№ 2-3372/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 13 июля 2012 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Тереховой - Сидоркиной О.В. при секретере судебного заседания Соловьевой А.О. с участием прокурора- заместителя прокурора Турковского района Саратовской области Кривошеева Д.Д., представителя ответчика Правительства Саратовской области Ильинова Д.В., представителя управления ветеринарии Правительства Саратовской области Козлова И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Турковского района Саратовской области к Правительству Саратовской области в защиту неопределённого круга лиц об обязании привести в соответствие с требованиями федерального законодательства биотермические ямы установил: прокурор Турковского района Саратовской области обратился в Волжский районный суд г. Саратова с иском к Правительству Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц об обязании привести в соответствие с требованиями федерального законодательства биотермические ямы на территории Турковского муниципального района Саратовской области, имеющие ориентиры: на территории <адрес> муниципального образования в 1000 м. севернее от с. <адрес> муниципального образования; на территории <адрес> муниципального образования 2 скотомогильника в 1000 м. севернее от с.Марьино и в 500м. юго-восточнее с. <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования 2 скотомогильника в 1500 метрах северо-западнее от с. Перевесино-Михайловка и в 2000м. северо-восточнее с<адрес>; на территории <адрес> муниципального образования в 500 м. севернее от с. <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования в 1000 м. южнее от с.Студенка; на территории <адрес> муниципального образования в 1000 м. северо-восточнее от с. <адрес> В обоснование своих требований, ссылается на то, что Прокуратурой Турковского района Саратовской области в рамках надзора проведена проверка ветеринарно-санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведённых для захоронения биологических отходов - скотомогильников. 17 мая 2012 прокуратурой района совместно с главным государственным ветеринарным инспектором по Аркадакскому и Турковскому районам Андреевым А.M., ветврачом ОГУ «Турковская станция по борьбе с болезнями животных» Абрамовым В.Н. на территории Турковского района проведена проверка по соблюдению ветеринарно-санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведённых для захоронения биологических отходов - скотомогильников, в результате которой было установлено, что на территории <адрес> муниципального образования Турковского района имеется скотомогильник (эксплуатируется с 1974г.), расположенный в 1000 м севернее от <адрес> Каменского муниципального образования; на территории <адрес> муниципального образования Турковского района имеется 2 скотомогильника (в с.Марьино эксплуатируется с 1984г., в с. Лунино - 1970г.), расположенные в 1000 м. севернее от с<адрес> и в 500м. юго- восточнее <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования Турковского района имеется 2 скотомогильника (в с. Перевесино- Михайловка эксплуатируется с 1978г., в с.Дмитриевка - с. 1976г.), расположенные в 1500 м. северо-западнее от с.<адрес> и в 2 000м. северо-восточнее с.Дмитриевка; на территории <адрес> муниципального образования Турковского района имеется скотомогильник (эксплуатируется с 1984г.), расположенный в 500 м. севернее от с.Рязанка; на территории <адрес> муниципального образования Турковского района имеется скотомогильник (эксплуатируется с 1980г.), расположенный в 1000 м. южнее от с.Студенка; на территории <адрес> муниципального образования Турковского района имеется скотомогильник (эксплуатируется с 1972г.), расположенный в 1000 м. северо-восточнее от с. Чернавка. Все перечисленные биотермические ямы не соответствуют ветеринарно -санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создаёт угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных. Согласно составленным актам обследования от 17 мая 2012 года скотомогильники на территории Турковского района не везде имеют сплошное деревянное ограждение, не оканавлены, требуется обновление валов, подъездные пути грунтовые, отсутствуют помещения для вскрытия трупов, хранения дезсредств, спецодежды и инвентаря, вытяжка, указатель к яме. Не везде имеются герметичные люки на ямах, навес. Скотомогильники, расположенные на территории Турковского муниципального района являются бесхозяйными, на балансе администрации Турковского муниципального района, либо муниципальных образований не состоят. Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника органам местного самоуправления района не передавались. Следовательно, принятие мер по содержанию скотомогильников, расположенных на территории Турковского района, и их оборудование в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Саратовской области. Просит суд обязать Правительство Саратовской области в срок до 01 сентября 2012 года привести в соответствие с требованиями федерального законодательства биотермические ямы на территории Турковского муниципального района Саратовской области, имеющие ориентиры: на территории <адрес> муниципального образования в 1000 м. севернее от с.<адрес> Каменского муниципального образования; на территории <адрес> муниципального образования 2 скотомогильника в 1000 м. севернее от с. <адрес> и в 500м. юго-восточнее с. <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования 2 скотомогильника в 1500 м. северо-западнее от с.Перевесино-Михайловка и в 2000м. северо-восточнее с. <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования в 500 м. севернее от с.Рязанка; на территории Студеновского муниципального образования в 1000 м. южнее от с.Студенка; на территории <адрес> муниципального образования в 1000 м. северо-восточнее от с. Чернавка. Заместитель прокурора Турковского района Саратовской области поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, просил исковые требования удовлетворить, обязать Правительство Саратовской области обустроить в соответствии с ветеринарно-санитарными правилам сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов указанные биотермические ямы, пояснив при этом, что эксплуатация данных скотомогильников с нарушением требований ветеринарного законодательства создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний различной этиологии, эпидемиологическому благополучию населения и животных, приводит к загрязнению окружающей среды. Представитель Правительства Саратовской области исковые требования не признал, пояснив при этом, что как следует из статей 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к бездействию органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействие, в результате которого: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. Признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Совершение бездействия предполагает невыполнение органами исполнительной власти в установленные сроки и в надлежащем порядке возложенных на них обязанностей, неосуществление действий, которые они в соответствии с законом или иным нормативным актом обязаны были совершить. Учитывая, что в заявлении не указывается, в чьей собственности находятся данные скотомогильники или что они является бесхозяйными, очевидно, что прокуратура считает незаконным неисполнение Правительством области обязанности по обслуживанию (оборудованию и эксплуатации) биотермических ям независимо от их форм собственности или бесхозных биотермических ям. Между тем, законодательством Российской Федерации, в частности, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом Саратовской области «О Правительстве Саратовской области» прямо не предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обслуживанию (оборудованию и эксплуатации) биотермических ям независимо от их форм собственности или бесхозных биотермических ям. Согласно пункту г.1 статьи 23 Закона области «О Правительстве Саратовской области» Правительство области в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области, организует проведение на территории области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, в том числе обеспечивает обустройство и содержание скотомогильников (биотермических ям), находящихся в государственной собственности области. То есть требуемые и предусмотренные указанными законами действия могут быть осуществлены только в отношении областных скотомогильников. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды (часть 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации» законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»), на что ссылается прокуратура, не могут быть истолкованы таким образом, что они могут осуществляться с нарушением обязанности собственника (муниципального образования, Российской Федерации, юридического лица) нести бремя содержания принадлежащего ему скотомогильника либо с нарушением установленного статьёй 225 Гражданского кодекса Российской Федерации порядка обращения с бесхозяйными вещами. Указанные полномочия Правительство области, безусловно, должно осуществлять и осуществляет, но при этом оно не вправе вторгаться в компетенцию собственников и исполнять за счёт средств областного бюджета их обязанности. То же самое ограничение в осуществлении субъектом Российской Федерации указанных полномочий касается бесхозяйных скотомогильников. Полномочие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обслуживанию (оборудованию и эксплуатации) биотермических ям независимо от форм собственности или бесхозных биотермических ям не может быть установлено путём отрицания наличия такого полномочия и такого имущества у органов местного самоуправления, то есть по остаточному принципу. Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, юридически значимым обстоятельством для решения вопроса о возложении на Саратовскую область обязанностей по заявлению является вопрос нахождения скотомогильника в собственности Саратовской области. Предусмотренная подпунктом «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации» возможность нахождения в собственности субъекта Российской Федерации скотомогильников (биотермических ям), на что ссылается прокуратура, не обосновывает, что указанный прокуратурой скотомогильник находится в собственности Саратовской области. Надлежащим и единственным доказательством, подтверждающим право собственности на объекты недвижимого имущества, является государственная регистрация в соответствие со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Такого доказательства нахождения в собственности Саратовской области указанного скотомогильника прокуратурой не представлено. Целевая программа, предусматривающая выделение средств областного бюджета для оформления права собственности на скотомогильники, для обустройства и реконструкции скотомогильников, не отвечающих ветеринарно-санитарным требованиям, не подтверждает наличие обязанности у Саратовской области в лице Правительства области по осуществлению указанных мероприятий. Исполнителями указанных мероприятий выступают управление ветеринарии Правительства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитет по управлению имуществом области, каждый из которых является самостоятельным органом исполнительной власти Саратовской области, в соответствие со статьёй 1 Закона области «О Правительстве Саратовской области», в связи с чем, Правительство области является ненадлежащим ответчиком по делу. Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. По смыслу данной нормы, суд отказывает в удовлетворении заявления и в случае, если установит, что бездействие допущено при отсутствии нарушения закона, при отсутствии полномочия органа государственной власти на совершение истребуемого действия и не повлекло нарушение прав либо свобод гражданина (неопределенного круга лиц). Из приложенных к заявлению прокуратуры материалов следует, что сооружения, являются приспособленными объектами, в которых содержатся не санкционированно размещённые неустановленными лицами биологические и прочие, в том числе бытовые, отходы. Данный объект является бесхозными сооружениями, представляющими приспособленный под сбор отходов канализационный жижесборник бывших животноводческих ферм. На указанные объекты отсутствует проектно-сметная документация, разрешение (согласование) органов санитарно-эпидемиологического и государственного ветеринарного надзора на отвод земельных участков и другие установленные ветеринарными и санитарными требования документы, предусмотренные законодательством к указанным объектам. Кроме того, из материалов дела не следует, что указанные объекты представляют угрозу эпизоотическому и эпидемиологическому благополучию животноводства и населения. Стихийное несанкционированное использование неустановленными лицами данных приспособленний под скотомогильники, не является основанием для признания их скотомогильниками, а, следовательно, для понуждения его обустроить в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. Действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что обслуживание (оборудование и эксплуатация) скотомогильников независимо от форм собственности или бесхозных скотомогильников, а также стихийно возникших на территории муниципального образования несанкционированных свалок относится к мероприятиям в рамках полномочий Правительства области по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды (часть 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Просит суд в удовлетворении указанных требований прокурора отказать. Представитель Управления ветеринарии Правительства Саратовской области также просил отказать в удовлетворении исковых требований, пояснил, что наличие у Правительства области обязанности по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с ненадлежащим оборудованием и эксплуатацией биотермических ям, прокуратура связывает с тем, что это не вопрос местного значения муниципального образования, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы), что содержание биотермических ям независимо от их форм собственности или бесхозных биотермических ям в надлежащем состоянии и оборудование входят в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, проведение которых относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Однако, надлежащим и единственным доказательством, подтверждающим право собственности на объекты недвижимого имущества, является государственная регистрация. Такого доказательства нахождения в собственности Саратовской области указанных сооружений прокуратурой не представлено. Кроме того, прокуратурой не представлено доказательств того, что указанные сооружения являются скотомогильниками. Статус скотомогильника определяется наличием отведённого органами местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно- эпидемиологического надзора, земельного участка, а также наличием акта приёмки построенного скотомогильника и ветеринарно-санитарной карточки. Акты территориального отдела управления ветеринарии Правительства области о наличии восьми сооружений, якобы являющихся скотомогильниками, не являются надлежащими доказательствами, подтверждающими статус указанных сооружений как скотомогильников. Законодательством не предусмотрена ответственность Правительства области за обеспечение надлежащего (в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов) состояния стихийно возникших несанкционированных свалок, расположенных на муниципальных землях. Также прокуратурой не представлено доказательств несоответствия указанных сооружений требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Минсельхозпродом России от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469. Согласно пункту 7.2 данных Правил специалисты государственной ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью), проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Акты совместной проверки прокуратуры и специалиста учреждения от 17 мая 2012 года по соблюдению ветеринарно-санитарного законодательства не могут являться допустимыми доказательствами по делу, поскольку данная проверка вопреки запрету, установленному пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проведена ветеринарным врачом совместно с органом прокуратуры, которая не наделена функциями государственного санитарно- эпидемиологического надзора или государственного ветеринарного надзора, в данных актах, вопреки требованиям пункта 7.2 указанных Правил, отсутствуют предписания об устранении или запрещении эксплуатации объекта. Кроме того, действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что обслуживание (оборудование и эксплуатация) скотомогильников независимо от форм собственности или бесхозных скотомогильников, а также стихийно возникших на территории муниципального образования несанкционированных свалок относится к мероприятиям в рамках полномочий Правительства области по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды, по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Стихийное несанкционированное использование неустановленными лицами данных приспособленных под скотомогильники объекты, не является основанием для признания их скотомогильниками и их обустройства в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами силами и средствами Правительства Саратовской области. Полагает целесообразным провести комиссионно, в составе органов государственного ветеринарного надзора, Роспотребнадзора, МЧС обследование данных бесхозных объектов и дать заключение о возможности их эксплуатации, как сооружений, соответствующего понятиям и установленным требованиям «скотомогильник», а также необходимости в скотомогильниках для нужд жителей поселений. Главному государственному ветеринарному инспектору необходимо снять с учёта, исключить из реестра и аннулировать ветеринарно-санитарную карточку на данные стихийные и несанкционированно эксплуатируемые сооружения, приспособленные под скотомогильники, но по факту таковыми не являющимися и не отвечающие требованиям ветеринарно-санитарного законодательства. Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области, представитель министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Саратовской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Представители администраций Каменского муниципального образования, Марьинского муниципального образования, Перевесино-Михайловского муниципального образования, Рязанского муниципального образования, Студеновского муниципального образования, Чернавского муниципального образования Саратовской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие. Суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей третьих лиц, не пожелавших явиться в суд. Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российская Федерация и субъектов Российская Федерация. В соответствии со ст. 5, 6 ФЗ РФ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обладают Российская Федерация и субъекты Российская Федерация, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российская Федерация, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российская Федерация. В соответствии с подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российская Федерация по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта Российская Федерация, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российская Федерация мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 данного Федерального Закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российская Федерация могут находиться скотомогильники. В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российская Федерация, утверждённой Указом Президента Российская Федерация от 24 декабря 1993 года №2284 приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ не предусматривает. Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в порядке, определённом федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Согласно п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждённых Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. В судебном заседании установлено, что в собственность или ведение администрации муниципального образования скотомогильники не передавались, на балансе администрации они не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации поселения не передавались. Следовательно, спорные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, однако действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории муниципального образования бесхозяйных скотомогильников. Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Анализ приведённых норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации. В соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждёнными 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 (Правил утилизации), территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост (п.5.6.). На основании п. 5.7 Правил утилизации при строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Согласно п. 5.8. Правил утилизации, над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Из актов обследования скотомогильников (биотермических ям), имеющихся в материалах дела следует, что, биотермические ямы, расположенные на территории Турковского муниципального района Саратовской области и имеющие ориентиры: на территории Каменского муниципального образования в 1000 м. севернее от с.Ивановка Каменского муниципального образования; на территории Марьинского муниципального образования 2 скотомогильника в 1000 метрах севернее от с. Марьино и в 500м. юго-восточнее с. Лунино; на территории Перевесино-Михайловского муниципального образования 2 скотомогильника в 1500 м. северо-западнее от с.Перевесино-Михайловка и в 2000м. северо-восточнее с. Дмитриевка; на территории Рязанского муниципального образования в 500 м. севернее от с.Рязанка; на территории Студеновского муниципального образования в 1000 м. южнее от с. Студенка; на территории Чернавского муниципального образования в 1000 м. северо-восточнее от с. Чернавка не соответствуют указанным требованиям. Данное обстоятельство сторонам не отрицалось. При таких обстоятельствах суд считает, что требования закона Правительством Саратовской области не выполняются, меры по оборудованию и содержанию скотомогильников не принимаются, в связи с чем, суд приходит к выводу о нарушении ответчиком не только действующего законодательства, но и прав граждан, гарантированных национальным и международным правом. Суд приходит к выводу о том, что создаётся реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего на территории муниципальных образований, количество которого непостоянно, то есть права неопределённого круга лиц. Между тем, ООН в своей Декларации по окружающей среде и развитию, принятой 14 июня 1992 года на конференции ООН по окружающей среде и развитию, подтверждая Стокгольмскую Декларацию от 16 июня 1972 года, провозгласила, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Статья 9 Конституции Российской Федерации гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьёй 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Доводы ответчика о том, что данные объекты не является скотомогильниками не могут быть приняты во внимание, поскольку это опровергается ветеринарно-санитарными карточками на скотомогильники № 19 расположенный по адресу Саратовская область, Энгельский район с. Широкополье (Безымянское МО). Статья 225 ГК РФ допускает в случае признания имущества бесхозяйным в последующем признание бесхозяйной вещи муниципальной собственностью, между тем возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Разрешая требования прокурора об обязании Правительства Саратовской области привести в соответствие с требованиями федерального законодательства биотермические ямы, расположенные на территории Турковского муниципального района Саратовской области и имеющие ориентиры: на территории <адрес> муниципального образования в 1000 м. севернее от с. <адрес> Каменского муниципального образования; на территории <адрес> муниципального образования 2 скотомогильника в 1000 м. севернее от с. Марьино и в 500м. юго-восточнее с. <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования 2 скотомогильника в 1500 метрах северо-западнее от с.<адрес> и в 2000м. северо-восточнее с. <адрес>; на территории Рязанского муниципального образования в 500 м. севернее от с. Рязанка; на территории Студеновского муниципального образования в 1000 м. южнее от с. Студенка; на территории <адрес> муниципального образования в 1000 м. северо-восточнее от с. <адрес> суд исходит из следующего. Как следует из фотоматериалов, представленных в судебном заседании, указанные объекты находятся в полуразрушенном состоянии. В рамках рассматриваемого дела Прокурором не представлено доказательств тому, что данные скотомогильники используются по назначению и существует объективная необходимости проведения работ по приведению их в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Из раздела 7 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утверждённых 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 (Правил утилизации) следует, что контроль, за выполнением требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью), проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям), при выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники, и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учёт, им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка. Поскольку вопросы по созданию и содержанию скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, следовательно, к их ведению отнесены и вопросы по их закрытию. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на Правительстве Саратовской области лежит обязанность по принятию решения относительно скотомогильников, находящихся на территории Турковского муниципального района Саратовской области и имеющих ориентиры: на территории <адрес> муниципального образования в 1000 м. севернее от с. <адрес> Каменского муниципального образования; на территории <адрес> муниципального образования 2 скотомогильника в 1000 м. севернее от с. Марьино и в 500м. юго-восточнее с. <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования 2 скотомогильника в 1500 м. северо-западнее от с.<адрес> и в 2000м. северо-восточнее с. Дмитриевка; на территории Рязанского муниципального образования в 500 м. севернее от с. <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования в 1000 м. южнее от с. Студенка; на территории Чернавского муниципального образования в 1000 м. северо-восточнее от с. <адрес> в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Суд приходит к выводу, что ответчик имеет право самостоятельно избирать способ исполнения «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов» с точки зрения экономической обоснованности, технической допустимости, с учётом требования безопасности, благоустройства. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд признав, заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Постановлением Правительства Саратовской области утверждена долгосрочная целевая программа «Организация и обеспечение мест захоронения биологических отходов в скотомогильниках в Саратовской области» на 2011-2015 г., однако до настоящего времени в рамках указанной программы никакие действия в отношении спорных объектов произведены не были. Суд, руководствуясь ст. 12 ГК РФ принимает решение, о возложении обязанности на Правительство Саратовской области принятия решения в соответствии с ветеринарно-санитарными правилам сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов в отношении скотомогильников на территории Турковского муниципального района Саратовской области и имеющих ориентиры: на территории Каменского муниципального образования в 1000 м. севернее от <адрес> Каменского муниципального образования; на территории Марьинского муниципального образования 2 скотомогильника в 1000 м. севернее от с. <адрес> и в 500м. юго-восточнее с. <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования 2 скотомогильника в 1500 м. северо-западнее от с.Перевесино-Михайловка и в 2000м. северо-восточнее с. <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования в 500 м. севернее от с.Рязанка; на территории Студеновского муниципального образования в 1000 м. южнее от с. <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования в 1000 м. северо-восточнее от с. Чернавка в срок до 01 ноября 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: обязать Правительство Саратовской области устранить нарушение неопределённого круга лиц до 01 ноября 2012 года привести в соответствие с ветеринарно-санитарными правилам сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов биотермические ямы, находящиеся на территории Турковского муниципального района Саратовской области и имеющие ориентиры: на территории <адрес> муниципального образования в 1000 метрах севернее от с.<адрес> Каменского муниципального образования; на территории <адрес> муниципального образования 2 скотомогильника в 1000 метрах севернее от с. Марьино и в 500 метрах юго-восточнее с. Лунино; на территории <адрес> муниципального образования 2 скотомогильника в 1500 метрах северо-западнее от с.Перевесино-Михайловка и в 2000 метрах северо-восточнее с. <адрес>; на территории <адрес> муниципального образования в 500 метрах севернее от с. Рязанка; на территории Студеновского муниципального образования в 1000 метрах южнее от с. Студенка; на территории <адрес> муниципального образования в 1000 метрах северо-восточнее от с. <адрес>. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Волжский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья