об устранении нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-2324/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2012 года                                                              г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе

Председательствующего

Судьи                                        С.Н. Агарковой

при секретаре                           А.А. Разделкиной,

с участием представителя прокуратуры Плетнева Б.Б., представителя ответчика Езнамяна А.К., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя 3-го лица муниципального общеобразовательного учреждения «Национальная татарская гимназия» Акмукова В.З., действующего на основании доверенности, представителя 3-го лица Главного управления МЧС России по Саратовской области Скузоватова Е.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц к Мирзояну В. Т., 3-и лица комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», администрация муниципального образования «Город Саратов», комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», муниципальное общеобразовательное учреждение «Национальная татарская гимназия», Главное управление МЧС России по Саратовской области, об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

установил:

Прокурор Волжского района г. Саратова в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Мирзояну В. Т., 3-и лица комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>», администрация муниципального образования «Город Саратов», комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», муниципальное общеобразовательное учреждение (МОУ) «Национальная татарская гимназия», Главное управление МЧС России по Саратовской области, об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в обоснование которого указал, что прокуратурой Волжского района г. Саратова проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что постановлением мэра г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 в аренду сроком на 3 года под размещение временного мини-магазина был предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 39 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Саратова и ФИО9 был заключен договор аренды. Впоследствии срок договора аренды продлен на 49 лет. На основании договора замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по договору аренды были переданы ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором замены стороны в обязательстве право аренды на земельный участок передано Мирзояну В.Т. На указанном земельном участке находится нежилое одноэтажное здание общей площадью 44,7 кв.м. (литер А) по адресу: <адрес>, между домом и домом , которое принадлежит на праве собственности ответчику. Проведенные отделом надзорной деятельности по <адрес> Главного управления МЧС Российской Федерации по Саратовской области проверки показали, что здание, расположенное между зданием МОУ «Национальная татарская гимназия» по адресу: <адрес>, и зданием по адресу: <адрес>, не обеспечивает возможность проезда пожарных машин к общественным зданиям, а также доступ пожарных автолестниц или автоподъемников в любое помещение, что является нарушением требований пожарной безопасности. В связи с выявленными нарушениями Мирзояну В.Т. вручены предписания об их устранении. Однако до настоящего времени ответчиком выявленные нарушения не устранены, сроки, установленные предписаниями истекли. Просит обязать Мирзояна В.Т. устранить нарушения требований пожарной безопасности, обеспечить пожарный проезд машин специальной техники путем освобождения земельного участка.

В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал исковые требования, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные исковому заявлению.

Ответчик в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против удовлетворения искового заявления, пояснив, что Мирзоян В.Т. является собственником нежилого здания площадью 44,7 кв.м. по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи недвижимости. Ранее данное нежилое помещение принадлежало двум собственниками. При чем, право собственности за первым собственником нежилого помещения признано решением Арбитражного Суда Саратовской области. Нежилое помещение, принадлежащее ответчику, не препятствует доступу в помещения гимназии со стороны <адрес>. Кроме того, право собственности охраняется законом.

Представитель 3-го лица муниципального общеобразовательного учреждения «Национальная татарская гимназия» в судебном заседании исковые требования поддержал, дав пояснения, аналогичные пояснениям прокурора. Кроме того, пояснил, что ранее на месте нежилого помещения, находящегося в собственности Мирзояна В.Т., находились ворота, которые обеспечивали проезд во двор зданий по адресу Радищева, в том числе во двор гимназии и к пожарному резервуару.

Представитель 3-го лица Главного управления МЧС России по Саратовской области в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, пояснив, что нахождение нежилого помещения по адресу: <адрес> противоречит требованиям пожарной безопасности, так как препятствует проезду пожарных машин к общественным зданиям, а также доступ пожарных автолестниц или автоподъемников в любое помещение, перекрывает проезд к пожарному резервуару, находящемуся во дворе гимназии. В связи с чем, Мирзояну В.Т. вручены предписания об устранении нарушений Правил пожарной безопасности, которые не выполнены. Поэтому составлен протокол об административном правонарушении, который направлен в суд для привлечения Мирзояна В.Т. к административной ответственности.

Представители 3-х лиц комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, об отложении дела не ходатайствовали.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что постановлением мэра г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 в аренду сроком на 3 года под размещение временного мини-магазина был предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 39 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> (л.д.). ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Саратова и ФИО9 был заключен договор аренды (л.д.). На основании договора замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по договору аренды были переданы ФИО10 (л.д.). Постановлением администрации г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ срок договора аренды указанного земельного участка продлен и составил 49 лет (л.д.), в договор аренды внесены соответствующие изменения. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором замены стороны в обязательстве право аренды на земельный участок площадью 39 кв.м. по адресу: <адрес>, передано Мирзояну В.Т., ответчику по настоящему делу (л.д.). На указанном земельном участке находится нежилое одноэтажное здание общей площадью 44,7 кв.м. (литер А) по адресу: <адрес>, между домом и домом , которое принадлежит на праве собственности ответчику на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д.).

