№ 2-3788/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 24 августа 2012 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретере Пяткиной Э.С., с участием помощника прокурора г. Энгельса Хлебниковой Н.Д., представителя ответчика правительства Саратовской области Халезина В.Ю., представителя управления ветеринарии Правительства Саратовской области Козлова И.Г., Мещеряков Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску прокурора г. Энгельса к Правительству Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействий незаконными и обязании обустроить скотомогильник, установил: Прокурор г. Энгельса обратился в суд с иском к Правительству Саратовской области в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействий незаконными и обязании обустроить скотомогильник, в обоснование своих требований, ссылаясь на то, что Прокуратурой города Энгельса в рамках надзора проведена проверка состояния законности при содержании и эксплуатации бесхозяйных скотомогильников на территории Энгельсского муниципального района. В ходе проверки установлено, что на территории Приволжского муниципального образования <адрес> от <адрес> расположен скотомогильник объемом 36 куб. м., глубиной 4 м., шириной 3 м. При проведении комиссионного обследования установлено, что скотомогильник не огорожен, не обвалован, нет площадки для вскрытия трупов животных. Имеется металлическое перекрытие с крышкой на загрузочном люке без замка, навес отсутствует. Таким образом, скотомогильник, расположенный на территории Приволжского муниципального образования, не соответствует Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожению биологических отходов» № от 04.12.1995 г. Биологические отходы как источники биологического загрязнения окружающей среды специфическими токсикантами, а в ряде случаев возбудителями инфекционных заболеваний животных, требуют строгого режима утилизации, обеспечивающего гибель самых стойких возбудителей, либо уничтожения. С 2010 года реконструкция и ремонт скотомогильника, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, не проводилась. Согласно информации, представленной Территориальным отделом Управления Ветеринариии Энгельсского муниципального района, эксплуатация данного скотомогильника с нарушением требований ветеринарного законодательства создает реальную угрозу возникновения и распространения заболеваний различной этиологии, эпидемиологическому благополучию населения и животных, приводит к загрязнению окружающей среды. Просит суд признать незаконным бездействие Правительства Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с ненадлежащим оборудованием и эксплуатацией биотермической ямы, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>. Обязать Правительство Саратовской области обустроить скотомогильник, расположенный по адресу: <адрес> <адрес>, Приволжское муниципальное образование, 2500 км от села Квасниковка в соответствие с требованиями «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов» № от 04.12.1995 г. Помощник прокурора г. Энгельса поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила исковые требования удовлетворить. Представитель Правительства Саратовской области исковые требования не признал, по следующим основаниям. В обоснование заявления прокуратура ссылается на противоречие указанного бездействия требованиям части 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3, подпункта «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти; - субъектов Российской Федерации». Наличие у Правительства области обязанности по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с ненадлежащим оборудованием и эксплуатацией биотермической ямы, прокуратура связывает с тем, что - это не вопрос местного значения муниципального образования, -с тем, что в собственности субъекта Российской Федерации могут Правительство области считает заявление необоснованным, а потому не подлежащим удовлетворению в связи со следующим. Как следует из статей 255, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к бездействию органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся бездействие, в результате которого: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Совершение бездействия предполагает невыполнение органами Учитывая, что в заявлении не указывается, в чьей собственности находится данный скотомогильник или что он является бесхозяйным, очевидно, что прокуратура считает незаконным неисполнение Правительством области обязанности по обслуживанию (оборудованию и эксплуатации) биотермических ям независимо от их форм собственности или бесхозных биотермических ям. Между тем законодательством Российской Федерации, в частности, Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Законом области «О Правительстве Саратовской области» прямо не предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обслуживанию (оборудованию и эксплуатации) биотермических ям независимо от их форм собственности или бесхозных биотермических ям. Согласно пункту г.1 статьи 23 Закона области «О Правительстве Саратовской области»» Правительство области в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области, организует проведение на территории области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации, в -том числе обеспечивает обустройство и содержание скотомогильников (биотермических ям), находящихся в государственной собственности области. То есть требуемые и предусмотренные указанными законами действия могут быть осуществлены только в отношении областных скотомогильников. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды (часть 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации» законодательных (представительных) и исполнительных органов; государственной власти субъектов Российской Федерации»), на что ссылается прокуратура, не могут быть истолкованы таким образом, что они могут осуществляться с нарушением обязанности собственника (муниципального образования, Российской Федерации, юридического лица) нести бремя содержания принадлежащего ему скотомогильника либо с нарушением установленного статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации порядка обращения с бесхозяйными вещами. Указанные полномочия Правительство области, безусловно, должно осуществлять и осуществляет, но при этом оно не вправе вторгаться в компетенцию собственников и исполнять за счет средств областного бюджета их обязанности. То же самое ограничение в осуществлении субъектом Российской Федерации указанных полномочий касается бесхозяйных скотомогильников. Полномочие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, юридически значимым обстоятельством для решения вопроса о возложении на Саратовскую область обязанностей по заявлению является вопрос нахождения скотомогильника в собственности Саратовской области. Предусмотренная подпунктом «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального Надлежащим и единственным доказательством, подтверждающим право собственности на объекты недвижимого имущества, является государственная регистрация (статья 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Такого доказательства нахождения в собственности Саратовской области указанного скотомогильника прокуратурой не представлено. Целевая программа, предусматривающая выделение средств областного бюджета для оформления права собственности на скотомогильники, для обустройства и реконструкции скотомогильников, не отвечающих ветеринарно-санитарным требованиям, не подтверждает наличие обязанности у Саратовской области в лице Правительства области по осуществлению указанных мероприятий. Исполнителями указанных мероприятий выступают управление ветеринарии Правительства области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, комитет по управлению имуществом области, каждый из которых является самостоятельным органом исполнительной власти Саратовской области (статья 1 Закона области «О Правительстве Саратовской области»). В связи с чем, Правительство области является ненадлежащим ответчиком по делу. Согласно части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Из приложенных к заявлению прокуратуры материалов следует, что сооружение, расположенное по определенному адресу и имеющее координаты, является приспособленным объектом, в котором содержатся несанкционированно размещенные неустановленными лицами биологические и прочие, в том числе бытовые, отходы. Данный объект является бесхозным сооружением, представляющим приспособленный под сбор отходов канализационный жижесборник бывшей животноводческой фермы. На указанный объект отсутствует проектно-сметная документация, разрешение (согласование) органов санитарно-эпидемиологического и государственного ветеринарного надзора на отвод земельного участка и другие установленные ветеринарными и санитарными требования документы, предусмотренные законодательством к указанным объектам. В имеющихся актах комиссионного обследования, которое проводилось в 2010 и 2011 г. главным государственным ветеринарным инспектором по Энгельсскому и Советскому муниципальным районам, специалистами ОГУ «Энгельсская районная станция по борьбе с болезнями животных», отмечено, что указанный объект, приспособленный под скотомогильник, фактически таковым не является, так как не соответствует признакам, определяющим понятие «скотомогильник» и содержащимся в ветеринарно-санитарном законодательстве. Кроме того, из материалов дела следует, что указанный объект не представляет угрозы эпизоотическому и эпидемиологическому благополучию животноводства и населения. Проведенными лабораторными обследованиями ОГУ «Энгельсская районная станция по борьбе с болезнями животных» данного объекта и прилегающей территории возбудителей болезней, в том числе общих для человека и животных, включая бациллы сибирской язвы и других спорообразующих форм, не обнаружено. Стихийное несанкционированное использование неустановленными лицами данного приспособленного под скотомогильник объекта, не является основанием для признания его скотомогильником, а следовательно, для понуждения его обустроить в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами. Действующее законодательство не содержит прямого указания на то, что обслуживание (оборудование и эксплуатация) скотомогильников независимо от форм собственности или бесхозных скотомогильников, а также стихийно возникших на территории муниципального образования несанкционированных свалок относится к мероприятиям в рамках полномочий Правительства области по осуществлению мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды (часть 2 статьи 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных (подпункт 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Просит суд в удовлетворении указанных требований прокуратуры г. Энгельса к Правительству Саратовской области отказать. Представитель Управления ветеринарии Правительства Саратовской области просил отказать в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям, сооружение, расположенное по указанному адресу и координатам, является приспособленным объектом, в котором обнаружены несанкционированно размещенные неустановленными лицами биологические и прочие, в том числе бытовые отходы. Данный объект является бесхозным сооружением, представляющим приспособленный под сбор отходов канализационный жижесборник бывшей животноводческой фермы. На указанный объект отсутствует проектно-сметная документация, разрешение (согласование) органов санитарно-эпидемиологического и государственного ветеринарного надзора на отвод земельного участка, и другие установленные ветеринарные и санитарные требования, предусмотренные законодательством к указанным объектам. В имеющихся актах комиссионного обследования, в составе главного государственного ветеринарного инспектора по Энгельсскому и Советскому муниципальным районам, специалистов ОГУ «Энгельсская районная станция по борьбе с болезнями животных», за 2010-2011 год отмечено, что указанный объект, приспособленный под скотомогильник, фактически таковым не является, так как не соответствует требованиям, определяющим понятие «скотомогильник» в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарного законодательства. Кроме того, указанный объект не представляет угрозы эпизоотическому и эпидемиологическому благополучию животноводства и населения. Проведенными лабораторными обследованиями ОГУ «Энгельсская районная станция по борьбе с болезнями