживания в связи с технической невозможностью устранения его дефектов. Данный факт является основанием для предоставления истцам, проживающим в указанном объекте, другого благоустроенного помещения, пригодного для проживания.

Таким образом, установлена полная непригодность жилого помещения для проживания. При этом суд не может принять во внимание довод представителя ФИО14 ФИО13», что в установленном законом порядке жилое помещение непригодным для проживания признано не было, поскольку имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об обратном. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Истцы указывают, что в связи с непригодностью для проживания жилого помещения, предоставленного им, они не имеет никакого жилого помещения для проживания, испытывают нуждаемость в получении жилого помещения во внеочередном порядке.

Как видно, из сведений, представленных ФИО15 истцы не имеют прав на какие-либо другие жилые помещения (л.д. 32, 34, 43, 45).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Судом также установлено, что ФИО16» не выполняет обязанности по отселению истца и третьего лица из жилого помещения, непригодного для проживания, что подтверждается материалами дела, а также не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности.

Суд приходит к выводу, что истцы имеют право на предоставление жилого помещения общей площадью 54,6 кв.м, то есть не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст.ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома непригодным для постоянного проживания многоквартирного жилого дома, истцы не обеспечены до настоящего времени жильем.

Суд определяет площадь помещения, подлежащего предоставлению истцу, исходит из технических документов, которыми подтверждается, что общая площадь жилого помещения занимаемого истцом составляет 54,6 кв.м. Указанный размер площади жилого помещения соответствует также данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право собственности у истцов на жилое помещение именно исходя из площади - 54,6 кв.м. Количество комнат занимаемого истцами жилого помещения соответствовало двум жилым комнатам, в связи с чем, и подлежащее предоставлению помещение не должно быть менее двух жилых комнат.

Ссылка представителя ответчика на наличие ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2009-2010 годах» утвержденную постановлением администрации муниципального образования «Город Саратова» № 78 от 21.02.2009 г., не лишает истца права на обращение в суд с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения, с учетом положений приведенного действующего законодательства.

Несостоятельна позиция ответчика о том, что возможность предоставления жилья собственникам, чьи помещения признаны непригодными для проживания, не предусмотрена законом и собственники должны самостоятельно нести бремя содержания своего имущества, по следующим основаниям.

В силу приведенных норм права, возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения не связана с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу положений жилищного законодательства может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Суд учитывает, что истцы не имеет в пользовании и в собственности другого жилья и нуждается в получении жилого помещения в настоящее время, в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истцов жилым помещением являются несостоятельными.

Ссылка представителя ответчика на том, что в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации истец не может претендовать на жилое помещение, является необоснованной поскольку данная правовая норма регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает действия статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой <адрес> в <адрес>, в котором находится <адрес>, принадлежащая истцам, занимаемая ими, был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было.

Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на ФИО17 Саратов» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова общей площадью не менее 54,6 кв.м. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил :

обязать ФИО18» предоставитьГалкину Олегу Евгеньевичу, Галкиной Александре Олеговне по договору социального найма на семью из трех человек (Галкин Олег Евгеньевич, Галкина Александра Олеговна, Доронина Ирина Николаевна) благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 54,6 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат, в черте города Саратова.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме (16 января 2012 года).

Судья                                                                                             И.В. Бжезовская