о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-309/12

Решение

именем Российской Федерации

11 января 2012 года                                   г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бжезовской И.В.,

с участием помощника прокурора Заводского района г. Саратова

Заграничного И.М.,

при секретаре Беловой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Заводского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Цуцаевой Олимпиады Александровны к ФИО8», третьи лица Дзьома Виктория Валерьевна, Дзьома Михаил Олегович, ФИО9» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил :

заместитель прокурора Заводского района г. Саратова обратился в суд с указанным иском в интересах Цуцаевой О.А., в обоснование исковых требований указал, что в прокуратуру Заводского района г. Саратова поступило заявление Цуцаевой О.А. о нарушении ее жилищных прав.В ходе проведенной проверки установлено, что Цуцаева О.А. является собственником жилого помещения и проживает по адресу: <адрес>. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, признан непригодным для проживания постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГПервый заместитель прокурора <адрес> указывает, что до настоящего времени отселение истцов не состоялось, а в настоящее время состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.Отселение истца в данном случае должно быть произведено не в порядке очередности, как лицу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий а в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ.Таким образом, условия о предоставлении жилого помещения жителям <адрес>, в связи с признанием его непригодным для проживания, имеются и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу РФ, действующему с ДД.ММ.ГГГГ.На основании изложенного просит обязать ФИО10 предоставить Цуцаевой О.А. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ране занимаемого, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФИО12 ФИО11, Дзьома Виктория Валерьевна, Дзьома Михаил Олегович.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Дзьома Виктория Валерьевна, Дзьома Михаил Олеговичв судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просят представить истцу благоустроенное жилое помещение для проживания по договору социального найма общей площадью не менее ранее занимаемого.

Представителю истца, третьим лицам судом разъяснено, что заявленные требования прокурора на основании норм Жилищного законодательства, заявлены относительно предоставления жилого помещения на основании договора социального найма, что предполагает утрату права собственности на объект недвижимости, принадлежащего истцу на момент рассмотрения дела, прекращение указанного права собственности и получение взамен собственной квартиры жилого помещения по договору социального найма. На указанное разъяснение представитель истца и третьи лица поддержали заявленные требования и просили предоставить им жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания.

Помощник прокурора Заводского района г. Саратова также в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ФИО13» исковые требования не признала, считает, что жилой <адрес> в установленном порядке органом местного самоуправления непригодным для проживания признан, однако собственник должен за свой счет произвести снос дома. В соответствии с действующим законодательством на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного жилья. Также считает, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, в связи с чем органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Кроме того, представитель ответчика, что в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ предъявление указанного иска возможно после принятия решения о сносе дома и предъявления такого требования.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.

Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи).

Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания, предусмотрено ранее действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР, так и Жилищным кодексом РФ, действующим с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ Цуцаева О.А. является собственником жилого помещения в <адрес> в <адрес> жилой площадью 17,4 кв.м., о чем истцу выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). Право собственности истцов на данный объект подтверждается также сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 39).

Цуцаева О.А. собственник жилого помещения, а также члены семьи собственника жилого помещения Дзьома В.В., Дзьома М.О. зарегистрированы и проживали по адресу: <адрес> по <адрес> в <адрес> (л.д. 60).

По данным технического паспорта, технической инвентаризации, представленным на запрос суда МУП «Городское бюро технической инвентаризации» и из экспликации коммунальной квартиры, в состав которой входит четыре жилые комнаты (л.д. 43-45) следует, что жилое помещение по адресу: коммунальная <адрес> в <адрес>, является коммунальной квартирой и состоит из четырех жилых комнат. Общая площадь всей коммунальной квартиры составляет 80,5 кв.м., в том числе жилая: 62,7 кв.м., площадь помещений общего пользования (коридоры, санузел, кухня) 17,8 кв.м. Площадь балконов, лоджий и иных помещений не входит в состав общей площади жилого помещения. При этом, жилое помещение комната занимаемая истцом Цуцаевой О.А. имеет площадь 17,4 кв.м. (л.д. 44). При расчете долей коммунальной квартиры по адресу: коммунальная <адрес> в <адрес> следует, что жилая площадь комнаты, которую занимает Цуцаева О.А., составляет 17,4 кв.м., что соответствует 27,75 % от общей жилой площади коммунальной квартиры, соответственно ее доля в общей площади равна 4,98 кв.м. (27,75 % от 17,8 кв.м.).

Из представленных документов следует, что истец занимала одну жилую комнату.

В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении актов постоянно действующей комиссии администрации <адрес> по обследованию зданий и сооружений» утвержден акт комиссии о признании <адрес> в <адрес> непригодным для проживания (л.д. 39).

В ответ на запрос суда, ФИО14» также представила все приведенные документы.

