о предоставлении жилья



Дело № 2-3829/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июля 2012 года           г.Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Тереховой - Сидоркиной О.В.

при секретаре судебного заседания Соловьевой А.О.

с участием прокурора - помощника прокурора Волжского района города Саратова Денисова К.С.,

истца и законного представителя несовершеннолетнего             Постельникова Н.И. - Постельниковой О.В.,

представителя ответчика Занозиной Л.Н., действующей на основании доверенности № 01-03/53от 08 июня 2012 года,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Волжского района города Саратова в интересах Постельниковой ФИО8 к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма

установил

заместитель прокурора Волжского района города Саратова в интересах Постельниковой О.В. обратился в Волжский районный суд города Саратова с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, мотивируя свои требования тем, что Постельникова О.В. является нанимателем двухкомнатной квартиры <адрес>. Дом, в котором живёт истец признан аварийным, отселение жильцов дома не состоялось несмотря на то, что состояние дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. В связи с данными обстоятельствами просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Постельниковой О.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемой в черте города Саратова.

В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования и просил суд обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Постельниковой О.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 35,9 кв.м., состоящее из двух жилых комнат, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте города Саратова.

В судебном заседании истец уточненные исковые требования поддержала, пояснила, что жилой дом 1917 года застройки, в котором она проживает с малолетним сыном является аварийным с 1990 года. Около десяти лет назад в доме наблюдалось обрушение стены, после ее восстановления на ней вновь образовались трещины. Состояние дома представляет угрозу для жизни проживающих. В указанном доме она проживает с рождения, иного жилья не имеет, является матерью - одиночкой.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать в связи с тем, что не соблюдён установленный порядок признания дома аварийным.

Представители третьих лиц - Комитета по управлению имуществом города Саратова, администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Суд, выслушав объяснения прокурора, истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

В соответствии со статьёй 40 Конституцией Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Цели социальной политики Российской Федерации, провозглашённые в Конституции Российской Федерации, устанавливают обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования. Если человек, в силу объективных причин, не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, то он вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьёй 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учётом положений международно-правовых актов в статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведённых законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

В соответствии со статьёй 8 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения рассматриваемых правоотношений, периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого, областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание их непригодными для проживания, производятся в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

На основании статьи 91 Жилищного кодекса РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом.

В соответствие со статьёй 93 Жилищного кодекса РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счёт жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации.

Решением исполнительного комитета Волжского районного совета народных депутатов №234/5 от 12 сентября 1990 года «О признании жилого дома № 2 литер Е по ул. Тулупной - аварийным» (л.д.12) <адрес> города Саратова признан аварийным на основании технического заключения института Саратовоблпроект № 1-88-275 «О состоянии конструкции жилого дома <адрес>

Согласно Техническому заключению института Саратовоблпроект № 1-88-275 «О состоянии конструкции жилого дома <адрес> здание построено в начале 19 века, за время эксплуатации капитальный ремонт не производился, наружные стены здания кирпичные, чердачное перекрытия деревянное по деревянным балкам, кровля шиферная. Обследованием установлено, что стены здания находятся в крайне неудовлетворительном состоянии, перекрытие - в ветхом. На момент подготовки указанного технического заключения (1988 год) физический износ стен, перегородок, стропильной системы, кровли, дверей составил 50%, чердачного перекрытия - 65%, оконных заполнений, полов-60%.Согласно рекомендациям ВСН 53-86 Госгражданстроя при настоящем физическом износе конструкций проведение капитального ремонта нецелесообразно. Здание запланировать под снос с проведением поддерживающего ремонта по специально разработанному проекту (л.д.39-59).

Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствие с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В силу пункта 1 части 2 указанной статьи вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно положениям части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учёт) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учёт), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Статьёй 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В силу статьи 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В соответствие со статьёй 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта.

Решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации № 47 от 28 января 2006 года. В силу пункта 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создаёт в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации постановлением администрации города Саратова от 29 января 2007 года № 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу пункта 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47.

На основании изложенного, внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания, предусмотрено ранее действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР, так и Жилищным кодексом Российской Федерации, действующим с 01 марта 2005 года.