животных» данного объекта и прилегающей территории возбудителей болезней, в том числе общих для человека и животных, включая бациллы сибирской язвы и других спорообразующих форм, не обнаружено. Стихийное несанкционированное использование неустановленными лицами данного приспособленного под скотомогильник объекта, не является основанием для признания его скотомогильником и его обустройства в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами силами и средствами Правительства Саратовской области. В связи с этим полагаем целесообразным: Представитель Комитета по управлению имуществом Саратовской области о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причины не явки суду не известны. Представитель администрации Приволжского муниципального образования Саратовской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Представитель областного государственного учреждения «Саратовская районная станция по борьбе с болезнями животных» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны. Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 5, 6 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии на селения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обладают Российская Федерация и субъекты РФ, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов РФ. В соответствии со ст. 26.3 п. 2 подп. 49 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 данного Федерального Закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники. В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284 приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Следовательно, вопросы создания скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6.10.2003 года № 131-ФЗ не предусматривает. Согласно п. 6 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ, названного выше, в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи (за исключением подпунктов 1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 43, 48, 52, 58 и подпункта 64 (кроме полномочий, передаваемых органам местного самоуправления муниципальных районов по сбору информации от поселений, входящих в муниципальный район, необходимой для ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов) пункта 2 настоящей статьи), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Согласно, п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года № 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника может быть возложена на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты, к полномочиям органов местной администрации в силу п. 5.1 Правил отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. В судебном заседании установлено, что в собственность или ведение администрации муниципального образования скотомогильники не передавались, на балансе администрации они не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации поселения не передавались. Следовательно, спорный скотомогильник является бесхозяйным имуществом, однако действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории муниципального образования бесхозяйных скотомогильников. Таким образом, в соответствии с требованиями Федерального закона РФ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы В соответствии с «Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденными 04.12.1995 № 13-7-2/469 (Правил утилизации), территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост (п.5.6.). Согласно п. 5.8. Правил утилизации, над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Из актов обследования имеющихся в материалах дела следует, что скотомогильник, расположенный по адресу: ФИО4 <адрес>, <адрес> не соответствует указанным требованиям, указанное обстоятельство не отрицалось. При таких обстоятельствах суд считает, что требования закона Правительством Саратовской области не выполняются, меры по оборудованию и содержанию скотомогильников не принимаются. В связи с чем суд приходит к выводу о бездействии Правительства Саратовской области, выразившемся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящихся ФИО4 <адрес>, Приволжского муниципальное образование, 2500 км от села Квасниковска По мнению суда, данным бездействием нарушаются не только действующее законодательство, приведенное выше, но и права граждан, гарантированные национальным и международным правом, создается угроза причинения вреда жизни и здоровью населения, проживающего на территории муниципального образования, количество которого непостоянно, то есть права неопределенного круга лиц. Между тем, ООН в своей Декларации по окружающей среде и развитию, принятой 14.06.1992 г. на конференции ООН по окружающей среде и развитию, подтверждая Стокгольмскую Декларацию от 16.06.1972 г., провозгласила, что забота о человеке является центральным звеном в деятельности по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Статья 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Право граждан на благоприятную окружающую среду гарантировано статьей 42 Основного Закона, в соответствии с которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Не могут быть приняты во внимание доводы ответчиков о том, что данный объект не является скотомогильником, поскольку это опровергается ветеринарно-санитарной карточкой на скотомогильник № расположенный по адресу <адрес> <адрес>. Статья 225 ГК РФ допускает в случае признания имущества бесхозяйным в последующем признание бесхозяйной вещи муниципальной собственностью, между тем возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. Исходя из изложенного, суд находит требования прокурора о признании бездействия Правительства Саратовской области по непринятию мер выразившееся по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с ненадлежащим оборудованием и эксплуатацией биотермической ямы, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, Приволжского муниципальное образование, 2500 км от села Квасниковка, подлежащими удовлетворению. Разрешая требования прокурора об обязании Правительства Саратовской области обустроить скотомогильник, расположенный по адресу: <адрес> в соответствие с требованиями «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов» № от 04.12.1995 г. суд исходит из следующего. В рамках рассматриваемого дела Прокурором не представлено доказательств того, что данный скотомогильник используется по назначению и существует объективная необходимости проведения работ по приведению его в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Из раздела 7 «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденными 04.12.1995 № 13-7-2/469 (Правил утилизации) следует, что контроль, за выполнением требований настоящих Правил возлагается на органы государственного ветеринарного надзора. Специалисты государственной ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью), проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям). При выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Все вновь открываемые, действующие и закрытые скотомогильники, и отдельно стоящие биотермические ямы берутся главным государственным ветеринарным инспектором района (города) на учет. Им присваивается индивидуальный номер и оформляется ветеринарно-санитарная карточка. Поскольку вопросы по созданию и содержанию скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации, следовательно, к их ведению отнесены и вопросы по их закрытию. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что на Правительстве Саратовской области лежит обязанность по принятию решения относительно скотомогильника, находящегося по адресу <адрес> <адрес>, в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Суд приходит к выводу, что ответчик имеет право самостоятельно избирать способ исполнения «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожении биологических отходов» с точки зрения экономической обоснованности, технической допустимости, с учетом требования безопасности, благоустройства в связи с чем считает невозможным обязать ответчика осуществить конкретные действия. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд признав, заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая положения пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 суд, принимая решение об удовлетворении заявления, не вправе выходить за пределы рассмотренных требований, то есть при оспаривании бездействия суду следует признать бездействие органа незаконным и обязать его рассмотреть заявление, в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Постановлением Правительства Саратовской области утверждена долгосрочная целевая программа «Организация и обеспечение мест захоронения биологических отходов в скотомогильниках в Саратовской области» на 2011-2015 г., однако до настоящего времени в рамках указанной программы никакие действия в отношении спорного объекта произведены не были. Суд, руководствуясь ст. 12 ГК РФ принимает решение, о возложении обязанности на Правительство Саратовской области принятия решения в соответствии с ветеринарно-санитарными правилам сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов в отношении скотомогильника находящегося по адресу <адрес> в срок до 01.01.2013 г. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: признать незаконными бездействие Правительства Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника находящегося по адресу <адрес> Обязать Правительство Саратовской области устранить нарушение неопределенного круга лиц до 01.01.2013 г. обустроить в соответствии с ветеринарно-санитарными правилам сбора и утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильник находящийся по адресу: <адрес> Судебные издержки отнести за счет средств федерального бюджета. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Волжский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья
находиться скотомогильники (биотермические ямы), -с тем, что содержание биотермических ям независимо от их форм
собственности или бесхозных биотермических ям в надлежащем состоянии и
оборудование входят в комплекс мероприятий по предупреждению и
ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и
животных, проведение которых относится к полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, -с тем, что долгосрочной областной целевой программой «Организация и обеспечение мест захоронения биологических отходов в скотомогильниках в Саратовской области» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 17 марта 2011 года № 133-П, запланировано выделение средств областного бюджета на оформление права собственности на скотомогильники, на обустройство и реконструкцию скотомогильников, не отвечающих ветеринарно-санитарным требованиям.
исполнительной власти в установленные сроки и в надлежащем порядке
возложенных на них обязанностей, неосуществление действий, которые они
в соответствии с законом или иным нормативным актом обязаны были
совершить.
обслуживанию (оборудованию и эксплуатации) биотермических ям
независимо от форм собственности или бесхозных биотермических ям не
может быть установлено путем отрицания наличия такого полномочия и
такого имущества у органов местного самоуправления, то есть по
остаточному принципу.
закона «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» возможность нахождения в
собственности субъекта Российской Федерации скотомогильников
(биотермических ям), на что ссылается прокуратура, не обосновывает, что указанный прокуратурой скотомогильник находится в собственности Саратовской области.
Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если
установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено
в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной
власти, органа местного самоуправления, должностного лица,
государственного или муниципального служащего и права либо свободы
гражданина не были нарушены. По смыслу данной нормы, суд отказывает в
удовлетворении заявления и в случае, если установит, что бездействие
допущено при отсутствии нарушения закона, при отсутствии полномочия
органа государственной власти на совершение истребуемого действия и не
повлекло нарушение прав либо свобод гражданина (неопределенного круга лиц).
по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников,
входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации
болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных,
относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и
являются расходными обязательствами субъекта РФ.