И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Саратов 13 августа 2012 года Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Юдиной С.В., при секретаре Джаудеевой Д.С., при участии представителя заявителя Усанова М.Н. - Еременко Д.В. представителя заинтересованного лица комитета по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов» Акимовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Усанова ФИО6 о признании незаконным бездействия администрации Муниципального образования «Город Саратов», заинтересованное лицо - администрация Муниципального образования «Город Саратов», комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов», комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО «Город Саратов», установил: Усанов М.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выборе земельного участка площадью 450 кв.м., и предварительном согласовании места размещения объекта - мастерской автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильной мойки по адресу: <адрес>. К заявлению были приложены все необходимые документы. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта должно быть принято в течение 60 дней со дня поступления заявления о выборе земельного участка о предварительном согласовании места размещения объекта. До настоящего времени администрацией муниципального образования «Город Саратов» не принято решение по его заявлению. Просил признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка площадью 450 кв.м., и предварительном согласовании места размещения объекта - мастерской автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильной мойки по адресу: <адрес> В судебное заседание Усанов М.Н., представители заинтересованного лица администрации МО «Город Саратов», комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству АМО «Город Саратов» не явились, извещены надлежащим образом, Усанов М.Н. просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении. Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» возражала против удовлетворения заявления. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Согласно ст. 30 Земельного кодекса Российской ФедерацииРФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду. В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Таким образом, результат рассмотрения органом местного самоуправления заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - принятие органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо об отказе в размещении объекта. В судебном заседании установлено, что Усанов М.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта- мастерской автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильной мойки по адресу: <адрес>, испрашиваемое право - аренда сроком на 49 лет, примерная площадь земельного участка- 450 кв.м. К заявлению были приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, кадастровый план территории, обоснование примерного размера земельного участка, электронный носитель (л.д. 7). Таким образом, заявление, поданное Усановым М.Н., соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 06 июня 2012 года № 1244 утвержден регламент предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов" Согласно п.2.4 вышеуказанного регламента решение о предварительном согласовании места размещения объекта (либо отказе в размещении объекта) принимается в течение 60 календарных дней со дня поступления в комитет по землепользованию заявления о выборе земельного участка о предварительном согласовании места размещения объекта. Заявление Усановым М.Н. подано ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, решение о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должно быть рассмотрено не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В силу п.3.6 указанного регламента основанием для начала исполнения административной процедуры является подготовленный и согласованный проект постановления администрации об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (отказе в размещении объекта). Согласованный соответствующий проект постановления представляется на подпись главе администрации, а в его отсутствие - лицу, его замещающему. Подписанный главой администрации проект соответствующего постановления администрации является принятым решением об утверждении акта о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (отказе в размещении объекта). Установлено, что до настоящего времени решения по заявлению Усанова М.Н. о предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке по смыслу ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации органом местного самоуправления не принято, что не опровергнуто заинтересованными лицами, в том числе, представителем комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании. Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования «Город Саратов», не принявшей никакого решения по заявлению Усанова М.Н. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в срок, установленный регламентом предоставления муниципальной услуги, нарушены нормы статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, имеет место бездействие органа местного самоуправления, которое является незаконным. Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, противоречащим требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заявление Усанова М.Н. о предварительном согласовании места размещения объекта не рассмотрено, решение о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - мастерской автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильной мойки либо об отказе в предварительном согласовании по каким-либо основаниям не принято, чем нарушены права Усанова М.Н. на реализацию права на выбор земельного участка, суд считает возможным удовлетворить требования о возложении обязанности по рассмотрению заявлению, не предрешая существа принятого администрацией муниципального образования «Город Саратов» решения в срок 14 дней, который суд находит достаточным с учетом нахождения заявления Усанова М.Н. на рассмотрении в администрации муниципального образования «Город Саратов» в течение 3 месяцев. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 254-258 ГПК РФ, суд решил: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по заявлению Усанова ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка площадью 450 кв.м., и предварительном согласовании места размещения объекта - мастерской автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильной мойки по адресу: <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Усанова ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о выборе земельного участка площадью 450 кв.м., и предварительном согласовании места размещения объекта - мастерской автосервиса, станции технического обслуживания, автомобильной мойки по адресу: <адрес>, в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова. Судья подпись С.В. ЮДИНА