об устранении нарушений земельного законодательства, признании незаконным постановления, признании недействительным договора аренды земельного участка, договора замены стороны в обязательстве, признании отсутствующим права аренды.



Дело № 2-1851/12 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Саратов                       30 августа 2012 года

Волжский районный суд г. Саратова

в составе

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Джаудеевой Д.С.,

с участием

представителя истца - прокуратуры Волжского района г. Саратова - Плетнева Б.Б.,

представителя ответчика администрации МО «Город Саратов» - Полянского Г.Ю.,

представителя ответчика Качина А.В. - Бузиной С.А.,

представителя ответчика Колобкова А.В. - Бузиной С.А.,

представителя 3 лица комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области - Средневой Е.В.,

представителя 3 лица комитета по землепользованию и градостроительству АМО «Город Саратов» - Никитиной Д.Д.,

представителя 3 лица ФГБУ «ФКБ Росреестра» - Дьяковой И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района г. Саратова в интересах Саратовской области и неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования «Город Саратов», Качину ФИО14, Колобкову ФИО16 об устранении нарушений земельного законодательства, признании незаконным постановления администрации МО «Город Саратов», признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным договора замены стороны в обязательстве, признании отсутствующим права аренды, исключении записи из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, исключении сведений из государственного кадастра недвижимости,

установил:

     Прокурор Волжского района г. Саратова обратился в суд с иском в интересах Саратовской области и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Качину А.В. в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью кв.м. для целей не связанных со строительством - размещение туристической базы, расположенной по адресу: <адрес>, признании недействительным заключенного с Качиным А.В. договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, договора замены стороны в обязательстве между Качиным А.В. и Колобковым А.В., погашении записи в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в виде ограничения (обременения) права аренды. В обоснование заявленных требований указал, что, по мнению администрации МО «Город Саратов», земельный участок, занятый территорией природного парка «Кумысная поляна», как объект земельных отношений не создан, поскольку границы земельного участка не установлены, кадастровые работы не проведены и кадастровый учет в отношении этого земельного участка не осуществлен. Однако постановлением администрации г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ лесопарковому лесхозу «Кумысная поляна» предоставлена в бессрочное (постоянное) пользование фактически занимаемая территория в пределах <адрес>. Распоряжением Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ в границах территорий, ранее предоставленных лесопарковому лесхозу «Кумысная поляна» образован природный парк «Кумысная поляна», ОГУ «Лесопарковый лесхоз» переименовано в ГУСО «Природный парк «Кумысная поляна», учредителем которого является комитет охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области. Постановлением Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ Природный парк «Кумысная поляна» отнесен к особо охраняемой природной территории регионального значения. Постановлением Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № утверждено Положение о природном парке «Кумысная поляна». Распоряжением Правительства Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ на Комитет по управлению имуществом Саратовской области была возложена обязанность произвести уточнение и межевание границ Природного парка «Кумысная поляна» в срок до ДД.ММ.ГГГГ Однако данное распоряжение до настоящего времени не исполнено. Вместе с тем, в материалах, послуживших основанием для издания постановления о предоставлении земельного участка в аренду, имеется письмо за подписью директора природного парка «Кумысная поляна», согласно которому предполагаемый к предоставлению земельный участок не входит в границы ГУСО «Кумысная поляна». Вместе с тем, согласно кадастровому плану территории, предоставленный земельный участок расположен в центральной части острова. Так как постановление АМО «Город Саратов» является незаконным, сделки в виде заключения договора аренды земельного участка и замены стороны в обязательстве - недействительными, просил признать незаконным постановление о предоставлении земельного участка, недействительным договор аренды, договор замены стороны в обязательстве, погасить запись в ЕГРП в виде ограничения права аренды.

    В ходе судебного разбирательства прокурор Волжского района г. Саратова уточнил исковые требования, и просил суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Качину А.В. в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью кв.м., для целей не связанных со строительством - размещение туристической базы, расположенной по адресу: <адрес>, признать недействительным договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и договор замены стороны в обязательстве между Качиным А.В. и Колобковым А.В., признать отсутствующим право аренды у Колобкова А.В. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер , исключить из ЕГРП запись о регистрации права на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер у Колобкова А.В., а также исключить сведения из государственного кадастра недвижимости.

    Ответчики Качин А.В. и Колобков А.В., представители 3 лиц Комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству АМО «Город Саратов», ГУ Саратовской области «Природный парк «Кумысная поляна», Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Министерства лесного хозяйства Саратовской области, ФГБУ «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, Министерство лесного хозяйства Саратовской области и ГУСО «Кумысная поляна» просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

    Представитель истца прокуратуры Волжского района г. Саратова в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Просил иск удовлетворить в полном объеме. Считает, что на обращение с иском об оспаривании решения органа местного самоуправления срок не был пропущен, т.к. первоначально оспариваемое постановление было получено прокуратурой города, и позднее перенаправлено в прокуратуру Волжского района г. Саратова. Ими были предприняты меры прокурорского реагирования, внесен протест, который был отклонен. Лишь ДД.ММ.ГГГГ прокурору Волжского района г. Саратова стало известно о том, что администрация МО «Город Саратов» отказалась в добровольном порядке удовлетворять протест и отменять постановление о предоставлении Качину А.В. земельного участка.

Представитель 3 лица комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области в судебном заседании поддержала иск прокурора, т.к. постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ были установлены границы Природного парка «Кумысная поляна», являющегося особо охраняемой территорией. Указанные границы были описаны в географической системе координат, и эксперт установил наложение границ земельного участка, предоставленного Качину А.В., переданного впоследствии Колобкову А.В., и территории Парка «Кумысная поляна». В связи с чем, спорный участок находится в особо охраняемой зоне.

Представитель ответчика АМО «Город Саратов» в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, поддержал письменные возражения, представленные в материалы дела. Пояснил, что границы природного парка «Кумысная поляна» не определены, не поставлены на кадастровый учет и не установлены в натуре, в связи с чем, невозможно установить наложение границ земельного участка, предоставленного администрацией Качину А.В., и Природного парка «Кумысная поляна». Считает, что истцом не предоставлены доказательства нахождения спорного земельного участка в собственности Саратовской области. Кроме того, из письма директора ГУСО «Природный парк «Кумысная поляна» следует, что указанный земельный участок не входит в границы парка «Кумысная поляна». Просил в иске отказать.

Представитель ответчиков Качина А.В. и Колобкова А.В. в судебном заседании возражала против иска прокурора, поддержала показания представителя администрации МО «Город Саратов», просила в иске отказать.

Представитель 3 лица комитета по землепользованию и градостроительству АМО «Город Саратов» в судебном заседании поддержала доводы представителя АМО «Город Саратов», просила в иске отказать.

    Представитель 3 лица ФГБУ «ФКБ Росреестра» возражала против заявленных требований, пояснила, что не согласна с требованиями прокурора, поскольку результаты экспертизы возникают сомнения, т.к. точные результаты дает только межевание, а оно не проводилось, кроме того, эксперт, проводивший экспертизу, не имеет соответствующего образования, был необходим выезд на место, но этого не было совершено. В данном случае, при предоставлении земельного участка должно было быть согласование, и это согласование было. Доводы прокурора считает необоснованными, просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса, показания эксперта, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.

В соответствии с п. 12 ФЗ от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законом субъектов РФ.

В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ним регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Постановление органа исполнительной власти о предоставлении земельных участков является особенностью возникновения права на землю, установленной ст. 29 Земельного кодекса РФ.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

    В силу требований ст. 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

    Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

    Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

    В силу ст. 33 Устава МО «Город Саратов» администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

    Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Качин А.В. обратился в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , для целей, не связанных со строительством - размещение туристической базы, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 71).

    К указанному заявлению Качиным А.В. был приложен кадастровый паспорт земельного участка, площадью кв.м., расположенного в <адрес>, с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление об отсутствии зарегистрированного права на испрашиваемый земельный участок, информация в газете «иные данные» о возможном предоставлении данного земельного участка с правом аренды на 2 года, а также топографо-геодезический план земельного участка, согласованный ГУСО «Природный парк «Кумысная поляна» (л.д. 68-70, 73-75, 76).

Кроме того, к заявлению Качиным А.В. приложена схема расположения земельного участка, согласованная комитетом по землепользованию и градостроительству АМО «Город Саратов» и комитетом по архитектуре и градостроительству АМО «Город Саратов». Как следует из содержания указанной схемы, испрашиваемый Качиным А.В. земельный участок расположен в территориальной зоне РЗ-1 - зоне особо охраняемых природных территорий, вид разрешенного использования - для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения. В графе «ограничения в пользовании» указано «в соответствии с примечанием к таблице 5.1 Правил землепользования и застройки правовой режим использования территории в зоне РЗ-1 определяется федеральным и областным законодательством об особо охраняемых территориях (Постановление Правительства Саратовской области от 01.11.2007 г. № 385-П, постановление Правительства Саратовской области от 18.03.2009 г. № 101-П)» (л.д. 72).

Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ Качину А.В. отказано в предоставлении права аренды на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> общей площадью кв.м. для целей, не связанных со строительством - размещение объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения (под размещение турбазы) по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок не находится в

государственной собственности Саратовской области (л.д. 67).

    ДД.ММ.ГГГГ Качину А.В. директором ГУСО «Природный парк «Кумысная поляна» выдано письмо, из содержания которого следует, что земельный участок с кадастровым номером для размещения турбазы не входит в границы ГУСО «Кумысная поляна» (л.д. 66).

    Постановлением администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ Качину А.В. предоставленв аренду сроком на 49 лет земельный участок, площадью кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером , для целей, не связанных со строительством - размещение туристической базы, расположенной по адресу: г. <адрес> (л.д. 62-65).

    На основании указанного постановления ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Город Саратов» и Качиным А.В. заключен договор аренды данного земельного участка № (л.д. 8-14).

ДД.ММ.ГГГГ между Качиным А.В. и Колобковым А.В. заключен договор замены стороны в обязательстве, права аренды Колобкова А.В. зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 25).

Согласно ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

    Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

    Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

    В силу ч. 6 ст. 103 Лесного кодекса РФ особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий отнесены земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

В составе земель особо охраняемых территорий выделяются самостоятельные виды таких территорий, к которым, в частности, относятся особо охраняемые природные территории (подпункт 1 пункта 2 статьи 94) и земли рекреационного назначения (подпункт 3 пункта 2 статьи 94). Каждый из названных видов особо охраняемых территорий имеет свой собственный правовой режим, а также порядок использования и охраны.

    К землям особо охраняемых природных территорий в соответствии с п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ относятся земли государственных природных заповедников, в том числе, природных парков. Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий урегулированы специальным Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".

    В соответствии с Федеральным законом РФ № 33-ФЗ от 14.03.1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях» природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и

рекреационных целях.

Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

В силу ст. 21 указанного закона на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков.

Исходя из этого, на территориях природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

С природными парками согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территориях природных парков и их охранных зон, а также проекты развития населенных пунктов.

Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.

    В свою очередь, статья 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относит земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав таких земель входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (пункты 1, 2 данной статьи).

    Из системного анализа приведенных норм федерального закона следует, что земли особо охраняемых природных территорий, являясь самостоятельным видом земель особо охраняемых территорий, не относятся к землям рекреационного назначения, и имеют свой собственный, отличный от земель рекреационного назначения, правовой статус и целевое назначение. Смешение правового статуса различных видов земель особо охраняемых территорий и, таким образом, изменение их правового режима, федеральным законодательством не предусмотрено.

