Дело № 2-3479/12 Решение именем Российской Федерации 27 июля 2012 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бжезовской И.В. при секретаре Беловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 к Министерству финансов Саратовской области, третье лицо администрация Марксовского муниципального района Саратовской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, установил: ФИО3 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Саратовской области о взыскании задолженности по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, в обоснование заявленных требований указал, что на основании постановления администрации <адрес> района Саратовской области № 11 от 09.02.1998г. «Об установлении опеки над несовершеннолетней ФИО2» ФИО1 являлась опекуном ФИО2 В связи с чем, была назначена выплата пособия с ДД.ММ.ГГГГ. Выплата денежных средств опекунам в 1999-2004 годах производилась без учета фактических цен, сложившихся в регионе. Задолженность по выплате опекунских пособий составила 11 143 руб. 09 коп., в связи с чем истец просит суд взыскать с ответчика в свою пользу указанную сумму задолженности, а также индексацию существующей задолженности в связи с утратой покупательной способности этих денежных средств в размере 43 851 руб. 98 коп. В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме. Истец в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ответчик - представитель Министерства в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, согласно заявлению просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст. ст. 148, 150 Семейного Кодекса РФ, ст. 40 ч. 3 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия имеет право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия. Согласно ст. 1 ФЗ № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости; обучающиеся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте восемнадцати лет и старше, но не более чем до двадцати трех лет имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания профессионального обучения в очных образовательных учреждениях. В силу ст. 5 ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01.06.1992 года установлены нормы питания обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг. В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.06.1992 года, обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденных Приказом Минобразования РФ от 19.08.1999 года № 199, органы опеки и попечительства обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона. Ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта РФ в форме субвенций. Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными Законами «О федеральном бюджете на 1999 - 2003 год» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета были перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на 1999 - 2004 год в бюджет Саратовской области из бюджета Российской Федерации были перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых были учтены предполагаемые расходы органов государственной власти Саратовской области на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних. В связи с этим отсутствуют основания для взыскания задолженности по опекунским пособиям с казны Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании из бюджета Саратовской области в 1999-2004 годах не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления. При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления (администрация <адрес> района Саратовской области) в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись управлением администрации <адрес> района Саратовской области за счет средств местного бюджета без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ - Саратовскую область и его финансовый орган - министерство финансов Саратовской области, который является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской федерации. Судом исследованы нормы питания, а также нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года, представленные службой государственной статистики по Саратовской области. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 409 от 20.06.1992 года сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка. Суд считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря полученных истцами в период с 1999 года по 2004 год не соответствует размеру, установленному данным постановлением Правительства РФ, и не достигает установленного размера. При расчете следует руководствоваться сведениями, предоставленными службой государственной статистики Саратовской области (л.д. 12-23). Судом установлено, что ФИО1, являлась опекуном несовершеннолетней ФИО2 на основании постановления администрации <адрес> района Саратовской области № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно распоряжению администрации <адрес> района Саратовской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ установлена выплата пособия опекуну с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 сменила фамилию на ФИО3 в связи с вступлением в брак. Как видно из представленной истцом справки и искового заявления, на опекаемую ФИО3 было выплачено фактически за 1997 г. - 430 руб., за 1998 г. - 3 600 руб., Таким образом, за рассматриваемый период истцу было выплачено 4 030руб. Должно было быть выплачено за 1997 г. - 1 230 руб., за 1998 г. - 13 943 руб. 09 коп., а всего 15 173 руб. 09 коп. Задолженность на содержание ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг составила 11 143 руб. 09 коп. (15 173 руб. 09 коп. - 4 030 руб.). В связи с тем, что ввиду несвоевременной выплаты, опекунские пособия потеряли покупательскую способность, подлежащие взысканию денежные средства должны быть индексированы. Размер индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законами «О федеральном бюджете на 1999 - 2008 г.г.» размер индексации за рассматриваемый период составляет 43 851 руб. 98 коп. (л.д. 5). Произведенные истцом расчеты суд находит верными, возражений относительно расчета со стороны ответчика не поступило. Указанные суммы в силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил : взыскать с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу ФИО3 задолженность по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в сумме 11 143 руб. (одиннадцать тысяч сто сорок три) руб. 09 коп. Взыскать с Министерства финансов Саратовской области за счет средств казны Саратовской области в пользу ФИО3 индексацию задолженности по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в сумме 43 851 (сорок три тысячи восемьсот пятьдесят один) руб. 98 коп. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья подпись И.В. БжезовскаяСогласно расчетам истца, подтвержденных сведениями службы государственной статистики Саратовской области, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством). Указанный расчет суд признает верным, кроме того, ответчик возражений на иск не представил, иных доказательств как того требует ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.