о признании незаконным отказа органа местного самоуправления



Дело № 2-3009/2012

Дело № 2-3009/2012

Решение

Именем Российской Федерации

24 мая 2012 года           г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,

при секретаре Язевой Г.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пегова ФИО4 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию,

установил:

Пегов А.П. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования «<адрес>» отказала Пегову ФИО5 в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>В. Основанием для указанного отказа в выдаче разрешения на реконструкцию явилось, якобы, несоответствие предоставленных документов требованиям ГПЗУ. По мнению заинтересованных лиц, заявитель был обязан для получения разрешения на реконструкцию совершить следующее: пройти процедуру публичных слушаний для изменения в территориальной зоны Ж-2 на территориальную Ж-3; предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка; предоставить проектную документацию по обеспечению сохранности объектов культурного наследия по адресу: <адрес>Б и <адрес>; предоставить акт государственной экспертизы на данную проектную документацию; предоставить сведения о выполнении требований Федерального Закона -Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Отказ в выдаче разрешения на реконструкцию по указанным основаниям считает надуманным и незаконным ввиду следующего. Для реконструкции индивидуального жилого дома законодатель не предусмотрел необходимость проектной документации, предполагая, что при строительстве застройщик обязан соблюдать все необходимые нормы и требования. В соответствии с частью 9 ст. ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, застройщик направляет в уполномоченный орган правоустанавливающий документ на земельный участок, ГПЗУ и схему планировочной организации земельного участка. При этом следует учитывать, что частью 10 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ
установлено, что не допускается требовать иные документы за исключением указанных в частях 7 и 9 указанной статьи. Орган местного самоуправления незаконно возложил на Пегова А.П. обязанность по участию в публичных слушаниях. Какой бы не был результат данных слушаний, и какое бы решение не принял орган местного самоуправления, целевое назначение земельного участка, указанное в кадастровом паспорте земельного участка, не изменится. Правовой статус кадастрового паспорта земельного участка регулируется федеральным законодательством, а Правила землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденные решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ с внесенными изменениями решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ являются муниципальным нормативным актом. На территории РФ существует правило главенства федерального законодательства, в соответствии с которым суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (п. 2 ст. 11 ГПК РФ). Право провести капитальный ремонт и реконструкцию жилого дома, находящегося в собственности, относится к вещным правам, при этом мнение соседей и заинтересованность чиновников органа местного самоуправления не может повлиять через Правила землепользования на вещные права заявителя. Жилище заявителя по данному адресу физически возникло до 1917 года. В соответствии с единством судьбы земли и объекта недвижимости целевое назначение земельного участка было определено до появления Правил землепользования - при постановке земельного участка на кадастровый учет с назначением под индивидуальный жилой дом, что является ранее возникшими правами. В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов. Таким образом, поскольку Правила землепользования, указывающие о необходимости эксплуатации земельного участка в сторону приведения к соответствию к данным Правилам, допускают возможность бессрочного существования объектов недвижимости, которые использовались до их принятия, следовательно, данное положение исключает необходимость при реконструкции одноэтажного здания надстроить два этажа, чтобы объект недвижимости стал соответствовать территориальной зоне Ж-2. Заинтересованные лица свои требования о необходимости представления проектной документации обоснования требованиями ГПЗУ, однако заявитель расценивает данный раздел, как носящий рекомендательный характе<адрес> на реконструкцию выдается на 10 лет и в каком году Пегов А.П. будет проводить реконструкцию фундамента, крыши, либо стен - это личный выбор собственника, равно как периодичность финансирования тех или иных ремонтных или проектных работ. В соответствии с требованиями части 11 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ и п. 2.2.1. административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача и продление разрешения на строительство», отказ либо разрешение на строительство (реконструкцию) уполномоченный орган обязан был выдать в течение 10 дней. Пегов А.П. сдал заявление о выдаче разрешения на реконструкцию ДД.ММ.ГГГГ, соответственно отказ он должен был получить не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Нарушение сроков оказания муниципальной услуги считает самостоятельным и безусловным основанием признания незаконными действия заинтересованных лиц по представлению ему уведомления об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома. Просит суд признать незаконным отказ в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>В, который установлен в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» выдать разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>В.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представители администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительств администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Пегова А.П., пояснив, что отказ в выдаче разрешения на реконструкцию жилого дома заявителю был выдан на законных основаниях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности (ст. 8 ч. 3 ГрК РФ).

Часть 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

  1. правоустанавливающие документы на земельный участок;
  2. градостроительный план земельного участка;
  3. схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со статьей 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней с момента получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям.

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно части 13 указанной статьи уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9, или несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пегов А.П. обратился в администрацию муниципального образования «<адрес>» и комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома на земельном участке <адрес> «В». К указанному заявлению были приложены следующие документы: свидетельство на право собственности на землю, градостроительный план земельного участка и схема организации земельного участка (л.д. 9, 20-32, 100-113).

Уведомлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Пегову А.П. было отказано в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, муниципальное образование «<адрес>», <адрес>В, ввиду несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка (л.д. 6-8).

Одним из несоответствий представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка является то обстоятельство, что фактически испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка и соответственно объекта капитального строительства является условно разрешенным видом.

Согласно градостроительного плана, а также Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденными решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Правила), земельный участок, занимаемый домовладением В по <адрес> в <адрес>, располагается в территориальной зоне Ж-2 - зоне среднеэтажной многоквартирной жилой застройки. В Разделе 2 градостроительного плана «Информация о градостроительном регламенте земельного участка» также указаны основные, условно разрешенные и вспомогательные виды использования. Согласно градостроительному регламенту, установленному для данной территориальной зоны, вид разрешенного использования земельного участка «отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи» (код вида использования 1.15 таблица 5.1. Правил) является условно разрешенным. Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в порядке статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то есть путем проведения публичных слушаний по данному вопросу. Согласно пункту 2.1. Правил, указанные Правила в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации вводят в городе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования «<адрес>» на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.

В соответствии с п. 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Положения, аналогичные изложенным в статье 36 ГрК РФ содержатся и Правилах, согласно пункту 6.1. земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в подпункте 5.3 пункта 5 Правил, а также ставшие несоответствующими после внесения изменений в Правила, могут существовать и использоваться без установления срока их приведения в соответствие с Правилами.

Пункт 6.2. Правил предусматривает, что все изменения несоответствующих объектов, осуществляемые путем изменения видов их разрешенного использования, интенсивности их использования, строительных параметров, могут производиться только в направлении приведения их в соответствие с Правилами. Данные положения соотносятся с пунктом 9 статьи 36 ГрК РФ.

Таким образом, поскольку в настоящее время заявитель желает изменить существующий объект, такое изменение должно быть осуществлено в сторону приведения в соответствие рассматриваемого объекта Правилам землепользования и

застройки муниципального образования «<адрес>», что в свою очередь,        предполагает проведение публичных слушаний.

Кроме того, градостроительным планом земельного участка установлены ограничения в использовании земельного участка (страница 3, чертеж градостроительного плана), в частности предписано проектирование вести при соблюдении ряда нормативных документов, а именно:

федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»;

федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

перечнем национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

перечнем документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно части 11 статьи 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или заказчика, результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» проектная документация на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения состоит из 12 разделов, требования к содержанию которых установлены пунктами 10 - 32 настоящего Положения, одним из таких разделов (раздел 2) является схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Таким образом, подготовка проектной документации, в частности схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства должна была быть осуществлена с соблюдением указанных в градостроительном плане требований.

Вместе с тем, при анализе представленных заявителем документов было выявлено несоответствие представленной проектной документации требованиям федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».

Так, согласно части статьи 36 указанного закона в случае расположения на территории, подлежащей хозяйственному освоению, объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия землеустроительные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные и иные работы на территориях, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории указанных объектов, проводятся при наличии в проектах проведения таких работ разделов об обеспечении сохранности данных объектов культурного наследия или выявленных объектов культурного наследия, получивших положительные заключения экспертизы проектной документации.

Согласно письма комитета по охране культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ при реконструкции жилого дома по адресу: г Саратов, <адрес> необходимо разработать проектную документацию по обеспечению сохранности выявленных объектов культурного наследия, расположенных по адресу: <адрес>Б и <адрес>.

Сведения о разработке названной проектной документации и проведения в отношении нее государственной экспертизы в пакете представленных документов отсутствовали, что является невыполнением требований федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» и соответственно градостроительного плана земельного участка.

Строящийся (реконструируемый) объект должен отвечать требования федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Так, противопожарные расстояния между жилыми, общественными и административными зданиями, зданиями, сооружениями и строениями промышленных организаций в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности следует принимать в соответствии с таблицей 11 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В рассматриваемом случае исходя из степени огнестойкости и класса пожарной опасности зданий и сооружений, расстояние между предполагаемым к реконструкции жилым домом и строениями, расположенными в границах смежных земельных участков, должно составлять не менее 10 м. В сложившейся градостроительной ситуации расстояние между указанными постройками менее нормативных, что является нарушением требований о пожарной безопасности.

Согласно положениям ст. 6 указанного технического регламента при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

В рассматриваемом случае указанное положение не применимо, в связи с чем, необходимо предоставление расчета пожарного риска.

Сведения о выполнении требований федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в пакете документов отсутствуют, что является невыполнением требований градостроительного плана.

Таким образом, представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана, что в свою очередь является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) (ч. 13. ст. 51 ГрК РФ).

При таких обстоятельствах, анализируя в совокупности приведенные выше нормы закона и представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для признания отказа в выдаче разрешения на реконструкции незаконным не имеется. Все доводы заявления Пегова А.П. суд расценивает как неправильное толкование норм материального права.

Что касается довода заявителя о том, что нарушение сроков оказания муниципальной услуги является самостоятельным и безусловным основанием для признания незаконными действий заинтересованных лиц по представлению уведомления об отказе в выдаче разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома, то суд считает, что указанное основание не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В связи с тем, что суд пришел к выводу, что оспариваемый отказ администрацией муниципального образования «<адрес>» принят в соответствии с законом в пределах его компетенции, оснований для признания его незаконным у суда не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении заявления Пегова ФИО6 о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд <адрес>.

Судья                                                                                     Ю.В. Ефимкина