о признании права собственности на земельный участок



Дело № 2-4931/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02.10.2012 года                                                                                                        г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Пяткиной Э.С., с участием представителя истца Сусловой Н.С., представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Бычковой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело иску Львовой ФИО7 к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на земельный участок,

установил:

истец обратилась в суд с иском к ответчику, о признании права собственности на земельный участок, в обоснование своих требований, ссылаясь на то, что истцу на праве собственности принадлежит нежилое здание - гараж, общей площадью 19,1 кв. м., находящийся по адресу <адрес>.

29.09.2010 г. истец обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о приобретении в соответствии со ст. 36 ЗК права на земельный участок общей площадью 21 кв. м. с кадастровым номером , на котором расположен принадлежащий на праве собственности объект недвижимости - гараж общей площадью 19,1 кв. м.

Вышеуказанный земельный участок был сформирован в соответствии с действующим законодательством и поставлен на кадастровый учет 16.08.2000 г. Постановлением мэра г. Саратова данный земельный участок был предоставлен в аренду супругу истца - Коляченко П. В. сроком на 5 лет, был заключен договор аренды земельного участка от 02.11.2000 г.

12 ноября 2010 г. Постановлением было принято решение отказать Львовой ФИО1 в предоставлении в аренду земельного участка в связи с тем, что границы испрашиваемого земельного участка не определены в установленном порядке, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границы земельного участка, в связи с чем земельный участок не является объектом гражданских прав.

В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка, приложенным Заявителем к заявлению от 29.09.2010 г., данный земельный участок имеет границы, имеющиеся сведения о которых достаточны для определения его прохождения на местности.

В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 г. «О государственном кадастре недвижимости» истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.

14.02.2011 г. Истец обратился в Волжский районный суд г. Саратова с заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка.

21 февраля 2011 г. Волжским районным судом было вынесено определение, в котором судом разъяснялось, что из содержания заявления предмета и основания заявленных требований усматривается, что в данном случае имеет место спор о праве, заявление подлежит рассмотрению по правилам искового производства.

Истцом был заключен договор с ООО «БЗТИ» на проведение кадастровых работ, ДД.ММ.ГГГГ ООО «БЗТИ» был оформлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением границ земельного участка с кадастровым номером .

20 июня 2012 г. межевой план был представлен в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области.

Решением от 17 июля 2012 г. в учете изменений объекта недвижимости было отказано.

Из вышеуказанного решения следует, что с заявлением об учете изменений сведений о земельном участке обратилось ненадлежащее лицо; в данном случае с заявлением о проведении учета изменений может обратиться любой из арендаторов (с письменного согласия остальных арендаторов) либо его представитель, в то время как в соответствии с выпиской из ЕГРП от 29.09.2010 г. сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером отсутствуют, т.е. данный участок на праве аренды никому не предоставлен.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Исходя из вышеизложенного, истец как собственник нежилого здания - гаража лишен возможности реализовать свое право иначе как в судебном порядке.

Просит суд признать право собственности на земельный участок общей площадью 21 кв. м. с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>.

В судебное заседание истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Представитель истца, поддержал доводы изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» просил отказать в удовлетворении требований истца, поскольку отсутствует нарушение его прав, истец не обращался с требованиями о предоставлении земельного участка в собственность. Для приобретения участка в собственность существует определенная процедура, за определенную плату.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Саратовской области, Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов», комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не известны.

Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изменениями от 07.12.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Из ст.15 указанного закона следует, что к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Статья 51 закона предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со статьей 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.

Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 № 475 «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок», для приобретения права на земельный участок необходимо предоставить:

1) Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.

2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.

3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).

4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:

4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и

4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:

5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и

5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.

6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.

7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.

8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Истцом не представлено доказательств того, что он обращался в установленном порядке, с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность и ему было отказано.

Согласно статье 12 ГПК РФ правосудие по граждански делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 56 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ защите подлежит нарушенное либо оспариваемое право.

Исходя из представленных доказательств, оценив установленные фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, так как на момент рассмотрения дела нарушения законных прав и интересов истца не установлено.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Львовой ФИО8 к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности на земельный участок - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья