Дело № 2-4422/12 И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И г. Саратов 24 сентября 2012 года Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Юдиной С.В. при секретаре Джаудеевой Д.С., с участием представителя ответчика Багуцкой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области к Первичной профсоюзной организации ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской областной организации общественной организации Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о государственной регистрации общественного объединения из ЕГРЮЛ, установил: Истец обратился в суд с указанным выше иском к Первичной профсоюзной организации ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской областной организации общественной организации Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации (далее - Организация) о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о государственной регистрации общественного объединения из ЕГРЮЛ, в обоснование которого указал, что данная Организация зарегистрирована Министерством юстиции Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ, учетный №. Согласно материалам учетного дела, юридический адрес Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа - Профкома): <адрес> взвоз, <адрес>, председатель профкома - Багуцкая ФИО4, организационно-правовая форма Организации - общественная организация.Управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области была проведена ревизия учетного дела Организации на предмет соблюдения Организацией требований статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях». В ходе данной ревизии было установлено, что Организацией неоднократно не представлялись в установленный срок сведения о продолжении деятельности в ДД.ММ.ГГГГ гг., предусмотренные абзацем 4 части 1 статьи 29 ФЗ от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области в адрес Организации было вынесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ № о недопустимости нарушения закона, с указанием срока устранения выявленных нарушений. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были, по состоянию на дату направления искового заявления указанные документы организацией в Управление не представлены. Просил суд признать указанную Организацию прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из ЕГРЮЛ. Истец, третьи лица в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия, о чем в деле имеются заявления. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, показала, что действительно в период с ДД.ММ.ГГГГ г. ежегодные сведения о продолжении деятельности Организацией в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области не представляла. Однако после получения предупреждения, Организацией в Управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области была направлена выписка из ЕГРЮЛ, которая подтверждает все сведения о действующем руководящем органе, его названии, местонахождении, данных о руководителе общественного объединения, а также сообщение о том, что за весь предыдущий период и на данный момент информация не менялась. В связи с чем, считает, что требования Управления были выполнены. Просила в иске отказать. Представителем 3 лица МРИ ФНС № 8 по Саратовской области в суд представлены возражения относительно заявленных исковых требований, ввиду наличия недоимки. Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 29 ФЗ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения, в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Как установлено судом, Первичная профсоюзная организация ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской областной организации общественной организации Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации зарегистрирована Министерством юстиции Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ, учетный №. Согласно материалам учетного дела, юридический адрес Организации (место нахождения постоянно действующего руководящего органа - Профкома): <адрес> взвоз, <адрес>, председатель профкома - Багуцкая ФИО5, организационно-правовая форма Организации - общественная организация (л.д. 6-12). Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Саратовской области проведена ревизия документов по предоставлению отчетности в отношении указанной Организации на предмет соблюдения ею вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации. В ходе данной ревизии было установлено, что с 2000 г. в нарушение абз. 4 ч. 1 ст. 29 ФЗ от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организация не информирует ежегодно орган, принявший решение о государственной регистрации Организации о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единых государственный реестр юридических лиц. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Организации было направлено предупреждение № о недопустимости нарушения закона, с указанием срока устранения выявленных нарушений - в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14, 15-16). ДД.ММ.ГГГГ в исполнение указанного предупреждения, председателем Профкома Багуцкой Л.Н. в адрес Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области направлена выписка из ЕГРЮЛ с сопроводительным письмом, из содержания которого следует, что указанная Выписка подтверждает все сведения о действующем руководящем органе, его названии, местонахождении, данных о руководителе общественного объединения. Кроме того, в сообщении имелась информация о том, что за весь предыдущий период и на данный момент информация не менялась (л.д. 28-31). В соответствии с Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции РФ», и Положением об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) РФ, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ от 25.07.2008 года № 151, решение о государственной регистрации общественных объединений принимает Министерство юстиции РФ и его территориальные органы. Согласно части 4 статьи 29 Закона «Об общественных объединениях» неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных указанной нормой закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Право на объединение и свобода деятельности общественных объединений относятся к правам коллективным. Государство во исполнение положений статей 18, 71 (пункты "в", "о") и 76 Конституции Российской Федерации обязано определить в федеральном законе правовое положение общественных объединений, в том числе установить условия их признания в качестве юридических лиц, порядок их учреждения, государственной регистрации и прекращения деятельности, содержание правоспособности, исходя из того, что в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации возможные ограничения, затрагивающие названные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям. Согласно Федеральному закону "Об общественных объединениях" создание общественных объединений, включая общественные организации, осуществляется гражданами и юридическими лицами - общественными объединениями на добровольной основе для защиты общих интересов, достижения общих целей и способствует реализации прав и законных интересов граждан (части первая и вторая статьи 3, статья 5, часть первая статьи 6); общественные объединения, в том числе общественные организации, могут как регистрироваться в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом, приобретая права юридического лица, так и функционировать без государственной регистрации и прав юридического лица (часть четвертая статьи 3, часть четвертая статьи 8); правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации (часть четвертая статьи 18, статья 21), однако созданным такое объединение считается с момента принятия решений о его создании, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов; с этого же момента оно осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные названным Федеральным законом (часть третья статьи 18). Так, согласно части второй статьи 27 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право для осуществления уставных целей свободно распространять информацию о своей деятельности; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах публичной власти, органах местного самоуправления и в общественных объединениях; осуществлять иные полномочия, прямо указанные в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений; выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Согласно части первой той же статьи общественное объединение, являющееся юридическим лицом, кроме поименованных прав, вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законами; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни; участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством, и в полном объеме осуществлять полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях. Кроме того, часть первая статьи 32 Федерального закона "Об общественных объединениях" только общественные организации, обладающие правами юридического лица, признает собственниками имущества, а по смыслу его статьи 37 только в этом статусе общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность, создавать хозяйственные товарищества, общества, иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях", их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц. Эта мера принуждения, может применяться к юридическим лицам различных видов: как в судебном, так и во внесудебном порядке, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона "Об общественных объединениях"). Поскольку требования Управления Министерства юстиции РФ по Саратовской области, изложенные в предупреждении от ДД.ММ.ГГГГ, общественной Организацией не исполнены в полном объеме, суд находит возможным применить к ней меры ответственности, в виде признания прекратившей свою деятельность и исключить ее из ЕГРЮЛ. Кроме того, признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом. Не препятствует оно и ее последующей регистрации в качестве юридического лица, поскольку Федеральный закон "Об общественных объединениях", в том числе оспариваемые его положения, не связывает с таким признанием запрет на ее деятельность (в отличие от ликвидации общественного объединения по решению суда) и не лишает ее возможности приобрести статус юридического лица заново. Наличие недоимки по налогу у юридического лица при решении вопроса о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица, не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Учитывая выше изложенное, суд считает возможным принять решение о признании Первичной профсоюзной организации ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской областной организации общественной организации Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из ЕГРЮЛ. Руководствуясь ст. ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд Признать Первичную профсоюзную организацию ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской областной организации общественной организации Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица. Исключить Первичную профсоюзную организацию ГУПП «Институт Саратовгражданпроект» Саратовской областной организации общественной организации Профессионального союза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации из Единого государственного реестра юридических лиц. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Волжский районный суд г. Саратова. Судья С.В. Юдина