Представитель ФИО15» указывает на то, что на момент рассмотрения дела не приняты дальнейшие решения по приведенному постановлению, в том числе, о предоставлении лицам, проживающим в указанном аварийном многоквартирном доме для проживания других жилых помещений и о предъявлении к собственникам требования о выкупе земельного участка. Что обусловлено, по пояснениям представителя ответчика, отсутствием свободного муниципального жилья и недостаточностью времени. Однако данные обстоятельства не могут служить основанием к отказу в удовлетворении настоящего иска, поскольку в силу приведенных норм права, при признании жилого помещения предоставленного гражданину по договору социального найма у органа местного самоуправления возникает обязанность по предоставлению иного помещения для проживания. Так, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Из указанной нормы следует, что в ней отсутствует указание на предоставление жилья в течение определенного периода после проведения мероприятий по установлению наличий жилых помещений.Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

При этом необходимо учитывать, что проживание в объекте, признанном непригодным для проживания, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Суд учитывает, что истец и третьи лица не имеют в пользовании и в собственности другого жилья и нуждаются в получении жилого помещения в настоящее время, в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истца жилым помещением являются несостоятельными.

Таким образом, у органов местного самоуправления в силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

При этом, вопреки доводам ответчика, не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживает истец и ее семья, пришло в состояние непригодное для проживания, поскольку умышленных действий со стороны истца или членов ее семьи не установлено.

В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации г. Саратова от 29.01.2007 года № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.

В ходе рассмотрения дела установлено, что жилой <адрес> в <адрес>, в котором находится квартира, принадлежащая истцу, в установленном порядке признан непригодным для проживания в связи с технической невозможностью устранения его дефектов. Данный факт является основанием для предоставления истцу, проживающей в указанном объекте, другого благоустроенного помещения, пригодного для проживания.

Таким образом, установлена полная непригодность жилого помещения для проживания. При этом суд не может принять во внимание довод представителя администрации ФИО16», что в установленном законом порядке жилое помещение непригодным для проживания признано не было, поскольку имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об обратном. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Представитель истца и третьи лица указывают, что в связи с непригодностью для проживания жилого помещения, предоставленного им, они не имеют никакого жилого помещения для проживания, испытывают нуждаемость в получении жилого помещения во внеочередном порядке.

Как видно, из сведений, представленных ФИО17 истец и третьи лица не имеют прав на какие-либо другие жилые помещения (л.д. 40-41, 43, 47).

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Судом также установлено, что ФИО18» не выполняет обязанности по отселению истца и третьего лица из жилого помещения, непригодного для проживания, что подтверждается материалами дела, а также не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности.

Суд приходит к выводу, что истцы имеют право на предоставление жилого помещения общей площадью 22,38 кв.м, то есть не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст.ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома непригодным для постоянного проживания многоквартирного жилого дома, истец не обеспечена до настоящего времени жильем.

Суд определяет площадь помещения, подлежащего предоставлению истцу, исходя из технических документов, которыми подтверждается, что жилая площадь жилого помещения занимаемого истцом с учетом права на места общего пользования составляет (17,4 кв.м. + 4,98 кв.м.) 22,38 кв.м., суд принимает указанные сведения в основу решения. При этом сведения технической инвентаризации подтверждены уполномоченным органом, в связи с чем у истца имеется право на площадь жилого помещения, в том числе с учетом размера ее доли на места общего пользования. Именно из указанного размера площади жилого помещения истец производит оплаты за жилое помещение (л.д. 61). Количество комнат занимаемого истцом и членами ее семьи жилого помещения соответствовало одной жилой комнате, в связи с чем, и подлежащее предоставлению помещение не должно быть менее одной жилой комнаты.

Ссылка представителя ответчика на наличие ведомственной целевой программы «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2009-2010 годах» утвержденную постановлением администрации муниципального образования «Город Саратова» № 78 от 21.02.2009 г., не лишает истца права на обращение в суд с исковыми требованиями о предоставлении жилого помещения, с учетом положений приведенного действующего законодательства.

Несостоятельна позиция ответчика о том, что возможность предоставления жилья собственникам, чьи помещения признаны непригодными для проживания, не предусмотрена законом и собственники должны самостоятельно нести бремя содержания своего имущества, по следующим основаниям.

В силу приведенных норм права, возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения не связана с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу положений жилищного законодательства может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Суд учитывает, что истец не имеет в пользовании и в собственности другого жилья и нуждается в получении жилого помещения в настоящее время, в связи с чем, доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истцов жилым помещением являются несостоятельными.

Ссылка представителя ответчика на том, что в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации истец не может претендовать на жилое помещение, является необоснованной поскольку данная правовая норма регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает действия статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой <адрес> в <адрес>, в котором находится <адрес> принадлежащая истцу, занимаемая ею, был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было.

Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на ФИО19» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова общей площадью не менее 22,38 кв.м. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил :

обязать ФИО20» предоставить Цуцаевой Олимпиаде Александровне по договору социального найма на семью из трех человек (Цуцаева Олимпиада Александровна, Дзьома Виктория Валерьевна, Дзьома Михаил Олегович) благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 22,38 квадратных метров состоящее из одной жилой комнаты в черте города Саратова.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме (16 января 2012 года).

Судья                          подпись                                                                   И.В. Бжезовская