Решение № 2-1660/12 Именем Российской Федерации 30 марта 2012 г. г.Саратов Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Набенюка А.П. с участием прокурора Бранова М.А. при секретаре Анищенко А.П. с участием истца Овсянникова А.Г., представителя ответчика Радченко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Саратова в защиту прав и законных интересов Овсянникова О. Г. к Администрации муниципального образования «Город Саратов»,третье лицо Комитет по управлению имуществом г.Саратова о предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов данного лица. Представил материал, согласно которого истец проживает и зарегистрирован по адресу <адрес>, является собственником данного помещения. Квартира состоит из трех комнат и имеет общую площадь № кв.метров. В соответствии с актом обследования и заключением Межведомственной комиссии от 23.08.2011 года, данный дом был признан непригодным для дальнейшего проживания. Прокурор полагает, что ответчик несет обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению истцу, проживающему в данном доме, жилого помещения в пользование по договору социального найма, в порядке определенном ст.57, 87, 89 ЖК РФ общей площадью не менее, чем в занимаемом помещении. Просит обязать ответчика предоставить данной семье при отселении жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому. Овсянников О.Г. поддерживает исковые требования. Просит предоставить ему жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из двух человек. Администрация муниципального образования «Город Саратов» исковые требования не признает. Указывает, что на момент проведения обследования жилого дома действовал Жилищный Кодекс РСФСР, в соответствии с которым проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания производились в порядке, установленном ст.8 ЖК РСФСР, Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утв. приказом Министра ЖКХ РСФСР от 05.11.1985 года № 529, а не постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. Полагает, что акт обследования от 27.02.1998 года Межведомственной комиссии не соответствует указанным требованиям. В настоящее время на территории муниципального образования действует межведомственная комиссия, созданная на основании постановления администрации г.Саратова № 212А от 08.08.2006 года, постановления главы администрации г.Саратова от 29.01.2007 года № 36. Считает, что поскольку истцы являются собственниками помещения, то признание такого помещения непригодным для проживания регламентируется п.14, п.20-23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14. При этом необходимо установить наличие нуждаемости истцов в улучшении жилищных условий, соблюсти порядок изъятия недвижимости у собственников, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ. Полагает, что на орган местного самоуправления может быть возложена лишь обязанность по уплате собственникам помещения выкупной цены. Также полагает, что признание дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом принявшим решение к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Считает, что только в случае неисполнения требований собственниками помещений в установленные сроки, указанный дом подлежит изъятию для муниципальных нужд, применяется механизм изъятия земельного участка в порядке ст.32 ЖК РФ. Указывает, что действующим законодательством не предусмотрены сроки для принятия решения об изъятии земельного участка в порядке ст.32 ЖК РФ. В судебное заседание не явился представитель Комитета по управлению имуществом г. Саратова - о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки не известны. Суд, с учетом мнения явившихся сторон, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица. Судом исследованы переписка сторон, свидетельства о государственной регистрации права собственности, копия технического паспорта БТИ, справка формы № 1, акт Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 23.08.2011 года № 37/Л, техническое заключение ООО Институт «Саратовоблпроект» № 41 от 04.05.2011 года. Исследовано постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» № 474 от 31.10.2011 года. Суд, исследовав позиции сторон, материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам. Семья истца состоит из двух человек, которые зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес>. В соответствии с актом Межведомственной комиссии от 23.08.2011 года, администрацией г.Саратова было издано постановление о мероприятиях по отселению физических лиц из жилых помещений многоквартирного дома по адресу <адрес>. Согласно акта Межведомственной комиссии и технического заключения, общее состояние основных строительных конструкций здания оценивается как аварийное. Межведомственная комиссия признала многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу на основании п.34 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47. Комиссия пришла к выводу, что жилой дом следует отнести к категории непригодных для постоянного проживания. Из позиции Администрации муниципального образования «Город Саратов», и Комитета по управлению имуществом г.