жалоба на неправомерные действия руководителя



Дело № 2-2084/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

02.04.2012 года                                      г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А, при секретаре Пяткиной Э.С., с участием заявителя Тонаканяна С.Р., представителя Следственного управления Саратовской области Мешковой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Тонаканян ФИО9 на неправомерные действия руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления Саратовской области,

установил:

Тонаканян С.Е. обратился с жалобой на неправомерные действия руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления Саратовской области, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что 30.12.2011 г. им была подача жалоба в СУ СК по Саратовской области на действия мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова Мещеряковой Т.В. и эксперта ООО «Научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз» Киселевой Л.А. в которой указывал, что судья вынесла заведомо неправосудное решение, эксперт дала ложное заключение. Кроме того, сообщал об угрозах его жизни и здоровью, а также его родственников.

Однако, руководителем отдела по приему граждан и документационному обеспечению Рогачевой Н.Ю. неправомерно были возвращены его документы, без проведения надлежащей проверки фактов, изложенных в жалобе. Просит суд признать незаконным и необоснованным решение (ответ) руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению Н.Ю. Рогачевой от 24.01.2012 г. Обязать руководителя следственного управления Саратовской области осуществить в соответствии с законодательством РФ проверку с его участием содержащихся в его жалобе от 30.12.2011 г. сообщений о преступлениях. Обязать руководителя следственного управления Саратовской области принять неотложные меры для обеспечения его безопасности и безопасности его родственников. Обязать руководителя следственного управления Саратовской области в установленном законом порядке привлечь к ответственности лиц совершивших правонарушения.

В судебном заседании Тонаканян С.Е. поддержал в полном объеме доводы изложенные в жалобе, просил жалобу удовлетворить в полном объеме.

Представитель следственного управления Саратовской области просил отказать в удовлетворении жалобы, поскольку ответ Тонаканян С.Е. дан в соответствии с установленным порядком, уполномоченным должностным лицом.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ст.11 ГК РФ, ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п.п. 1,7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В порядке главы 25 ГПК РФ суды не вправе рассматривать дела об оспаривании следующих решений, действий (бездействия), связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права, а также норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):

решений, действий (бездействия), совершенных указанными в статье 123 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) лицами и связанных с применением норм уголовного и уголовно-процессуального права при осуществлении производства по конкретному уголовному делу (включая досудебное производство). Вместе с тем в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены действия должностных лиц, совершенные ими при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий и не подлежащие обжалованию в порядке уголовного судопроизводства, а также действия должностных лиц оперативно-розыскных органов, отказавших лицу, виновность которого не доказана в установленном законом порядке, в предоставлении сведений о полученной о нем в ходе оперативно-розыскных мероприятий информации, или предоставивших такие сведения не в полном объеме (части 3 и 4 статьи 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности");

прямо названных в УПК РФ решений и действий, которые не связаны с каким-либо возбужденным уголовным делом: постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (часть 1 статьи 125 УПК РФ), отказа в приеме сообщения о преступлении (часть 5 статьи 144 УПК РФ), решения Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя о выдаче лица (статья 463 УПК РФ).

Согласно статьи 1 Федерального закона от 28.12.2010 г. № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации», следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Основными задачами Следственного комитета являются: оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

Статьей 11 указанного закона установлено, что в следственных органах Следственного комитета в соответствии с их полномочиями рассматриваются заявления и иные обращения, содержащие сообщения о преступлениях, ходатайства по уголовным делам, жалобы на действия (бездействие) и решения руководителей следственных органов Следственного комитета и следователей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Решение, принятое руководителем следственного органа Следственного комитета или следователем, не препятствует обращению соответствующего лица к прокурору или в суд.

Поступающие в следственные органы и учреждения Следственного комитета иные заявления, обращения и жалобы рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ответ на заявление, обращение, жалобу должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления, обращения или жалобы отказано, подавшему их лицу должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения и его право обжаловать соответствующее решение в суд.

Приказом Следственного комитета РФ от 03.05.2011 г. № 72 утверждена инструкция «О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации», пунктом 21 указанной инструкции установлено, что сообщения, заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 - 145 УПК РФ.

Поступившие в следственный орган СК России сообщения, заявления, обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят в связи с этим вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, также не подлежат регистрации в книге регистрации сообщений о преступлении и не требуют проверки в порядке, предусмотренном статьями 144 - 145 УПК РФ.

В случае поступления указанного сообщения, заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Такие сообщения, заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» или статьей 124 УПК РФ, а также соответствующими организационно-распорядительными документами СК России. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа СК России или его заместителем о принятом решении с разъяснением права и порядка его обжалования.

Согласно пункта 2 Инструкции ее действие распространяется на следующих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений) системы СК России в пределах их компетенции:

а) руководителей следственных органов (следственных подразделений) и их заместителей (пункт 38.1 статьи 5 УПК РФ);

б) старших следователей по особо важным делам при Председателе Следственного комитета Российской Федерации, старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей, следователей (пункт 41 статьи 5 УПК РФ);

в) старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов при наличии поручения руководителя следственного органа производить прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлении (пункт 40.1 статьи 5 УПК РФ);

г) иных должностных лиц, уполномоченных осуществлять прием и регистрацию сообщений о преступлении.

Согласно статье 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. 27.07.2010 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ (ред. 27.07.2010 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Из статьи 12 указанного закона следует, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Как следует из содержания жалобы Тонаканян С.Е. на имя руководителя следственного Управления по Саратовской области от 30.12.2011 г., что заявитель не согласен с решением вынесенным мировым судьей судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова, считает заведомо неправосудным. Также считает заведомо ложным заключение эксперта Киселевой Л.А., данным в рамках гражданского дела рассмотренного мировым судьей судебного участка №1 Фрунзенского района г. Саратова. Кроме того, в жалобе сообщается об угрозах поступающих в адрес заявителя и его родственников.

Аналогичные доводы изложены заявителем в жалобе на неправомерные действия руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления Саратовской области Н.Ю.Рогачевой в адрес суда.

В судебном заседании Тонаканян С.Е. также настаивал на том, что по его жалобе должным образом не проведена проверка и дан формальный ответ.

Указанная жалоба не могла быть зарегистрирована как сообщение о преступлении в соответствии с пунктом 21 Инструкции, в связи с чем она была рассмотрена в порядке установленном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

В соответствии со ст.151 УПК РФ рассмотрение заявление об угрозах жизни и здоровью заявителя и членов его семьи относится к подведомственности органов полиции, в связи с чем указанное сообщение было правомерно направлено по подведомственности в ГУ МВД России по Саратовской области для принятия решения.

Изучив представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к выводу, что руководителем отдела по приему граждан и документальному обеспечению Рогачевой Н.Ю. правомерно в установленном законом порядке, в пределах своих полномочий дан ответ по жалобе Тонаканян С.Е.

Таким образом, оспариваемый ответ по жалобе Тонаканяна С.Е. за подписью начальника руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению Рогачевой Н.Ю. является законным обоснованным. Нарушений прав и законных интересов Тонаканяна С.Е. оспариваемым ответом нарушено не было. Оснований для признания незаконным оспариваемого ответа не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 441 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении жалобы Тонаканян ФИО10 на неправомерные действия руководителя отдела по приему граждан и документационному обеспечению следственного управления Саратовской области отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Волжский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья