Дело № 2-2319/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 апреля 2012 года Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи С.Н. Агарковой при секретаре А.А. Разделкиной, с участием прокурора Плетнева Б.Б., представителя истца ФИО4, действующей на основании доверенности, представителя ответчика ФИО5, действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску Ядчука Г. Г.ча к Комитету социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области об индексации сумм возмещения вреда здоровью, установил: Ядчук Г.Г. обратился в суд с иском к Комитету социальной защиты населения г.Саратова Министерства социального развития Саратовской области об индексации сумм возмещения вреда здоровью, в обоснование которого указал, что он является инвалидом иные данные года вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (далее по тексту ЧАЭС). Органами социальной защиты населения г. Саратова ему была установлена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью на основании решения Волжского районного суда г. Саратова от 25 июня 2010 года в размере 162058 руб.14 коп., которая выплачивается ему по настоящее время. Он обратился к ответчику с заявлением об индексации данной суммы за 2011-2012 годы. Однако, получил отказ. Считает, что данные действия ответчика не основаны на законе. Просит обязать ответчика произвести индексацию возмещения вреда здоровью, назначить с учетом индексации за 2012 год в 1,06 раза ежемесячно в размере 182947 руб. 42 коп., начиная с 1 января 2012 года с дальнейшей индексацией, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, обязать ответчика назначить единовременно задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за 2011 год в размере 126405 руб. 24 коп. В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что нормативными документами не предусмотрена индексация сумм возмещения вреда, установленного решением суда. Кроме того, размер компенсации не может превышать максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного законодательством. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца. Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему. В соответствии с Федеральным Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", ст.2 ч.3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в ст.5 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", и в ст.2 Закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", индексация выплачиваемых денежных средств производится ежегодно, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что истец является иные данные вследствие катастрофы на ЧАЭС и имеет право на получение ежемесячной компенсации вреда здоровью в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (л.д.№). Ежемесячная компенсация в возмещение вреда здоровью назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ в размере 162058 руб. 14 коп. (исходя из уровня инфляции 1,13 с 1 января 2009 года, 1,1 с 1 января 2010 года) в соответствии с решением Волжского районного суда г. Саратова от 25 июня 2010 года (л.д.№). В судебном заседании установлено, не оспаривается ответчиком, что ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью в размере 162058 руб. 14 коп. истец получал в 2010,2011,2012 годах, что подтверждается письмом Комитета социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области (л.д.№). Истец обратился к ответчику с заявлением об индексации вышеуказанной суммы в возмещение вреда здоровью. Однако, ему было отказано по тем основаниям, что изменение путем дальнейшей индексации вышеуказанной суммы в полномочия комитета не входит, так как не предусмотрено решением суда (л.д№). Как указано в п. 3.1. Определения Конституционного суда Российской Федерации от 4 октября 2005 года № 364-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в ст.5 Закона Российской Федерации " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" " и в статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации " О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" как по своему буквальному смыслу, так и в системе действующего правового регулирования оспариваемые нормативные положения статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в их взаимосвязи с положениями его статьи 1 и пункта 3 статьи 2 не предполагают придание обратной силы новому порядку индексации компенсационных выплат (исходя из уровня инфляции) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым размеры соответствующих выплат ранее были установлены в соответствии с судебными решениями, принятыми в период со дня вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П (19 июня 2002 года) до дня вступления в силу названного Федерального закона (29 мая 2004 года). Также в п. 3.2 указанного Определения указано, что исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы. В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации. Согласно приведенному разъяснению, в период до установления постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 года № 292 «Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, повергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» порядка индексации подлежал применению механизм индексации, установленный Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2004 года № 11-П, согласно которому до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решение о выплате гражданам, пострадавшим вследствие аварии на ЧАЭС, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной компенсации, исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В соответствии с п.7 Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35 в редакции Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 5 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» при рассмотрении до 29 мая 2004 г. (времени вступления в силу Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) требований об индексации ежемесячных сумм возмещения вреда необходимо было учитывать, что в соответствии с частью третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ индексации подлежал и максимальный размер сумм возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, определенный в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, поскольку данная норма в этой части не признавалась неконституционной. Часть третья статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) не исключает возможность индексации после 29 мая 2004 г. максимального размера выплат, перечисленных в частях первой и второй данной нормы, хотя не содержит прямого указания об этом. Предусмотренное в частях первой и второй статьи 2 названного Закона ограничение является способом определения предельного размера ежемесячных выплат при их назначении и не распространяется на отношения, связанные с индексацией назначенных компенсационных сумм в возмещение вреда здоровью. В соответствии с частью третьей статьи 2 этого Закона индексации подлежат размеры выплат, предусмотренные в частях первой и второй данной нормы, без каких-либо ограничений. В силу требований ст. 5 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В то же время истец имеет право на индексацию получаемой им денежной компенсации в возмещение вреда здоровью согласно ст. 318 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом. Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального Закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно - правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами. Из приведенных норм закона и разъяснений следует, что ограничения размеров выплат, установленных Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации» на соответствующий год, в отношении индексации получаемой истцом суммы возмещения вреда здоровью не могут применяться, поскольку такое ограниченное возможно только при назначении выплаты. В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ежемесячные выплаты в пользу Ядчука Г.Г. с 1 января 2011 года, с 1 января 2012 года должны быть проиндексированы с применением коэффициента роста уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Довод представителя ответчика о том, что размер возмещения вреда здоровью установлен решением суда, а поэтому не подлежит индексации, суд находит необоснованным, поскольку решением суда размер возмещения вреда установлен с учетом индекса на 2010 год и без учета уровня инфляции на следующий год. Федеральным законом от 13 декабря 2010 года № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» уровень инфляции установлен в размере 6,5%, индекс составляет 1,065. Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» уровень инфляции установлен в размере 6,0%, индекс составляет 1,06. С 1 января 2011 года размер возмещения вреда составит: 162058,14х1,065=172591,91 руб. ежемесячно. Соответственно, задолженность за 12 месяцев 2011 года составляет 126405 руб. 24 коп. (172591,91-162058,14)х12). С 1 января 2012 года размер возмещения вреда составит 172591,91х1,06=182947 руб. 42 коп. ежемесячно, который подлежит ответчиком дальнейшей индексацией, исходя из роста уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Обязать Комитет социальной защиты населения г. Саратова Министерства социального развития Саратовской области: назначить к выплате Ядчуку Г. Г.чу ежемесячную денежную компенсацию возмещения вреда здоровью с учетом индексации за 2012 год - 1,06, в размере 182947 руб. 42 коп, начиная с 1 января 2012 года с дальнейшей индексацией, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год; назначить Ядчуку Г. Г.чу к выплате единовременно в счет погашения задолженности по выплате ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2011 года сумму 126405 (сто двадцать шесть тысяч четыреста пять) руб. 24 коп. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Волжский районный суд г. Саратова. Судья С.Н. Агаркова