Саратова следует, что ремонтные работы в данном доме не произведены. До настоящего времени мероприятия по отселению из него граждан и предоставлению жилых помещений в порядке определенном ст.89 ЖК РФ не проведены. В суд не представлены сведения о выполнении работ, направленных на поддержания жилого дома и помещении, принадлежащего истцу в исправном техническом состоянии. Состояние конструкций не обеспечивает безопасное пребывание людей в жилом помещении. Суд считает, что данное заключение Межведомственной комиссии позволяет сделать вывод о непригодности дома для проживания принято органом, уполномоченным для принятия решений о признании домов непригодными для постоянного проживания, согласно ст.8,15, 29,37 ЖК РСФСР, а затем ст.57, 87, 89 ЖК РФ. Отселение истцов из указанного дома должно быть произведено не в порядке очередности, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, а в порядке ст.87, 89 ЖК РФ. В соответствии со ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам, наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии со ст.89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. По делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ. Оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47. Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Необходимо учитывать, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 ст.57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). В соответствии с пунктом 1 части 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Как следует из ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания. Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья. Суд полагает, что при отселении граждан из жилых помещений в порядке ст.87-89 ЖК РФ, в связи с непригодностью их для проживания, невозможно учитывать нуждаемость в улучшении жилищных условий. В данном случае нельзя учитывать нуждаемость в улучшении жилищных условий, право на дополнительную площадь, состав семьи. Суд принимает во внимание, что по ст.87-89 ЖК РФ производится отселение в связи с тем, что создается реальная угроза жизни граждан, и невозможно их дальнейшее проживание занимаемых жилых помещениях. Поэтому отселение следует производить в другое равнозначное жилое помещение. Отселяемые лица сохраняют за собой право состоять на учете, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Прокурор просит предоставить его семье жилое помещение по договору социального найма. Данное требование не противоречит положениям ст.57, 87, 89 ЖК РФ, п.20, 22, 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. № 14, по смыслу ч.8 ст.32 ЖК РФ, собственнику жилого помещения, другое жилое помещение должно предоставляться взамен на праве собственности. Овсянников О.Г. также настаивает на предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма. Вследствие этого, следует возложить на ответчика обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма на весь состав семьи. Суд учитывает, что при удовлетворении исковых требований, и отселении граждан из принадлежащей им квартиры, право собственности на прежнее помещение должно быть прекращено. В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года № 14 (пункт 20), после фактического предоставления истцу в пользование другого жилого помещения, их право собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, подлежит прекращению. Общая площадь помещения, на которое имеет право истец, определена при технической инвентаризации. С учетом содержания ст.32, 87, 89 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилых помещений следует возложить на муниципальное образование «Город Саратов», несущее такие обязанности в силу ст.14, 32, 49, 52,57, 60 ЖК РФ. Суд считает доказанным соблюдение порядка, предусмотренного Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47. Суд полагает, что Администрация муниципального образования «Город Саратов», не освобождена от исполнения обязанностей, предусмотренных ст.14 ч.1, ст.57 ч.2, 4 ЖК РФ при наличии выводов Межведомственной комиссии о неудовлетворительном техническом состоянии жилого дома. Данная комиссия действовала в необходимом составе. Не представлено сведений об отнесении дома к категории пригодного для проживания, о проведении ремонта, улучшающего технические характеристики, устраняющие угрозу для проживания в них граждан. Из материалов дела следует, что неудовлетворительное техническое состояние данного объекта, не допускает дальнейшее постоянное проживание в нем граждан. Поскольку ответчиком не принималось решение о предоставлении истцу жилых помещений в конкретные сроки, и не принимались достаточные меры к отселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, суд приходит к выводу, что за данным ответчиком сохраняется обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в порядке ст.32, 57 ЖК РФ. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Овсянникову О. Г. на состав семьи из 2 человек по договору социального найма благоустроенное отдельное жилое помещение отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из 3 отдельных комнат, общей площадью не менее № кв.метров в пределах г.Саратова в порядке ст. 57,87, 89 ЖК РФ. После фактического предоставления Овсянникову О. Г. по договору социального найма другого жилого помещения, прекратить его право собственности на жилое помещение по адресу <адрес>. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения в полном объеме, через Волжский районный суд г.Саратова. Судья: ___________________ А.П.Набенюк