Постановлением администрации г. Саратова от 21.06.1995 года № 300-124 в соответствии со ст. 2, 7, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 02 октября 1992 года № 1155 «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации» в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты леса лесопарковому лесхозу «Кумысная поляна» предоставлен земельный участок в бессрочное (постоянное) пользование фактически занимаемую территорию в пределах <адрес> общей площадью га. (согласно прилагаемому плану земель лесопаркового лесхоза «Кумысная поляна» в <адрес>). Пунктом 2 указанного постановления на территории лесопаркового лесхоза «Кумысная поляна» установлен особый режим использования земель, с соблюдением установленного для них режима, о чем был выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № . Решением Волжского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным постановление администрации г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ в части предоставления Лесопарковому лесхозу «Кумысная поляна» в бессрочное (постоянное) пользование земельных участков площадью 0,62 га, площадью га, площадью га (л.д. 105-111, 114).

    Постановлением Правительства Саратовской области от 14 ноября 2006 года N 345-П утверждено Положение об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Саратовской области.

    Согласно ст. 1 указанного Постановления в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения в соответствии с их категорией, положением (паспортом) и функциональным зонированием могут выделяться земельные участки с объектами инфраструктуры или без таковых, предназначенные для сдачи в аренду гражданам и юридическим лицам в целях организации регулируемого туризма, отдыха и иной деятельности, не противоречащей режиму особой охраны и целям особо охраняемой природной территории.

    Пользование особо охраняемыми природными территориями осуществляется в соответствии с утвержденными положениями об этих территориях, а также паспортом, охранным обязательством, выданным органом исполнительной власти области, осуществляющим деятельность по управлению особо охраняемыми территориями регионального значения, и не должно противоречить целям образования особо охраняемых природных территорий (ст. 13).

    Режим охранной зоны конкретной особо охраняемой природной территории регионального значения, включая ограничения хозяйственной и иной деятельности, границы охранной зоны особо охраняемой природной территории регионального значения устанавливаются Правительством области с учетом категории и местонахождения особо охраняемой природной территории.

Установление на местности границ охранных зон особо охраняемых природных территорий регионального значения производится в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 15).

В соответствии со ст. 24 данного Положения природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении органа исполнительной власти области, территории (акватории) которых включают себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

    Природные парки образуются решением Правительства области по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

    Согласно ст. 25 Положения природные парки располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

    Природные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме природоохранного учреждения, финансируемого за счет средств областного бюджета.

    Конкретные особенности, границы, зонирование и режим каждого природного

парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым Правительством области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующим органом местного самоуправления (ст. 27).

Согласно ст. 28 Положения на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Постановлением Правительства Саратовской области № 293-Пр от 14.08.2008 г. образован природный парк "Кумысная поляна" в границах территорий, ранее предоставленных лесопарковому лесхозу "Кумысная поляна" (л.д. 115).

Постановлением Правительства Саратовской области № 101-П от 18.03.2009 г. утверждено Положение о природном парке «Кумысная поляна».

    Согласно указанному Положению, природный парк «Кумысная поляна» является природоохранным рекреационным учреждением, территория которого включает природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парк как особо охраняемая природная территория регионального значения образован по представлению территориального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области распоряжением Правительства Саратовской области от 14 августа 2008 г. N 293-Пр «Об образовании природного парка «Кумысная поляна».

В соответствии с п.1.3 Положения Парк находится в ведении уполномоченного органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды - комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области, осуществляющего государственное управление и государственный (экологический) контроль за охраной и использованием территории Парка.

Как следует из п. 1.4 и 1.5 Положения парк образован в границах бывшего лесопаркового лесхоза "Кумысная поляна», расположен в черте <адрес> на землях поселений, представленных ему в постоянное (бессрочное) пользование, а также на землях иных пользователей и собственников земельных участков.

Согласно п. 1.6 Положения описание и географические координаты границ Парка приведены в приложениях № 1 и № 2 настоящему Положению. В приложении № 1 содержится описание утвержденных границ природного парка «Кумысная поляна», а также географические координаты точек границ участков природного парка «Кумысная поляна».

    В силу п. 4.1. Положения режим особой охраны Парка включает систему правил и мероприятий, необходимых для выполнения стоящих перед ним задач, и устанавливается исходя из целей создания Парка и требований природоохранного законодательства.

Для более эффективного использования, охраны и защиты Парка в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных комплексов и объектов на его территории выделено шесть функциональных зон с дифференцированным режимом их использования:

природоохранная зона с заказным (ограниченным) режимом, обеспечивающим условия сохранения природных объектов, в пределах которого допускается строго регулируемое рекреационное пользование;

агроландшафтная зона, предназначенная для создания благоприятных

лесорастительных условий, обеспечивающих охрану почв от водной и ветровой эрозии и других неблагоприятных воздействий, а также формирования устойчивых и восстановления типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных частей;

зона рекреационного использования, предназначенная для прогулок, экскурсий и организации отдыха с целью экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями Парка (обустройство экологических троп, видовых площадок и т.д.);

зона туристического отдыха, предназначенная для регулируемого туризма;

зона обслуживания посетителей, предназначенная для размещения минигостиниц, лагерей и иных объектов туристического сервиса, бытового и информационного обслуживания (стоянок, кафе, баз и т.д.);

хозяйственная зона, предназначенная для реализации производственных целей, не противоречащих задачам создания Парка и необходимых для обеспечения его функционирования (п. 4.2).

    Схема функционального зонирования Парка приведена в приложении N 3 к настоящему Положению (п. 4.3 Положения).

    Согласно ст. 4.14 использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных на территории Парка, осуществляется в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации в соответствии с целевым назначением Парка.

В соответствии со ст. 4.15 лица, которым земельные участки, расположенные на территории Парка, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, обязаны осуществлять использование лесов, расположенных на таких земельных участках, в соответствии с условиями договора аренды, проектом освоения лесов и настоящим Положением (л.д. 117-122).

    Согласно данным реестра Саратовского кадастрового района имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером , который предоставлен для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты леса на основании постановления администрации г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ , Государственный акт (арх. № госземфонда 1590) в бессрочное пользование лесопарковому лесхозу «Кумысная поляна» в Волжском районе (л.д. 104).

    По ходатайству прокурора судом назначалась геодезическая экспертиза с целью определения наложения спорного земельного участка с кадастровым номером , предоставленного Качину А.В., на территорию ГУСО «Природный парк «Кумысная поляна» с кадастровым номером , согласно описанию утвержденных границ природного парка «Кумысная поляна», определенных Постановлением Правительства Саратовской области № 101-11 от 18.03.2009 г., и определения площади наложения границ данных земельных участков.

    Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью кв.м., с кадастровым номером , входит в границы земельного участка ГУСО «Природный парк «Кумысная поляна» с кадастровым номером , согласно описанию утвержденных границ природного парка «Кумысная поляна», определенного постановлением Правительства Саратовской области № 101-П от ДД.ММ.ГГГГ Наложение (пересечение) границ указанных земельных участков имеется. Площадь наложения границ земельных участков составляет 2626 кв.м. (л.д. 181-192).

    Допрошенный в судебном заседании эксперт Степанов В.В. поддержал доводы, изложенные в заключении, показал, что при производстве экспертизы в соответствии с определением суда, он, как специалист, имеющий высшее техническое образование, полученное в СГТУ, производил сопоставление точек территории Парка «Кумысная поляна», отображенных в виде географических данных в Постановлении Правительства Саратовской области, и точек спорного земельного участка, указанных в виде геодезических данных. Земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий «Кумысной поляне», стоит на кадастровом учете, но его границы не определены, но в Постановлении Правительства Саратовской области четко определены географические координаты территории Парка «Кумысная поляна» в мировой геодезической системе -. Спорный земельный участок состоит на кадастровом учете, его границы указаны в местной системе координат Поскольку границы исследуемых земельных участков указаны в различных геодезических системах координат, в соответствии с ГОСТ 51794-2008 «Аппаратура радионавигационная глобальной навигационной спутниковой системы и глобальной системы позиционирования. Системы координат. Методы преобразования координат определяемых точек», им был произведен перевод мировых систем координат (МГС) в местную систему координат . Далее, им в программном комплексе было произведено построение получившихся земельных участков, в результате чего, был сделан вывод, изложенный в экспертизе. При переводе местных координат, обозначенных «х» и «у», и координат мировой системы, определенных широтой и долготой, возникает погрешность от 5 до 10 метров, поэтому площадь наложения спорного земельного участка имеет небольшую погрешность, но земельный участок входит в территорию Кумысной поляны, что подтверждается аэрокосмическими снимкам.

