Дело № 2-4301/2012 Дело № 2-4301/2012 Решение именем Российской Федерации 13 августа 2012 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Саратова Медникова В.С., при секретаре Соловьевой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Саратова в защиту прав и законных интересов Алешиной ФИО7 к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - комитет по управлению имуществом г. Саратова, Алешин ФИО8, Алешин ФИО9 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил : прокурор <адрес> обратился в суд с указанным иском в интересах Алешиной О.М., в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Алешиной О.М., проживающей по адресу: <адрес>А, <адрес>, о нарушении ее жилищных прав, в ходе которой установлено, что жилой <адрес>А по <адрес> серии К-7-2-4 построен в 1970 году по проекту инженера Лагутенко, был признан непригодным для проживания решением Саратовского горисполкома № от 1983 года, распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Жители вышеуказанного дома неоднократно обращались в органы местного самоуправления для решения вопроса об отселении. Так, согласно акту обследования жилого <адрес>А по <адрес> в здании имеются многочисленные разрушения, ремонт в доме не проводился со дня сдачи дома в эксплуатацию. В акте также указано, что после 30-летнего срока эксплуатации жилых домов К-7-2-4 дома показали свои конструктивные недостатки: отсутствие возможности их усиления и выполнения капитального ремонта. В документе также имеются сведения о том, что по плану 1997 года будет сдан новый девятиэтажный дом для расселения граждан. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче в муниципальную собственность жилых домов серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко» установлено, что в городе Саратове находятся в эксплуатации 24 жилых дома серии К-7-2-4 системы инженера Лагутенко. Срок эксплуатации этих домов давно истек. В соответствии с постановлением <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность области и в муниципальную собственность» глава администрации постановил: запретить приватизацию квартир в домах К-7-2-4, обмен жилых квартир, регистрацию жителей в указанные дома, а также создать комиссию по организации мероприятий, обеспечивающих переселение жильцов домов серии К-7-2-4. Однако расселение жителей из <адрес>А по <адрес> до настоящего времени не состоялось. В соответствии с актом межведомственной комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р, жилой <адрес>А по <адрес> опять был признан непригодным. Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № была принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем граждан <адрес>, проживающих в ветхих и аварийных домах, построенных по проекту инженера Лагутенко» на 2002-2010 года. Целью вышеуказанной программы была ликвидация до 2005 года, включительно существующего в настоящее время аварийного жилого фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ. В программе дано определение «жилые дома проекта инженера Лагутенко», дома, исчерпавшие расчетный срок эксплуатации, аварийные здания не подлежат восстановлению и реконструкции. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание межведомственной комиссии, на котором в очередной раз было принято решение о признании жилого <адрес>А по <адрес> непригодным и подлежащим сносу. В вышеуказанном распоряжении не установлены сроки отселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях. Таким образом, жилой <адрес>А по <адрес> в <адрес> до настоящего времени не расселен, перспективы отселения Алешиной О.М. и ее семьи не известны. В то же время состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Истец указывает, что условия о предоставлении жилого помещения жителям <адрес>А по <адрес>, в связи с признанием его непригодным для проживания, имеются и по ранее действовавшему Жилищному кодексу РСФСР и по новому Жилищному кодексу РФ, действующему с ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного просит обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Алешиной О.М. и ее семье благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого (45,5 кв. м), отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>. В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены комитет по управлению имущества г. Саратова, Алешин Григорий Федорович, Алешин Михаил Григорьевич. Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» исковые требования не признал, пояснив, что предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, в связи с чем органы местного самоуправления осуществляют предоставление жилых помещений по договорам социального найма только малоимущим граждан, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Представитель третьего лица - комитета по управлению имуществом <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом (жилое помещение) грозит обвалом. Согласно ст. 93 ЖК РСФСР если дом (жилое помещение) грозит обвалом, гражданам, выселяемым из этого дома (жилого помещения), другое благоустроенное жилое помещение предоставляется по решению исполнительного комитета местного Совета народных депутатов за счет жилищного фонда местного Совета народных депутатов либо соответствующего предприятия, учреждения, организации. В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (часть 2 статьи). Согласно положениям ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания, предусмотрено ранее действовавшим Жилищным Кодексом РСФСР, так и Жилищным кодексом РФ, действующим с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому. В соответствии со ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «<адрес>» (наймодатель) и Алешиной О.М. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым наймодатель передал нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в собственности муниципального образования «<адрес>», состоящее из 2 комнат в отдельной квартире общей площадью 45,5 кв. м по адресу: <адрес>А, <адрес> (л.д. 53). Согласно справке ООО «иные данные» в <адрес> общей площадью 45,5 кв. м в <адрес>А по <адрес> в <адрес> зарегистрированы и проживают с ДД.ММ.ГГГГ Алешина ФИО10, с ДД.ММ.ГГГГ Алешин ФИО11, с 16.0.1985 года Алешин ФИО12 (л.д. 10). По данным МУП «ГБТИ» <адрес>А по <адрес> в <адрес> имеет общую площадь 45,5 кв. м, жилую - 31,1 кв. м и состоит из двух жилых комнат (л.д. 35-42). <адрес> администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ утверждено решение междуведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по признанию жилых домов серии К-7-2-4, построенных по проекту Лагутенко непригодными для постоянного проживания. Жилые <адрес>, 9, 9а, 11, 13а, 15/8 по <адрес>, №, 36а, 38б по проспекту Строителей признаны непригодными для постоянного проживания и отнесены к группе непригодных, дефекты которых не могут быть устранены технически (л.д. 11). Согласно протоколу №/Л от ДД.ММ.ГГГГ заседания межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А, жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 23-25). Согласно п. п. 3.2, 3.5 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № подготовка акта о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания производится междуведомственными комиссиями, назначаемыми исполкомами районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов. Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Утвержденные исполкомами акты служат основанием для решения, в том числе, вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательством порядке. То есть решение о признании жилого дома непригодным для постоянного проживания принято в 2002 году уполномоченным органом. В настоящее время решение вопроса о непригодности жилых помещений для постоянного проживания регулируется Положением о признании помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу п. 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства РФ постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу. В силу п. 1.4 данного Положения комиссия осуществляет признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу на основании оценки соответствия указанных помещений и многоквартирных домов требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе рассмотрения дела установлено, что многоквартирный жилой <адрес>А по <адрес> в <адрес> в установленном порядке признан непригодным для проживания. Данный факт является основанием для предоставления Алешиной О.М. и членам ее семьи, обладающим правом пользования и проживающим в спорном доме, другого благоустроенного помещения пригодного для проживания. Как видно из сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области и МУП «Городское бюро технической инвентаризации» Алешина О.М., Алешин Г.Ф., Алешин М.Г. не имеют прав на какие-либо другие жилые помещения (л.д. 43-52). Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Судом также установлено, что администрация муниципального образования «<адрес>» не выполняет обязанности по отселению истца и членов ее семьи из жилого помещения, непригодного для проживания. Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности. Суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью 45,5 кв. м, то есть не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого дома непригодным для постоянного проживания многоквартирного жилого дома, истец не обеспечен до настоящего времени жильем. Количество комнат занимаемого истцом и членами ее семьи жилого помещения соответствовало двум жилым комнатам, в связи с чем, и подлежащее предоставлению помещение не должно быть не менее двух жилых комнат. При этом, вопреки доводам ответчика, не имеет правового значения то, по чьей вине домовладение, в котором проживает истец, пришло в состояние непригодное для проживания, поскольку умышленных действий со стороны нанимателя жилого помещения и членов ее семьи не установлено. Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой <адрес>А по <адрес> в <адрес>, в котором находится <адрес>, нанимателем которой является Алешина О.М., был признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было. Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено. По смыслу правовых норм, содержащихся в ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления. При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «<адрес>» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте <адрес> общей площадью не менее 45,5 кв. м являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд <адрес>.Истец Алешина О.М. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме. Третьи лица Алешин Г.Ф. и Алешин М.Г. в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме.
Старший помощник прокурора <адрес> также в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить Алешиной ФИО13 (на состав семьи из трех человек Алешину ФИО16, Алешина ФИО14, Алешина ФИО15) по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 45,5 квадратных метров, состоящее из двух жилых комнат в черте <адрес>.
Судья Ю.В. Ефимкина