Дело № 2-2849/2012 Решение Именем Российской Федерации 24 мая 2012 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., при секретаре Язевой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карповой ФИО6 об оспаривании отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, установил: Карпова И.В. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя его тем, что между ней и Панариной М.В. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор замены стороны арендатора в договоре аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ площадью 5158 кв. м с кадастровым номером 64:48:010406:6. Испрашиваемый земельный участок был предоставлен для размещения водной базы яхт-клуба для подростков и предусматривает право арендатора использовать участок в соответствии с его разрешенным использованием, а также для строительства и эксплуатации зданий, сооружений, установок подсобных помещений и проведения работ по улучшению экологического состояния участка при наличии проекта, имеющего необходимые согласования архитектурных, природоохранных и иных органов. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденных Решением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеназванный земельный участок находится в территориальной зоне О<адрес> (зона общественно деловой застройки специализированных центров обслуживания (учебных, медицинских, спортивных и т.д.). Основным видом разрешенного использования испрашиваемого земельного участка является размещение культурно-зрелищных и досуговых учреждений, объектов отдыха и развлечений - яхт-клубы, водно-спортивные и гребные базы, эллинги. ДД.ММ.ГГГГ Карпова И.В. обратилась с заявлением на имя главы администрации муниципального образования «<адрес>» и на имя и.о. председателя комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства водной базы яхт-клуба для подростков. Вместе с заявлением ею были предоставлены все документы, необходимые для подготовки и выдачи градостроительного плана, перечень которых содержится в административном регламенте предоставления муниципальной услуги, утвержденном Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №. Срок выдачи градостроительного плана составляет 30 дней. ДД.ММ.ГГГГ Карповой И.В. было получено уведомление комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка. Отказ комитета основан на том, что согласно приложениям №, 14 к решению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана <адрес>» испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Затонского оползня и что выполнение строительных работ на данном земельном участке может повлечь негативные последствия. Кроме того, по мнению государственного органа, комплекс работ по обеспечению инженерной защиты данной территории должен предшествовать разработке градостроительного плана земельного участка. Считает, что подобная точка зрения не основана на действующих нормах, регулирующих порядок оказания муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана. В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, градостроительный план является необходимым документом для получения разрешения на строительство и для проведения государственной экспертизы. Пунктом 17 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Исходя из толкования данных норм, выдача градостроительного плана должна предшествовать всему комплексу не только строительных, но и проектных мероприятий. Иными словами, комплекс работ по обеспечению инженерной защиты, не может быть разработан вне проектной документации. Тем более, необходимость проведения данных мероприятий не может являться основанием для отказа в выдаче градостроительного плана. Изложенная точка зрения подтверждается и разделом 6 Градостроительного Кодекса РФ. Так, согласно ст. 47, 48 ГрК РФ для подготовки проектной документации,строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняются инженерные изыскания. Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Виды работ по инженерным изысканиям установлены в Приказе Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (с изменениями и дополнениями). Так, при подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства выполняются в том числе инженерно-геологические изыскания, которые и включают в себя изучение опасных геологических и инженерно-геологических процессов с разработкой рекомендаций по инженерной защите территории (п. 2.3.). Кроме того, согласно ст. 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются определенные разделы. Таким образом, градостроительный план сам по себе не порождает для владельца земельного участка прав на строительство объектов капитального строительства без осуществления комплекса всех предусмотренных законом мероприятий. Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Перечень оснований для отказа в выдаче градостроительного плана содержится в регламенте предоставления муниципальной услуги, утвержденном Постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № и является исчерпывающим. Последовательность административных процедур, выполняемых комитетом при оказании муниципальной услуги, содержится в разделе 3 Регламента. В случае, если отсутствуют основания для отказа в предоставлении услуги, результатом ее оказания, является подготовленный градостроительный план земельного участка, а также проект распоряжения о согласовании ГПЗУ, который направляется в администрацию муниципального образования «<адрес>» (п. 3.4.2. Регламента). Просит суд признать незаконным отказ комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 64:48:010406:6, расположенного по адресу: <адрес>; обязать комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» не позднее пяти дней со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 64:48:010406:6, расположенного по адресу: <адрес> и подготовить и направить на согласование в администрацию муниципального образования «<адрес>» проект распоряжения администрации об утверждении ГПЗУ. В ходе рассмотрения дела по существу представитель Карповой И.В. были уточнены заявленные требования, просит суд признать незаконным отказ комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 64:48:010406:6, расположенного по адресу: <адрес>; возложить на комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» обязанность не позднее пяти дней со дня получения копии вступившего в законную силу решения суда подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №:6, расположенного по адресу: <адрес>. В судебном заседании представитель Карповой И.В. поддержал заявленные требования в полном объеме. Представители администрации муниципального образования «<адрес>» и комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» в удовлетворении заявления Карповой И.В. просили отказать. В соответствии с пунктом 12.10 Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденных решением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № градостроительный план земельного участка утверждается распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>». Согласно п. 3.2.2. постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» прием заявлений о подготовке градостроительных планов земельных участков и регистрации документов осуществляется в комитете по архитектуре и градостроительству, документы подаются на имя главы администрации муниципального образования «<адрес>». В соответствии с пунктом 12.10 Правил землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>», утвержденных решением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № градостроительный план земельного участка утверждается распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>». Таким образом, окончательной стадией подготовки и утверждения градостроительного плана в контексте статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации является его утверждение распоряжением администрацией муниципального образования. Вместе с тем, уточнив заявленные требования, заявитель просит суд обязать комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» подготовить и выдать градостроительный план спорного земельного участка. Ссылка заявителя на блок-схему последовательности исполнения административного регламента является отчасти избирательной, поскольку, ссылаясь на его отдельные положения, заявитель пропускает этап после «рассмотрение заявления и документов» стадию «оформление ГПЗУ и распоряжения об утверждении ГПЗУ» и кроме того, окончательной стадией и собственно результатом предоставления муниципальной услуги - «выдача (направление) заявителю ГПЗУ и распоряжения об утверждении ГПЗУ». Обязывая комитет выдать градостроительный план земельного участка, заявитель тем самым возлагает на иной орган - администрацию муниципального образования «<адрес>» обязанность по его утверждению, тогда как требования о признании действия указанного органа незаконными не заявлялись. Кроме того, в случае вынесения подобного решения, оно будет являться не исполнимым, поскольку комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» (комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>») является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «<адрес>», самостоятельным юридически лицом (решение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации комитета по архитектуре и градостроительству и управления капитального строительства администрации муниципального образования «<адрес>»). Поскольку комитетом изначально было подготовлено уведомление об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка, соответствующий пакет в администрацию муниципального образования не направлялся, указанный орган не имел возможности рассмотреть вопрос о возможности выдачи градостроительного плана земельного участка и тем самым соблюсти порядок, установленный действующим законодательством (досудебный). В связи с изложенным считают заявленные требования необоснованными. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). В ходе судебного разбирательства были установлены следующие обстоятельства по делу. ДД.ММ.ГГГГ Карпова И.В. обратилась в администрацию муниципального образования «<адрес>» и в комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка площадью 5158 кв. м, кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства водной базы яхт-клуба для подростков (л.д. 8). ДД.ММ.ГГГГ комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» заявителю было направлено уведомление № об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка площадью 5158 кв. м, с кадастровым номером 64:48:010406:6, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства водной базы яхт-клуба для подростков. Основанием отказа согласно уведомлению послужило то обстоятельство, что в ходе выполнения ГПЗУ установлено, что указанный земельный участок расположен в зоне оползневых процессов (л.д. 9-11). Между тем, суд находит отказ заинтересованного лица по выше указанным обстоятельствам не правомерным. Согласно ст. 44 Градостроительного Кодекса РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. В составе градостроительного плана земельного участка указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд. В состав градостроительного плана земельного участка может включаться информация о возможности или невозможности его разделения на несколько земельных участков. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы, исходя из п. 17 ст. 46 Градостроительного Кодекса РФ. В соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Согласно положениям п.