Также установлено, что в декабре 2011 года отделом надзорной деятельности по Волжскому району г. Саратова проведена проверка соблюдения норм пожарной безопасности при эксплуатации нежилого здания по адресу: <адрес>, принадлежащего ответчику, по результатам которой были выявлены нарушения норм пожарной безопасности, а именно: здание, расположенное между зданием МОУ «Национальная татарская гимназия», расположенным по адресу: <адрес>, и зданием по адресу: <адрес>, не обеспечивает возможность проезда пожарных машин к общественным зданиям, а также доступ пожарных автолестниц или автоподъемников в любое помещение; перекрывает проезд к подземному пожарному резервуару, расположенному во дворе МОУ «Национальная татарская гимназия». В связи с чем, Мирзояну В.Т. выдано предписание по устранению требований пожарной безопасности до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.). В ходе проверки исполнения предписания по устранению нарушений правил пожарной безопасности ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что вышеуказанные нарушения устранены не были, что подтверждается актом проверки (л.д.). Мирзояну В.Т. вновь выдано предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 19 марта 2012 года (л.д.).

Данные нарушения требований пожарной безопасности устранены Мирзояном В.Т. не были, что не оспаривалось.

Согласно ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;

обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

С 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.

В силу ч.2 ст. 151 Федерального закона «Технический регламент пожарной безопасности» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям настоящего Федерального закона.

Таким образом, с даты вступления Федерального закона «Технический регламент пожарной безопасности» в силу он подлежит обязательному применению в целях пожарной безопасности.

Кроме того, в силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения Закона не распространяются (за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара; в таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями Закона).

Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрена обязательность требований данного закона при эксплуатации объектов пожарной защиты. В статьях 52, 53 и 63 Федерального Закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" способами защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара предусмотрены, в числе прочих, устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; организация деятельности подразделений пожарной охраны, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Установлены требования к проходам, проездам и подъездам к зданиям, сооружениям и строениям.

Так, в силу ст. 90 Федерального закона «Технический регламент пожарной безопасности» для зданий, сооружений и строений должно быть обеспечено устройство:

пожарных проездов и подъездных путей к зданиям, сооружениям и строениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;

противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров).

Согласно ст. 67 Федерального закона «Технический регламент пожарной безопасности» подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон - к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, общеобразовательных учреждений, детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.

Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.

В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

В силу статей 34 и 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно статье 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти соответствующих нормативных правовых актов по пожарной безопасности, а также установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Таким образом, вышеуказанными законами установлено обязательное наличие пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники ко всем помещениям зданий, сооружений и строений, к пожарному водопроводу (в данном случае, пожарный резервуар во дворе МОУ «Национальная татарская гимназия»).

Федеральный закон «Технический регламент пожарной безопасности» вступил в силу в 2009 году, то есть до приобретения ответчиком в собственность вышеуказанного нежилого помещения (ноябрь 2010 года).

Согласно п.3 Правил пожарной безопасности, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 года, регистрационный номер 4838, наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Таким образом, указанные Правила являются обязательными к применению на основании Федерального закона «О техническом регулировании», Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно п.23 Правил пожарной безопасности ППБ 01-03 дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны.

На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

Указанные правила приняты в 2003 году, право собственности за ФИО9 на нежилое помещение, которое в настоящее время находится в собственности ответчика, признано в 2004 году, в связи с чем, нежилое помещение, принадлежащее Мирзояну В.Т., должно соответствовать как правилам пожарной безопасности, так и Федеральному закону «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Как следует из пояснений представителя Главного управления МЧС России по Саратовской области, а также представителя МОУ «Национальная татарская гимназия», какой-либо иной проезд во двор гимназии и других общественных зданий по данному адресу, отсутствует, высота арок в зданиях с <адрес> и <адрес> не позволяет проехать во двор зданий, в связи с чем, не обеспечен доступ пожарных машин, автолестниц и автоподъемников во все помещения зданий, то есть со стороны двора. Кроме того, ранее на месте принадлежащего ответчику нежилого помещения находились ворота, которые обеспечивали проезд пожарных машин ко всем зданиям в случае пожара, в том числе, со стороны двора, а также к подземному пожарному резервуару.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара.

Согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством (ч.3 ст. 38 закона).

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Установлено, что нежилое помещение, принадлежащее ответчику, препятствует подъезду для осуществления пожаротушения и эвакуации людей со стороны внутренней территории здания гимназии, то есть создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга людей в случае возникновения пожара.

Защита жизни и здоровья людей имеет приоритетное значение в силу Конституции Российской Федерации. Расположение здания на месте пожарного проезда нарушает правила пожарной безопасности и права и охраняемые интересы других лиц, в связи с чем, права ответчика на указанное здание не подлежат защите.

Устранение вышеуказанных норм пожарной безопасности возможно путем освобождения земельного участка от строений, либо путем организации подземного проезда со стороны <адрес>, либо путем строительства проезда над зданием, что следует из пояснений представителя Главного управления МЧС России по Саратовской области. Доказательств возможности организации подземного проезда либо строительства моста со стороны <адрес> ответчиком не представлено, как не представлено возможности устранения нарушения правил пожарной безопасности иным способом, то суд приходит к выводу, что на ответчика следует возложить обязанность устранить нарушение норм пожарной безопасности путем освобождения занимаемого им земельного участка.

Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Обращаясь в суд с указанным заявлением об устранении нарушений Правил пожарной безопасности, о понуждении к устранению нарушений, прокурор Волжского района г. Саратова действовал в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.

В соответствии со ст. 94, 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Мирзояна В. Т. устранить нарушения требований пожарной безопасности, обеспечив пожарный проезд машин специальной техники путем освобождения земельного участка по адресу: <адрес> от строений.

Взыскать с Мирзояна В. Т. государственную пошлину в доход государства в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Волжский районный суд г. Саратова.

Судья                            подпись                                                     С.Н. Агаркова