Доводы представителя администрации муниципального образования «Город Саратов», о том, что не соблюдён установленный порядок признания дома аварийным, не могут быть приняты во внимание, поскольку дом был признан в установленном порядке непригодным для проживания в 1990 году и повторного признания указанного дома непригодным для проживания в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 об утверждении положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», не требуется.

Непригодность для проживания указанного дома ответчиком не оспаривается.

Судом установлено, что вопрос о предоставлении жилых помещений жителям дома <адрес> не решён до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса, представленными материалами дела. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить вне очереди жилое помещение, возникло в 1990 году, когда жилой дом был признан аварийным, непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

В соответствие со статьями 15, 37, 91, 93 Жилищного кодекса РСФСР органы местного самоуправления распределяют жилую площадь и предоставляют гражданам жилые помещения в домах жилого фонда, находящихся в их ведении. Вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, чьи жилые помещения в результате стихийных бедствий стали непригодными для проживания. Граждане выселяются из жилого помещения с предоставлением им другого жилого помещения, если дом подлежит сносу или грозит обвалом.

На основании статьи 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива.

В порядке статьи 40 Жилищного кодекса РСФСР жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населённого пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу статей 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области», вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом.

В соответствие со статьёй 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населённого пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ей в пользование жилого помещения.

При этом следует учитывать, что обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» по обеспечению жилым помещением возложена на данного ответчика, как на лицо, несущее такую обязанность в соответствии с учетом положений статей 15, 29, 37, 91, 96 Жилищного кодекса РСФСР, статей 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истца жилым помещением, являются необоснованными.

Согласно пункту 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

В соответствии со статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, в связи с чем, иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Кроме того, в соответствие со статьёй 55 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте.

В судебном заседании установлено, что истец является нанимателем квартиры <адрес>, общей площадью 35,9 кв.м.

Согласно Справке ООО «ЖУК» формы №1 от 16 апреля 2012 года истец зарегистрирована по месту жительства в квартире общей площадью 35,9 кв.м. в <адрес> совместно с малолетним сыном Постельниковым Н.И. 20 декабря 2001 года рождения (л.д.9). Иного жилья ни истец, ни ее малолетний ребенок не имеют (л.д.28-31,36-37).

Согласно Договору социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде от 23 марта 2005 года истец является нанимателем квартиры 1, общей площадью 35,9 кв.м. в доме <адрес> (л.д.69-74).

Согласно выставленным управляющей компанией счетам на оплату жилищно-коммунальных услуг (л.д.75-77) площадь квартиры 1 в доме 2 по улице Тулупной в городе Саратове составляет 35,9 кв.м.

Согласно Техническому паспорту на жилой дом 2 по улице Тулупной в городе Саратове площадь квартиры 1 в указанном доме по данным инвентаризации на 1952 год составляет 50 кв.м., квартира состоит из двух жилых комнат (л.д. 33-35).

При определении площади предоставляемого жилого помещения суд руководствуется сведениями о площади жилого помещения, содержащимися в Договоре социального найма жилого помещения в муниципальном жилищном фонде от 23 марта 2005 года, поскольку в нем содержится информация о площади жилого помещения на более позднюю дату.

В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от конкретного права, на котором истцу принадлежит (ранее принадлежало) жилое помещение.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что жилой дом 2 по улице Тулупной в городе Саратове, в котором находится квартира истца, в установленном порядке признан непригодным для проживания. Данный факт является основанием для предоставления истцу, проживающему в указанном объекте недвижимости, другого благоустроенного помещения, пригодного для проживания.

Судом также установлено, что администрация муниципального образования «Город Саратов» не выполняет обязанности по отселению истцов из жилого помещения, непригодного для проживания. В связи с изложенным, приведёнными доказательствами подтверждается, что жилой дом 2 по улице Тулупной в городе Саратове признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было.

Указанное обстоятельство нарушает положение статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

По смыслу правовых норм, содержащихся в статьях 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.

Ответчиком не представлено суду в соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств в опровержение доводов истца.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте города Саратова обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

обязать администрацию муниципального образования «Город Саратова» предоставить Постельниковой ФИО9 на состав семьи из двух человек (Постельникова О.В., Постельников Н.И.) благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, общей площадью 35,9 кв.м., состоящую их двух жилых комнат по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

Судья