о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-3231/2012 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2012 года                                                                                        г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.,

при секретаре Костаковой А.В.

с участием представителя ответчика

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Саратова в интересах Филипповой С. В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения

установил:

Прокурор <адрес> г. Саратова в интересах Филипповой С.В. обратился в суд с иском о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя требования тем, что истица проживает <адрес> по ул. им. <адрес> В.И. в <адрес>. Данный дом в установленном законом порядке признан непригодным для проживания. Однако до настоящего времени ответчиком - собственником указанного дома, меры по отселению граждан из указанного дома приняты не были. В связи с чем, просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Филипповой С.В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова жилой площадью не менее 31 кв.м.

Представитель ответчика Занозина Л.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражала против удовлетворения заявленных требований. Считает оснований для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма у муниципалитета нет оснований.

В судебное заседание истец Филиппова С.В., прокурор, третьи лица представители администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», комитета по управлению имуществом г. Саратова, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Филиппова С.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, согласна на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Филиппова (Галкина) С.В. на основании договора купли-продажи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником однокомнатной <адрес> по ул. им. Лебедева-Кумача в <адрес>. Совместно с ней в указанном жилом помещении проживает и зарегистрирован сын Галкин М.А., 2000г.р. (л.д.15,17). Филиппова С.В., Галкин М.А. зарегистрированы в квартире с 14.08.2004г., т.е. после покупки квартиры.

В соответствии с актом межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , созданной на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -Пр, жилой <адрес> по ул. им. Лебедева-Кумача в <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д.28-30).

Таким образом, истец стал собственником квартиры, до признания дома аварийным.

В соответствии с ч.1, п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

В соответствии с п.7 раздела 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , (далее Положение)- признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее комиссия) на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ А создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.

Согласно п.48 Положения - по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.

В соответствии с п. 49 Положения - на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Аналогичные требования содержит Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, утвержденное постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Кроме того, в соответствии с п.3.2, п.3.5 Приказа Минжилкомхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности, выносится исполкомом районного, городского районного в городе Совета народных депутатов. Утвержденные исполкомами акты служат основанием для отселения и улучшения жилищных условий граждан.

Согласно ч.3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Как следует из ч.1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.

В соответствии с действующим в период до вступления в силу Жилищного Кодекса Российской Федерации законодательством, а именно ЖК РСФСР, вне очереди жилые помещения на условиях договора социального найма предоставлялись гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом (ст.ст. 37, 93 ЖК РСФСР).

Таким образом, право на внеочередное получение жилого помещения на основании договора социального найма при признании жилого помещения не пригодным для проживания было предусмотрено как Жилищным Кодексом РСФСР так и вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Жилищным Кодексом РФ.

В силу ст. 5 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», к отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцам вне очереди жилое помещение, возникли в с 2004г. - признание дома непригодным для проживания в установленном законом порядке.

Доказательств наличия у истца, членов ее семьи иных жилых помещений, получения компенсации от Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области ответчиком не представлено.

В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч.5 ст. 57,ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Согласно п.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Суд полагает, возможным право собственности истца на занимаемое жилое помещение прекратить после фактического предоставления ему администрацией муниципального образования «Город Саратов» другого жилого помещения по договору социального найма.

Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов» суд исходил из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома.

В порядке ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии со ст. 34 Устава г. Саратова под структурой администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения администрации города.

Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» является территориальным органом местного самоуправления, будучи юридическим лицом и распределителем бюджетных средств, наделена соответствующими полномочиями, в перечень которых не входит предоставление жилых помещений.

В соответствии с Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 Жилищного кодекса Российской Федерации, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 31 кв.м., состоящее из одной комнаты.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ суд

решил:

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Филипповой С. В. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова общей площадью не менее 31 кв.м., состоящее из одной комнаты.

После фактического предоставления администрацией муниципального образования «Город Саратов» Филипповой С.В. вышеуказанного жилого помещения, прекратить право собственности Филипповой С. В. на жилое помещение по адресу: г. Саратов, ул. им. <адрес> В.И., <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                   А.А. Даниленко