о понуждению к устранению



Дело № 2- 3806/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 июля 2012 года          г. Саратов

Волжский районный суд города Саратова в составе

председательствующего судьи Тереховой-Сидоркиной О.В.

при секретаре судебного заседания Соловьевой А.О.

с участием прокурора - помощника Ершовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Осина М.В.,

представителя ответчика открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Гусевой О.И., представившей доверенность №236 от 09 ноября 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ершовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» в лице филиала -«Приволжская железная дорога» о понуждении выполнить мероприятия в части обеспечения бесперебойного доступа инвалидов к объекту транспортной инфраструктуры

установил:

Ершовский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц о понуждении выполнить мероприятия в части обеспечения бесперебойного доступа инвалидов к объекту транспортной инфраструктуры, в обоснование своих требований ссылаясь на то, что Ершовской транспортной прокуратурой совместно со специалистом Приволжского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о социальной защите инвалидов на вокзале станции Красный Кут Саратовской области, балансодержателем которого является Саратовская дистанция гражданских сооружений - структурное подразделение Приволжской железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 от 24 ноября 1995 года, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

В соответствии с п. 3.1.18 «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1198-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ Онищенко Г.Г. 03 марта 2003 года, в системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.

Согласно п. 3.1.19 «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1198-03, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ Онищенко Г.Г. 03 марта 2003 года, некоторое количество телефонов-автоматов на вокзале должно быть предусмотрено для людей с ослабленным слухом; для инвалидов-колясочников телефоны-автоматы следует располагать на более низком уровне.

В соответствии с актом проверки № от 23 марта 2012 года, в нарушение ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181 от 24 ноября 1995 года, п. 3.1.18, 3.1.19 «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1198-03, в помещении здания вокзала станции Красный Кут Саратовской области в системе зрительной информации не предусмотрены пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов колясочников, а также телефоны-автоматы для людей с пониженным слухом и телефоны-автоматы на низком уровне для инвалидов колясочников.

Данное исковое заявление подано прокурором в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - инвалидов, желающих воспользоваться услугами пригородного железнодорожного вокзала, так как определить точный и исчерпывающий круг данных лиц, чьи права и интересы нарушаются, не предоставляется возможным. Просит обязать ответчика в течение шести месяцев на вокзале станции Красный Кут Саратовской области систему зрительной информации оснастить пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов колясочников, установить телефоны-автоматы для людей с пониженным слухом и телефоны-автоматы на низком уровне для инвалидов колясочников.

В судебном заседании прокурор обратился к суду с письменным заявлением об отказе от исковых требований в части обязания ОАО «Российские железные дороги» в течение шести месяцев на вокзале станции Красный Кут Саратовской области установить телефоны-автоматы для людей с пониженным слухом и телефоны-автоматы на низком уровне для инвалидов колясочников в связи с предъявлением требований к ненадлежащему ответчику и отказ прокурора от иска в части был принят судом. В остальной части прокурор поддержал исковые требования в полном объеме и просил суд обязать ОАО «Российские железные дороги» в течение шести месяцев на вокзале станции Красный Кут Саратовской области систему зрительной информации оснастить пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов колясочников.

Представитель ОАО «РЖД» исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

Свои исковые требования прокуратура так же основывает на санитарно- эпидемиологических правилах СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», однако как следует из названия данных правил, они содержат требования по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

Из содержания вышеназванных правовых норм следует, что субъектом ответственности за нарушение данных норм являются лица, обеспечивающие предоставление транспортных услуг, в данном случае, услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования.

Однако, ОАО «РЖД» в настоящее время не является предприятием, учреждением или организацией, осуществляющие транспортное обслуживание населения.

Во исполнение Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года №384, и в соответствии с решением совета директоров ОАО «РЖД» о создании ОАО «Федеральная пассажирская компания» ОАО «РЖД» прекратило с 1 апреля 2010 года хозяйственную деятельность Федеральной пассажирской дирекции- филиала ОАО «РЖД», а с 01 января 2011 года в связи с созданием ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания» прекратило перевозочную деятельность в пригородном железнодорожном сообщении.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации пользование железнодорожным транспортом осуществляется на основании договоров перевозки. В соответствии с ч. 2 ст. 786 Гражданского Кодекса Российской Федерации заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом.

Как следует из проездных документов (железнодорожных билетов), реализуемых гражданам, перевозчиком является ОАО «Федеральная пассажирская компания» (сокращенное наименование ОАО «ФПК»).

Согласно п.6 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 года N111, обязанности по обеспечению своевременного предоставления пользователям услугами достоверной информации возложена на перевозчика, которым в соответствии с договором предоставления услуг инфраструктуры № от 31 марта 2010 года, заключенного между ОАО «РЖД» (Владелец инфраструктуры) и ОАО «ФПК» (Перевозчик), является ОАО «ФПК».

При этом условиями указанного договора определено, что ОАО «РЖД» выполняет обязанность только в части размещения представленной ОАО «ФПК» информации об услугах железнодорожного транспорта, о страховании пассажиров и иной информации в местах, удобных для восприятия пассажиров, с учетом требований нормативных актов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 3.7.1 договора №252 от 31 марта 2010 года). Однако, ОАО «ФПК» не обращалось в адрес ОАО «РЖД» с просьбой разместить в пассажирском здании на ст. Красный Кут пиктограмм с символами доступности помещений для инвалидов колясочников.

Таким образом, ОАО «РЖД» услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования не оказывает, перевозчиком не является и, соответственно субъектом ответственности за нарушение ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», пункта 3.1.18-3.1.19 СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» выступать не может. На основании требования Ершовской транспортной прокуратуры к ОАО «РЖД» об оснащении системы зрительной информации пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов колясочников не основаны на нормах действующего законодательства.

Кроме того, свои требования Ершовская транспортная прокуратура основывает на п. 3.1.18, 3.1.19 санитарно- эпидемиологических правилах СП 2.5.1198-03. Как следует из названия раздела, в котором данные пункты размешены (раздел III. «Санитарно-гигиенические требования и нормативы для железнодорожных вокзалов», подраздел 3.1 «Требования к устройству и оборудованию основных пассажирских помещений наземных и подземных вокзалов»), требования п. 3.1.18, 3.1.19 правил применимы только к железнодорожным вокзалам. Вместе с тем, на ст.Красный Кут отсутствует такой объект как железнодорожный вокзал. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 64 АА №723836 за ОАО «РЖД» зарегистрировано право собственности на одноэтажное пассажирское здание, расположенное по адресу: <адрес> С учетом изложенного, к объекту, зарегистрированному как «одноэтажное пассажирское здание» не могут быть предъявлены требования, установленные к железнодорожным вокзалам.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришёл к следующему.

Прокурорами заявлены исковые требования в интересах неопределенного круга лиц.

Полномочия прокуратуры на проведение проверок по заявлениям об устранении нарушений действующего законодательства, а также на обращение в суд предусмотрены ст.45 ГПК РФ, ст.27 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Суд приходит к выводу, что прокурор имел необходимые полномочия для обращения в суд с исковыми требованиями, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Круг лиц, чьи права могут быть нарушены в случае не устранения нарушений прав инвалидов, желающих воспользоваться услугами ОАО «РЖД» на станции Красный Кут Краснокутского района Саратовской области определить не предоставляется возможным, так как это могут быть лица, как проживающие в районном поселке Корасный Кут Саратовской области, так и те лица, которые в указанном населенном пункте не проживают, но могут находиться на указанном объекте.

Судом установлено, подтверждено материалами дела, что пассажирское здание, расположенное по адресу: Саратовская область, Краснокутский район, ст.Красный Кут, согласно свидетельству о государственной регистрации права серия является имущественным комплексом, принадлежащим ОАО «РЖД». В нарушение санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03 в системе зрительной информации имущественного комплекса - пассажирское здание станции Красный Кут, отсутствуют пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников. Факт наличия вышеуказанного нарушения ответчиком не оспаривается, доказательств обратному суду стороной ответчика не представлено.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с ч.2 ст. 11 Федерального закона «О железнодорожном транспорте» владельцы инфраструктур обязаны обеспечить выполнение обязательств, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а также для беспрепятственного пользования, в том числе железнодорожным транспортом. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов и других объектов, позволяющих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящихся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Статьей 2 вышеуказанного Федерального закона установлено, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно п. 8.1 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям» помещения зданий, переходы вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), платформы, предназначенные для обслуживания населения, следует предусматривать доступными для всех категорий инвалидов и маломобильных лиц.

В соответствии с п. 8.2 СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные мало-мобильным посетителям» в пассажирских зданиях вокзалов разных видов транспорта следует предусматривать доступными: помещения и сооружения обслуживания: вестибюли; операционные и кассовые залы; камеры хранения ручного багажа; пункты регистрации пассажиров и багажа; специальные помещения ожидания и отдыха - депутатские комнаты, комнаты матери и ребенка, комнаты длительного отдыха; помещения, зоны в них или сооружения дополнительного обслуживания: торговые (обеденные) залы ресторанов, кафе, кафетериев, закусочных; торговые, аптечные и другие киоски, парикмахерские, залы игровых автоматов, торговые и прочие автоматы, пункты предприятий связи, таксофоны; служебные помещения: дежурного администратора, пункта медицинской помощи, милиции и т.п.

На основании Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 года № 554, с 03 июня 2003 года введены в действие «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте СП 2.5.1198-03», утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 03 марта 2003 года № 12.

В соответствии с п. 1.1 и 2.1. Санитарных правил СП 2.5.1198-03 требования данных санитарных правил распространяются на комплекс стационарных объектов, составляющих систему обеспечения железнодорожных перевозок и являются обязательными для всех юридических и физических лиц, связанных с обеспечением пассажирских перевозок.

В соответствии с п. 3.1.18 Санитарных правил СП 2.5.1198-03 в системе зрительной информации на вокзале должны быть предусмотрены пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.

Положениями ст. 210 Гражданского кодекса РФ на собственника возложена обязанность содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 2.1.11 Договора от 31 марта 2010 года № 252 об оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, заключенного между открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» и открытым акционерным обществом «Федеральная пассажирская компания» владелец инфраструктуры (открытое акционерное общество «Российские железные дороги») обязан содержать и поддерживать вокзальные комплексы (помещения, сооружения, механизмы, оборудование, технические и транспортные средства), пассажирские платформы, а также используемые Перевозчиком помещения (площади) в зданиях (окружениях) Владельца инфраструктуры в соответствии с техническими, санитарными и противопожарными нормами; осуществлять обслуживание на вокзалах и станциях пассажиров, следующих в поездах Перевозчика, б соответствие с действующими нормативными правовыми документами (п.2.1.13. указанного Договора).

Согласно п.3.7.1. указанного Договора владелец инфраструктуры в пределах существующих технических возможностей оказывает Перевозчику следующие услуги: предоставляет места для размещения информации по вопросам организации работы пунктов продажи проездных и перевозочных документов, обработки (погрузо-разгрузочных работ) багажных вагонов, желательно рядом с месторасположением, где осуществляются вышеперечисленные операции, исходя из местных условий; размещает (распространяет) информацию об услугах железнодорожного транспорта, о страховании пассажиров и иную информацию, предоставленную Перевозчиком, в местах, удобных для восприятия пассажиров, с учетом требований нормативных актов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и пожеланий Перевозчика; предоставляет места для размещения технологического оборудования (транзакционные терминалы самообслуживания ТТС, транзакционные терминалы регистрации ТТР и другие) Перевозчика с учетом удобного использования пассажирами и эффективной эксплуатации.

Таким образом, доводы представителя ответчика об отсутствии обязанности последнего в системе зрительной информации на станции Красный Кут Саратовской области размещать пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников суд не принимает во внимание. В ходе рассмотрения настоящего дела стороной ответчика в порядке ст. 56 ГПК РФ доказательства устранения выявленных прокурором нарушений представлено не было.

Учитывая изложенное, с учетом обстоятельств дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку указанное нарушение законодательства создает препятствия для определенной категории граждан (инвалидов) пользоваться имущественным комплексом, принадлежащим ОАО «РЖД», т.е. права такой категории граждан на пользование услугами ограничиваются. Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу данной правовой нормы и установленных по делу обстоятельств ОАО «РЖД» должно быть понуждено судом к размещению в системе зрительной информации в пассажирском здании станции Красный Кут пиктограмм с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, которые обеспечат беспрепятственный доступ инвалидов в указанные объекты транспортной инфраструктуры.

По смыслу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Срок исполнения решения, предложенный прокурором - 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд полагает разумным.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала «Приволжская железная дорога в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу разместить в пассажирском здании станции <адрес> пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья