о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязательства.



Дело № 2-4597/12 Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Саратов                        27 сентября 2012 года

Волжский районный суд г. Саратова

в составе

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Джаудеевой Д.С.,

с участием

представителя ответчика Комитета дорожного хозяйства по благоустройству и транспорту администрации муниципального образования «Город Саратов» - Степановой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Саратова в защиту прав и законных интересов неограниченного круга лиц к Комитету дорожного хозяйства по благоустройству и транспорту администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению обязательства,

установил:

Заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова обратился в суд с иском в защиту неограниченного круга лиц к Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности по организации ремонта дорожного полотна проезжей части по <адрес> в районе дома № в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Саратова, соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автодороги по <адрес> в районе <адрес>, были выявлены нарушения Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", а именно, было установлено, что на указанном участке дороги имеются множественные выбоины дорожного полотна проезжей части длиной 0,3 м., шириной 0,2 м, глубиной 0,7 м, которые превышают значения предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93. В соответствии с Правилами дорожного движения РФ дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы при их наличии. В соответствии с Государственным стандартом РФ Р 50597-93. ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части недолжно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см. Таким образом, участок автодороги по ул. <адрес> у дома № не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93. Поскольку безопасность дорожного движения на дорогах МО «Город Саратов» затрагивает интересы неопределенного круга лиц, просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильных дорог, обязать организовать ремонт дорожного полотна указанной проезжей части автомобильной дороги.

    Представитель прокуратуры, представители 3 лиц МУП «Городские дороги плюс», Комитета по управлению имуществом администрации МО «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие, о чем в деле имеются заявления.

    Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

    Представитель ответчика Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта АМО «Город Саратов» в судебном заседании возражала против иска прокурора, показала, что действительно указанная дорога закреплена на праве оперативного управления за Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов», на который возложена функция заказчика по ремонту и содержанию муниципальных дорог. Однако в соответствии с муниципальным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ на МУП «Городские дороги плюс» возложена обязанность по выполнению работ по содержанию дорожно-уличной сети, в том числе, указанной дороги. В связи с чем, обязанность по выполнению работ дорожного покрытия лежит на последнем. Просила отказать в удовлетворении иска.

    Выслушав участника процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

    В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

    В соответствии со ст. 5 указанного Закона одними из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий, а также осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

    Согласно ст. 6 ч. 4 данного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 13 ч. 1, ст. 17 ч. 1 и ст. 18 ч. 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава МО «Город Саратов» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007 г. к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

    Согласно п. 3 ст. 5 указанного закона, к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

    В силу закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

    В порядке п. 11 ст. 5 данного закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

     В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"

ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать

безопасность дорожного движения.

     Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

     Статья 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Согласно п. 3.1.1 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

    Как следует из акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ, составленного государственным инспектором дорожного надзора штаба полка ДПС Управления МВД России по г. Саратову, выявлены недостатки в содержании дороги по <адрес> в районе дома № имеются множественные выбоины дорожного полотна проезжей части длиной 0,3 м., шириной 0,2 м., глубиной 0,7 м., которые превышают значения предельно допустимые ГОСТ Р 50597-93 (л.д. 7-9).

    Распоряжением Комитета по управлению имуществом администрации МО «Город Саратов» № 133-р от 10.02.2012 г. указанная выше дорога закреплена на праве оперативного управления за Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО «Город Саратов», на который возложена функция Заказчика по ремонту и содержанию муниципальных дорог.

    Указанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.

    Решением Саратовской городской Думы № 27-281 от 29.04.2008 г. утверждено Положение о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов». В соответствии с п. 1.1. комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов".

     Основными задачами Комитета, связанными с решением вопросов местного значения, являются:

     2.1. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     2.2. Обеспечение безопасности дорожного движения.

     2.3. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города.

     2.4. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

     2.5. Организация благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории города.

     2.6. Организация освещения улиц.

    Комитет в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения:

    3.2.1. Участвует в осуществлении мероприятий по организации дорожного движения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Саратовской области на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.

    3.2.2. Осуществляет иные полномочия в указанной сфере, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами.

Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный Баланс, бюджетную смету, печать со своим наименованием, соответствующие бланки и штампы, лицевые счета в соответствии с законодательством, выступает истцом (заявителем) и ответчиком (заинтересованным лицом) в суде, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4.1).

Комитет в соответствии с возложенными на него задачами в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обладает полномочиями осуществлять обследование состояния автомобильных дорог местного значения, осуществлять муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, разрабатывать нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п. 3.1.2; 3.1.5; 3.1.6).

      Согласно п. муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (заказчик) и МУП «Городские дороги плюс» (подрядчик) в период возникновения правоотношений, подрядчик обязан по заданию заказчика выполнить работы по содержанию дорожно-уличной сети, мостовых сооружений, путепроводов и подземных переходов, указанные в Смете (приложение № 1), являющейся неотъемлемой частью договора, и сдать результат работ заказчику.

Подрядчик обязуется выполнить работы, указанные в п. контракта, своими силами, материалами и средствами, в соответствии с периодичностью выполнения работ, которая определяется по мере необходимости или в соответствии с заявками заказчика. Заказчик подает подрядчику заявку на выполнение работ не позднее, чем за два часа до начала выполнения подрядчиком работ (п. муниципального контракта).

    В соответствии с п. . контракта оплата производится за счет средств бюджета муниципального образования «Город Саратов» при наличии денежных средств у Заказчика в пределах лимита бюджетных обязательств, выделенных на текущий год по соответствующей статье расхода, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика. Оплата производится Заказчиком по факту выполненных подрядчиком работ с требуемым качеством в течение 20 дней с момента подписания Сторонами акта приемки выполненных работ (п. Контракта).

     Поскольку на заказчика возложена обязанность по осуществлению контроля за исполнением муниципального контракта, заявки со стороны Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» на ремонт указанного участка дороги не поступали, что не оспаривается участниками процесса, суд приходит к выводу, что Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» не исполнены обязательства, предусмотренные п. муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ о направлении заявки на выполнение работ.

    Положения относительно подачи заказчиком заявок исключены из контракта, заключенного между Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» и МУП «Городские дороги плюс» ДД.ММ.ГГГГ, однако определены задания, указанные в Приложении № 1, срок выполнения работ - не позднее ДД.ММ.ГГГГ

    Поскольку Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» является держателем объектов имущественной части муниципальной казны, спорные правоотношения вытекают из отношений, связанных с ненадлежащим исполнением управомоченным органом по вопросу местного значения (организации содержания и ремонта дорог), суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов».

    В связи с чем, бездействия ответчика, выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>, должны быть признаны незаконными.

    Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

    В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

    На основании п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

    В связи с чем, на Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» должна быть возложена обязанность организовать в соответствии с Государственным стандартом РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ремонт дорожного полотна проезжей части дороги в <адрес> в районе дома № Суд считает возможным установить срок устранения нарушений в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, т.к. полагает данный срок разумным.

     На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

     Признать незаконным бездействие Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии мер по организации содержания автомобильной дороги, расположенной по адресу: <адрес>.

      Обязать Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» организовать в соответствии с Государственным стандартом РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ремонт дорожного полотна проезжей части дороги в <адрес> в районе дома № в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

     Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова.

Судья                                                          подпись                     С.В. ЮДИНА