Не доверять заключению эксперта у суда не имеется оснований, т.к. эксперт обладает специальными познаниями, заключение эксперта соответствует требованиям закона, предъявляемым к нему, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, каких-либо противоречий в заключении не установлено.

    В связи с чем, суд находит несостоятельными доводы ответчиков о том, что отсутствие кадастрового учета земельного участка Природного парка «Кумысная поляна» с определенными границами, не позволяет установить наложение границ земельных участков, поскольку территория парка «Кумысная поляна» установлена иными, в том числе, правоустанавливающими документами.

    Согласно ч. 2 ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 г. в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

    Согласно ст. 4 Закона Саратовской области № 13-ЗСО от 19.02.1997 г. "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Саратовской области",

область в соответствии с законодательством самостоятельно и свободно осуществляет правомочия собственника в отношении принадлежащего ей имущества. Субъектами, приобретающими и осуществляющими от имени области имущественные права и обязанности, являются органы государственной власти области - областная Дума, Правительство области.

    Правами по управлению и распоряжению объектами государственной собственности области наделяются исполнительные органы государственной власти области и в соответствии с федеральным законодательством территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые выполняют функции уполномоченных органов по управлению государственной собственностью области.

    Уполномоченными органами по управлению государственной собственностью области являются:

а) орган исполнительной власти области по управлению имуществом области;

б) иные органы исполнительной власти области.

    В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством области, органы государственной власти области и уполномоченные органы по управлению государственной собственностью области могут передавать отдельные полномочия по управлению имуществом государственной собственности области федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам.

    В порядке ст. 5 данного Закона Саратовской области органы государственной власти области и уполномоченные органы по управлению государственной собственностью области вправе в пределах их компетенции совершать в отношении объектов государственной собственности области любые действия, не противоречащие законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе:

а) отчуждать имущество в собственность другим лицам;

б) передавать другим лицам свои права по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

в) отдавать имущество в залог и обременять его другими способами;

г) передавать имущество в доверительное управление и распоряжаться им иным образом.

     В соответствии с Положением о комитете по управлению имуществом Саратовской области, утвержденному постановлением Правительства Саратовской области N 137-П от 3 мая 2005 г., Комитет по управлению имуществом Саратовской области является органом исполнительной власти Саратовской области. Комитет осуществляет участие в проведении единой политики в области имущественных и земельных отношений; управление и распоряжение объектами, находящимися в государственной собственности области, в том числе земельными участками. Основными задачами Комитета является, в том числе, управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности области (кроме случаев, когда осуществление указанных полномочий отнесено в соответствии с законодательством Саратовской области к компетенции других органов), в том числе земельными участками, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами.

Постановлением Правительства Саратовской области от 20 июля 2010 г. N 310-П утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области, для целей, не связанных со строительством.

Приказом комитета по управлению имуществом Саратовской области от 14 апреля 2011 г. N 48к утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «предоставление в соответствии с законодательством земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области», который разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов предоставления государственной услуги по предоставлению прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области (далее - государственная услуга).

Административный регламент устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Комитета, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении Комитетом полномочий по предоставлению права аренды, собственности, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области (далее - предоставление прав на земельные участки).

    В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по-своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из анализа имеющихся в деле доказательств, следует, что при предоставлении земельного участка по оспариваемому постановлению и договору аренды допущены нарушения установленной законом процедуры, которые выразились в несоблюдении требований земельного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях, об изменении разрешенного использования земельных участков, в непринятии решения об изъятии оспариваемого земельного участка у ГУСО «Лесопаркового лесхоза «Кумысная поляна».

     В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

     В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

     Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

    Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

    Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

    Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2).

    Таким образом, для обращения в суд с заявлением о признании недействительным решения органа местного самоуправления установлен специальный срок обращения с заявлением в суд - 3 месяца.

    ДД.ММ.ГГГГ копия постановления администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Качину А.В. в аренду земельного участка вручена представителю прокуратуры г. Саратова.

    ДД.ММ.ГГГГ г. прокурором Волжского района г. Саратова в адрес главы администрации МО «Город Саратов» направлен протест с требованием об отмене постановления администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Качину А.В. в аренду земельного участка.

    ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Волжского района г. Саратова из администрации МО «Город Саратов» поступило сообщение, из содержания которого следует, что постановление отмене не подлежит, оснований для удовлетворения протеста не имеется (л.д. 21-24).

    Суд находит, что истцом не пропущен срок обжалования постановления администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ, т.к. о наличии нарушенного права истцу не было известно до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до получения отказа в устранении нарушения действующего законодательства, указанного в протесте прокурора.

    В связи с чем, суд считает постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Качину А.В. земельного участка, площадью кв.м., для целей, не связанных со строительством - размещение туристической базы, расположенной по адресу: <адрес>, незаконным, т.к. оно издано с нарушением требований закона, поскольку предоставленный земельный участок расположен в особо охраняемой природной территории, функциональная зона Природного парка «Кумысная поляна» с определенным режимом ее использования в границах которой расположен спорный земельный участок не определена и не установлена, предоставлен без учета проекта освоения лесов и Положения о Природном парке «Кумысная поляна».

    Согласно ст. 60 Земельного Кодекса РФ нарушенное право на земельный участок

подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок.

    Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.     

    Право на земельный участок возникает в соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ по основаниям, установленным гражданским законодательством, исходя из сложившихся правоотношений - на основании заключенного договора.

    Порядок заключения договоров аренды земельных участков регулируется ГК РФ, который предусматривает общие требования к совершению таких сделок.

    Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Таким образом, договор аренды земельного участка должен соответствовать требованиям земельного законодательства, в том числе, и принятия решения компетентным органом о предоставлении права на земельный участок.

     Учитывая изложенные выше нормы закона, суд считает, что оспариваемый договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , заключенный с Качиным А.В., является недействительным на основании ст. 168 ГК РФ, в связи с его несоответствием требованиям закона, т.к. он заключен на основании постановления АМО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ , признанного судом незаконным, в результате исполнения которого новому правообладателю - Качину А.В. было передано не принадлежащее прежнему правообладателю - администрации МО «Город Саратов» право на земельный участок, находящийся в постоянном (бессрочном) пользовании ГУСО «Природный парк «Кумысная поляна», распоряжение которым не входит к компетенцию органа местного самоуправления.

При отсутствии у администрации МО «Город Саратов» необходимых полномочий на право совершения сделок по распоряжению спорным земельным участком, последующий договор замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным, т.к. в результате исполнения данной сделки новым правообладателем - Качиным А.В., было передано не принадлежащее прежнему правообладателю - администрации МО «Город Саратов» право на земельный участок.

     В связи с чем, указанный договор не влечет правовых последствий, т.к. заключен на основании недействительной сделки, которая не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью.

    Согласно ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

    Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Права всех собственников защищаются равным образом.

    В соответствии ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

    Согласно ст. 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

    В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация права является юридическим актом признания и подтверждения государством не только возникновения, ограничения, перехода права, но и прекращения прав на недвижимое имущество.

    Согласно п. 2 ст. 2 указанного закона государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной данным федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

    Также в соответствии со ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:

акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;

акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

свидетельства о праве на наследство;

вступившие в законную силу судебные акты;

акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;

       иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход,

ограничение (обременение) прав.

    Пунктом 52 (абзац 4) совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусматривается, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим.

    Так как, договор аренды земельного участка и замены стороны в обязательстве признаны недействительными в силу его ничтожности, у Колобкова А.В. должно быть признано отсутствующим право аренды на земельный участок, площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , запись о праве аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним должна быть погашена в соответствии с главой 6 Правил ведения ЕГРП на недвижимое имущество и следок с ним.

    Исковые требования прокурора в части исключения записи из ЕГРП на недвижимое имущество и следок с ним о регистрации права аренды Колобкова А.В. на указанный земельный участок, удовлетворены быть не могут, т.к. исключение записи из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок законом не предусмотрено.

В соответствии со ст. 5 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее также - единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления территории Российской Федерации соответствующие сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правовых актов органа кадастрового учета.

    Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.

    Согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

    Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Закона, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7настоящего Федерального закона (далее - учет части объекта недвижимости), или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона (далее - учет адреса правообладателя), осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы). Формауказанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 2 ст. 16 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости»).

    Согласно ч. 2 ст. 25 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленным ст. 24 указанного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.

    В соответствии со ст. 38 ФЗ № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1).

     В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (ч. 2).

     Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3).

     В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ) (ч. 6).

     Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством

определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов (ч. 7 в редакции ФЗ от 22.07.2008 г. № 141-ФЗ).

    При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9 в редакции ФЗ от 22.07.2008 г. № 141-ФЗ).

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (ч. 10).

    Согласно ч. 1 ст. 39 указанного Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ.

    В связи с тем, что формирование спорного земельного участка проведено с нарушением требований закона, из государственного кадастра недвижимости должны быть исключены сведения (снят с кадастрового учета) земельный участок, площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решения суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ст. 88 ГПК РФ). Издержками, связанными с рассмотрением дела, являются расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы и другие, признанные судом необходимыми, расходы (ст. 94 ГПК РФ).

Определением Волжского районного суда г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначалась судебная геодезическая экспертиза на предмет установления наложения границ земельного участка, предоставленного Качину А.В., и территории Природного парка «Кумысная поляна», расходы по проведению которой не были возложены на участников процесса (л.д. 175-177).

    Как следует из сообщения иные данные» от ДД.ММ.ГГГГ стоимость экспертизы составила 22000 рублей. Поскольку исковые требования прокурора в части признания незаконным решения органа местного самоуправления, признания недействительным договора аренды земельного участка, предоставленного Качину А.В., замены стороны в обязательстве по договору аренды, заключенному между Качиным А.В. и Колобовым А.В., удовлетворены, суд считает, что данные денежные средства подлежат взысканию с администрации МО «Город Саратов», Качина А.В. и Колобова А.В. в пользу иные данные» в равных долях, т.е. по 7333 р. 33 к. с каждого, как со стороны, не в пользу которой состоялось решение суда (л.д. 193-194).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 254-258 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Качину ФИО17 аренду сроком на 49 лет земельного участка, площадью кв.м., для целей, не связанных со строительством - размещение туристической базы, расположенной по адресу: <адрес>.

    Признать недействительным в силу ничтожности договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , заключенный между администрацией муниципального образования «Город Саратов» и Качиным ФИО18.

     Признать недействительным в силу ничтожности договор замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , заключенный между Качиным ФИО19 и Колобковым ФИО20.

    Признать отсутствующим право аренды у Колобкова ФИО21 на земельный участок, площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , погасив запись о праве аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

     Исключить сведения из государственного кадастра недвижимости (снять с кадастрового учета) земельный участок, площадью кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером

В остальной части иска - отказать.

    Взыскать с администрации Муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны МО «Город Саратов» в пользу ООО иные данные судебные расходы по оплате экспертизы в сумме 7333 (семь тысяч триста тридцать три) рубля 33 копейки.

    Взыскать с Качина ФИО22 в пользу иные данные судебные расходы по оплате экспертизы в сумме 7333 (семь тысяч триста тридцать три) рубля 33 копейки.

    Взыскать с Колобкова ФИО23 в пользу иные данные» судебные расходы по оплате экспертизы в сумме 7333 (семь тысяч триста тридцать три) рубля 33 копейки.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Волжский районный суд г. Саратова.

Судья                                                                             С.В. Юдина