п. 2.2.1, 2.3.1, 2.5.2, 3.3.2, 3.3.3 Постановления администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 календарных дней со дня получения заявления о предоставлении муниципальной услуги. Основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги по выдаче ГПЗУ являются: отсутствие документов, предусмотренных п. 2.5 регламента; земельный участок находится в двух и более территориальных зонах градостроительного зонирования. К заявлению прилагаются копии следующих документов: - копия паспорта с листом регистрации (для физических лиц); - копии регистрационных документов (для юридических лиц); - копии правоустанавливающих документов на земельный участок; - копии правоустанавливающих документов на объект капитального строительства (при наличии объекта капитального строительства); - технические паспорта объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка, или справку органа, осуществляющего государственный кадастровый учет объектов недвижимости, подтверждающую отсутствие строений на земельном участке (при необходимости); - сведения о границах земельного участка, координатах поворотных точек - выписка из государственного кадастра недвижимости (формы КВ.1 - КВ.6); материалы межевого или землеустроительного дела, межевого плана); - топографическая съемка земельного участка с нанесением подземных, наземных и надземных коммуникаций, М 1:500, сроком исполнения не более двух лет; - технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения для объектов реконструкции и строительства; - условия по сохранению объектов культурного наследия органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры, в случае, если такие объекты расположены непосредственно в границах рассматриваемого земельного участка либо в непосредственной близости от границ земельного участка; - доверенность (в случае, если от имени заявителя выступает его представитель). В день поступления заявления и прилагаемых к нему документов специалисту отдела им осуществляется проверка на наличие документов, предусмотренных п. 2.5 регламента. В случае представления документов, предусмотренных пунктом 2.5 регламента не в полном объеме, а также при наличии оснований, предусмотренных п. 2.3 регламента, специалист отдела консультирует заявителя лично, либо по телефону по перечню представленных документов и предлагает заявителю в течение одного дня представить документы, предусмотренные пунктом 2.5 регламента, в полном объеме. Если по истечении указанного срока заявителем документы не представлены, специалист отдела в течение дня, следующего за днем поступления к нему заявления, осуществляет подготовку уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием причин отказа, которое подписывается председателем комитета, и направляет его заявителю. Между тем, положения ст. 44 Градостроительного Кодекса РФ, определяющие порядок подготовки градостроительных планов земельных участков, не содержит оснований, по которым орган местного самоуправления вправе отказать в выдаче градостроительного плана земельного участка. Как следует из представленных документов Карпова И.В. является арендатором земельного участка из земель поселений с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 5158 кв. м, с разрешенным использованием - размещение водной базы яхт-клуба для подростков на основании договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и договора замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО4 и Карповой И.В. (л.д. 85-90). Отказывая Карповой И.В. в выдаче градостроительного плана, комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального «<адрес>» исходил из того, что земельный участок расположен в зоне оползневых процессов, однако постановлением администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков» такого основания для отказа в выдаче градостроительного плана не предусмотрено. В связи с указанными обстоятельствами, суд считает отказ комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального «<адрес>» в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 64:48:010406:6, расположенного по адресу: <адрес> по указанным в нем основаниям, незаконным. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Таким образом, суд, признав оспариваемый отказ незаконным, возлагает обязанность совершить определенное действие. В данном случае на комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» должна быть возложена обязанность рассмотреть заявление Карповой И.В. от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке градостроительного плана земельного участка площадью 5158 кв. м, кадастровый номер № для строительства, реконструкции водной базы яхт-клуба для подростков, в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Однако судом не может быть удовлетворено требование истца о возложении обязанности на комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 64:48:010406:6, расположенного по адресу: <адрес>, т.к. предметом настоящего дела является проверка законности принятого комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» решения по основаниям, указанным в нем. Поскольку вопрос о возможности подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка входит в компетенцию органа местного самоуправления, требования Карповой И.В. о возложении обязанности на комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» являются преждевременными и не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, решил: признать незаконным отказ комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «<адрес>» в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования «<адрес>» в течение четырнадцати дней с момента вступления в законную силу настоящего решения принять решение по заявлению Карповой ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о подготовке градостроительного плана земельного участка площадью 5158 кв. м, кадастровый номер № для строительства, реконструкции водной базы яхт-клуба для подростков. В удовлетворении остальной части заявления Карповой ФИО8 отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд <адрес>. Судья Ю.В. Ефимкина
Дело № 2-2849/12