Именем Российской Федерации 10 мая 2012г. г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Даниленко А.А., при секретаре Костаковой А.В. с участием представителей истицы Гавриловой А.Д., Лисиной О.В. представителя ответчика Костоправовой И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пурынзиной Г. И. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения установил: Пурынзина Г.И. обратился в суд с иском о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что она проживает и зарегистрирована в <адрес> по проспекту Энтузиастов в <адрес>. Данный дом в установленном законом порядке признан непригодным для проживания. Однако до настоящего времени ответчиком - собственником указанного дома, меры по отселению граждан из указанного дома приняты не были. В связи с чем, просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ей благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> общей площадью не менее 24,5 кв.м. Жилое помещение просит предоставить в собственность, поскольку она уже воспользовалась правом на приватизацию спорного жилого помещения, и при предоставлении жилого помещения по договору социального найма не сможет вторично оформить его в собственность путем приватизации. В судебном заседании представители истицы Гаврилова А.Д. и Лисина О.В., действующие на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали исковые требования, просили их удовлетворить. Представитель ответчика Костоправова И.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения заявленных требований. Считает оснований для предоставления истице как собственнику жилого помещения у муниципалитета нет оснований. Также отсутствуют основания для предоставления жилого помещения не по договору социального найма, а в собственность. В судебное заседание истица, третьи лица Буковский А.А., Буковская Т.А., представитель администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>», Комитета по управлению имуществом <адрес>, не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Истица с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Изложенное подтверждается справкой с места жительства формы № (л.д.109). С ДД.ММ.ГГГГ она является собственником вышеуказанного жилого помещения, общей площадью 24,5 кв.м., состоящего из 1 жилой комнаты, на основании договора на приватизацию от ДД.ММ.ГГГГ Изложенное подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, договором на приватизацию жилого помещения. (л.д.9,8). В судебном заседании установлено, что заключением от ДД.ММ.ГГГГ №/з межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, - <адрес> по п<адрес> был признан непригодным для проживания, подлежащим сносу в срок до ДД.ММ.ГГГГ Администрацией муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение №-р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, прос<адрес>». (л.д.11). Согласно п.1, 1.1,1.2 указанного распоряжения на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность произвести отселение из занимаемых помещений в течение 3 месяцев со дня издания настоящего распоряжения, а также снос указанного дома в срок до ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.2 распоряжения на администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>», комитет по управлению имуществом <адрес> возложена обязанность по предоставлению других жилых помещений только нанимателям и членам их семей, проживающим в этом доме. Таким образом, Пурынзина Г.И. к данной категории граждан не относится, поскольку является собственницей жилого помещения. В соответствии с ч.1, п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с п.7 раздела 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, (далее Положение)- признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее комиссия) на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. Согласно п.48 Положения - по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1. В соответствии с п. 49 Положения - на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Аналогичные требования содержит Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, утвержденное постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, в соответствии с п.3.2, п.3.5 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности, выносится исполкомом районного, городского районного в городе Совета народных депутатов. Утвержденные исполкомами акты служат основанием для отселения и улучшения жилищных условий граждан. Согласно ч.3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу п.п.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истице вне очереди жилое помещение, возникли в с 2011г. - признание дома непригодным для проживания в установленном законом порядке. Доказательств наличия у истца в собственности иных жилых помещений, ответчиком не представлено. Согласно представленной выписке от ДД.ММ.ГГГГ из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, истица является собственницей аварийного жилого помещения, а также собственницей по 7/18 долей в праве общей долевой собственности на земельные участки в <адрес> на землях ТОО «Багаевское» предназначенные под пастбище и пашню соответственно. Как пояснили представители истицы, право у Пурынзиной Г.И. на указанные доли земельных участков возникло в связи с принятием наследства. Также Пурынзиной Г.И. в порядке наследования были оформлены в собственность: жилой дом с хозяйственными строениями и 7/18 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок (приусадебный участок) по адресу: <адрес> д. Трещиха, <адрес>; земельный участок для ведения крестьянско-фермерского хозяйства с размером доли 6,25 га (из них 5,18 -пашни, 1,07 - пастбищ) по адресу: <адрес>, на землях ТОО «Багаевское». В 2008г.,2010г. право на указанные объекты недвижимости у истицы было прекращено. (л.д.24). Как пояснили представители истицы Пурынзина Г.И., 1949 года рождения, не могла в силу возраста, самочувствия, своих доходов осуществлять содержание наследственного имущества, в частности дома, и передала его другому наследнику - сестре, которая постоянно проживала в указанном доме. Таким образом, права истицы на указанные объекты недвижимости были прекращены до признания дома непригодным для проживания. Указанные действия истицы не могут свидетельствовать о злоупотреблении истицей своими правами и намеренном ухудшении своих жилищных условий, создании ситуации нуждаемости в предоставлении жилого помещения по настоящему иску. Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен аварийного, непригодного для проживания, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом является аварийным, непригодным для проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. Установлено, что истец является собственником вышеуказанного жилого помещения и просит предоставить жилое помещение в собственность. В соответствии с п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по смыслу ч.8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. На основании изложенного и принимая во внимание ст.ст. 35, 40 Конституции Российской Федерации, запрещающих собственника жилого помещения лишать жилища и собственности, следует обязать ответчика предоставить истице в собственность равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 24,5 кв.м., состоящее из 1 жилой комнаты, в черте <адрес>. Согласно п.1ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Суд полагает право собственности истицы на жилое помещение по адресу: <адрес> прекратить после фактического предоставления им администрацией муниципального образования «<адрес>» в собственность жилого помещения. Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «<адрес>» суд исходил из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. В порядке ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со ст. 34 Устава города Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города. Администрация Заводского района муниципального образования «Город. Саратов» является территориальным органом местного самоуправления, будучи юридическим лицом и распределителем бюджетных средств, наделена соответствующими полномочиями, в перечень которых не входит предоставление жилых помещений. В соответствии с Постановлением мэра г. Саратова от 10.05.2007 г. № 19 «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города. Руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ суд решил: Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Пурынзиной Г. И. в собственность благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> общей площадью не менее 24,5 кв.м., состоящее из одной комнаты. После фактического предоставления администрацией муниципального образования «<адрес>» Пурынзиной Г. И. в собственность благоустроенного жилого помещения в черте <адрес> общей площадью не менее 24,5 кв.м., состоящее из одной комнаты, прекратить право собственности Пурынзиной Г. И. на жилое помещение по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья А.А. Даниленко Согласовано: Судья А.А. Даниленко