Дело № 2-4530 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 сентября 2012г. г. Саратов. Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Егоровой И.А., при секретаре Габитовой Г.Ж, с участием представителя истца Симанова Д.А.. действующего на основании доверенности от 22.09.2011 г., представителей ответчиков Занозиной Л.Н., действующей на основании доверенности от 08.06.2012г., Хвесиной М.Н., действующей на основании доверенности от 11.07.2012г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожаевой Е.Р. к Администрации Волжского района муниципального образования « Город Саратов », Администрации муниципального образования « Город Саратов » о признании жилого помещения непригодным для проживания, признании права на получение жилого помещения вне очереди, установил: Истец обратилась в суд с настоящим иском, мотивируя свои требования следующим: с 18.01.1991г. истец проживала и зарегистрирована по адресу: <адрес>. Указанный дом принадлежал на праве собственности К. - дяде истца, на основании свидетельства о праве на наследство № от 15.01.1991г. В указанном доме истец проживала со своим отцом К.. 15.02.2000 г. жилой дом по адресу: <адрес> полностью сгорел в результате пожара. Согласно техническому заключению ООО СФК « иные данные» жилой дом по адресу: <адрес> восстановлению не подлежит. Согласно экспертному заключению Роспотребнадзора ФГУЗ « Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области» № от 24.11.2008г. эксплуатация жилого дома по адресу: <адрес> не соответствует санитарно- эпидемиологическим требованиям к жилым зданиям и помещениям. Актом жилищной инспекции Саратовской области от 11.11.2008г. установлено, что проживание людей по адресу: <адрес>, невозможно. Истец, согласно протоколу № от 01.08.2000г. принята на учет по улучшению жилищных условий. С момента постановки истца на учет прошло более 10 лет, но до настоящего времени жилым помещением не Кожаева Е.Р. не обеспечена. Истец просит суд признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> непригодным для проживания, не подлежащим реконструкции и ремонту и признать наличие у истца право на получение жилого помещения вне очереди из муниципального жилищного фонда на основании п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, а именно как лицу, чье жилое помещение признано непригодным для проживания. Истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Представители ответчиков - администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» Хвесина М.Н., администрации муниципального образования « Город Саратов» Занозина Л.Н., в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, указав, что постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержден порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В установленном законом порядке жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> непригодным для проживания не признавался, а потому у Администрации муниципального образования « Город Саратов» отсутствуют основания для обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке. Просили в иске отказать. Суд рассмотрел дело в отсутствие истца, с участием представителя Кожаевой Е.Р. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со ст. ст. 39, 196 ГПК РФ, предмет и основания иска, ответчик по делу определяются истцом, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. В судебном заседании установлено, что истец зарегистрирована в доме по адресу: <адрес> с 18.01.1991г. ( л.д. 11-17, 57). 18.03.2000г. в доме, расположенном по адресу: <адрес> произошел пожар ( л.д. 26, 64- 67). Кожаева Е.Р. принята на учет по улучшению жилищных условий с 01.08.2000г., на общих основаниях ( л.д. 23). Согласно ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: 1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; 2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; 3) жилое помещение признано непригодным для проживания; 4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления. В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правительством Российской Федерации Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту Положение). В соответствии с пунктом 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Следовательно, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу носит заявительный характер, в соответствии с которым заявление о признании многоквартирного дома аварийным с приложенными к нему документами подает собственник или наниматель жилого помещения. Названным Положением установлен минимальный перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным. К таким документам относятся: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом; заключение специализированной организации, проводящей обследование дома. Рассмотрев представленное заявление с приложенными к нему документами, межведомственная комиссия принимает решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (п.48 Положения). На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения). Постановлением администрации города Саратова от 8 августа 2006 года № 212А на территории муниципального образования «Город Саратов» создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и утвержден ее состав. Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, утвержденного постановлением главы администрации города Саратова от 29 января 2007 года № 36. В соответствии с Положением о межведомственной комиссии, созданной на территории муниципального образования «Город Саратов», прием заявлений и приложенных к ним обосновывающих документов осуществляет секретарь межведомственной комиссии, которым является представитель администрации соответствующего района города, уполномоченный главой администрации района. Как следует из толкования, данного в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. Как установлено в судебном заседании и не отрицалось представителем истца, Кожаева Е.Р. обращалась в администрацию Волжского района муниципального образования « Город Саратов » по вопросу признании дома, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания. Письмом первого заместителя главы администрации Волжского района муниципального образования « Город Саратов» от 23.11.2009г. за №к истцу было разъяснено, что для рассмотрения вопроса о признании жилого дома непригодным для проживания и делегирования полномочий по оценке соответствия этого дома, установленным требованиям к жилым помещениям истцу следует предоставить технический паспорт на домовладение с планом помещений, заключение о противопожарном состоянии дома, договор социального найма или свидетельство о государственной регистрации права на собственность. Вышеуказанные документы истцом в уполномоченный орган - на рассмотрение межведомственной комиссии представлены не были, что не отрицалось представителем истца в судебном заседании. На день рассмотрения дела по существу решение о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не пригодным для проживания, компетентным органом не принято. Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания в порядке, установленном Правительством РФ ( Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным постановлением № 47 от 28.01.2006г) и признание жилых помещений непригодными для проживания не входит в компетенцию суда, а также принимая во внимание, что на день рассмотрения настоящего спора отсутствует факт признания дома аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение, в котором зарегистрирована истец не признано в установленном законом порядке непригодным или пригодным для проживания, подлежащим реконструкции, то отсутствуют какие-либо правовые основания для возложения обязанности по признанию за Кожаевой Е.Р. права на получение жилого помещения вне очереди из муниципального жилищного фонда на основании п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, как лицу, чье жилое помещение признано непригодным для проживания. При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования Кожаевой Е.Р. не подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Кожаевой Е.Р. в иске к Администрации Волжского района муниципального образования « Город Саратов », Администрации муниципального образования « Город Саратов » о признании жилого помещения непригодным для проживания, признании права на получение жилого помещения вне очереди, отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца, со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: