о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-4929/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2012 года                                                                                               г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Пяткиной Э.С., с участием истца Андреевой В.П., Андреевой А.В., представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» Занозиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Андреевой ФИО11, ФИО12 к администрации муниципального образования «Город Саратов», Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании предоставить жилое помещение,

установил:

истцы в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Комитету по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, в обоснование своих требований, ссылаясь на то, что истцы, проживающей по адресу: <адрес>. Согласно распоряжению администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.10.2011 года -р многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания, до настоящего времени отселение истца не состоялось. Состояние жилого дома создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Просит суд обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Андреевой В.П.. Андреевой А.В. вне очереди равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требования. Общей площадью не мене 41,4 кв.м., состоящее из трех жилых комнат в черте г. Саратова на состав семьи из трех человек

Обязать Управление Федеральной службы кадастра и картографии по Саратовской области после фактического предоставления жилого помещения исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации права собственности Андреевой В.П., Андреевой А.В. на занимаемые ими объекты недвижимости.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу Андреевой ФИО13, Андреевой ФИО14 расходы связанные с оплатой госпошлины в размере в пользу каждого по 200 рублей

Истцы Андреева В.П., Андреева А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дали объяснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, просили предоставить по договору социального найма вне очереди равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требования, общей площадью не мене 41,4 кв.м., состоящее из трех жилых комнат в черте г. Саратова на состав семьи из трех человек.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Занозина Л.Н. просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку администрацией вынесено распоряжение, о сроках отселения, меры по отселению будут приниматься. Кроме того, законом не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по обеспечению жильем собственников жилых помещений

Ответчик Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», представитель комитета по имуществу муниципального образования «Город Саратов» о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинных неявки суд не уведомили.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3, статья 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Распоряжением Правительства Саратовской области от 17.02.2004 № 31-Пр (ред. от 14.12.2004 г.) «О создании межведомственной комиссии по признанию жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания в Саратовской области» утверждено положение устанавливающее порядок признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания независимо от того, в жилищном фонде какой формы собственности они находятся, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах, а также признания жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания конкретного гражданина по медицинским показаниям.

Согласно п. 13 указанного положения в случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредного воздействия факторов среды обитания, представляющего особую опасность для жизни и здоровья людей, решение органа местного самоуправления должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственника) либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) о необходимости немедленного отселения граждан.

Копия решения органа местного самоуправления в 5-дневный срок, а в случаях, указанных в пункте 13 настоящего Положения, не позднее дня, следующего за днем принятия решения, направляется собственнику жилого дома (жилого помещения), уполномоченному собственника либо находящемуся в ведении органа местного самоуправления соответствующему структурному подразделению (органу, организации) для реализации указанных в нем мер.

Заключением межведомственной комиссии по признании помещений жилыми, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 02.03.2011 года, жилой <адрес> по <адрес> отнесен к категории непригодных для проживания (л.д.10-12)

31.08.2011 г. Администрацией муниципального образования «Город Саратов» вынесено распоряжение «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирных домов, расположенных по адресу <адрес>).

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 1 части 2 данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Непригодность для проживания указанного дома ответчиком не оспаривается.

Судом установлено, что вопрос о предоставлении жилых помещений жителям <адрес> не решен до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса, представленными материалами дела. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить вне очереди жилое помещение, возникло в 2011 г., когда жилой дом был признан аварийным, непригодным для проживания в связи с физическим износом конструкций 70%.

В силу ст. 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области» нуждающимися в получении жилья являются граждане, не имеющие в пользовании жилища. Фондораспорядителем является соответствующий орган, наделенный правами принимать решения о постановке граждан на учет и предоставлении им жилья: в домах муниципального жилищного фонда орган местного самоуправления; в домах государственного и общественного жилищных фондов - совместное решение органа юридического лица (руководитель предприятия, учреждения, организации, а в общественном фонде - правление) и профсоюзного комитета или иного органа общественной самодеятельности трудового коллектива.

В соответствии со ст. 37, 44 Закона Саратовской области «О предоставлении жилья в Саратовской области», вне очереди предоставляются жилые помещение гражданам, жилище которых в результате стихийных бедствий или чрезвычайных обстоятельств стало непригодным для проживания, а также гражданам, жилые помещения которых грозят обвалом.

Согласно ст. 46, 47 указанного Закона, предоставляемое гражданам в социальный наем жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, отвечать санитарным, техническим и экологическим требованиям и состоянию здоровья семьи, быть свободным как фактически, так и юридически, благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, предоставляться, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Суд приходит к выводу, что истцы имеют право на предоставление в пользование жилого помещения, в соответствии со ст. 86-89 ЖК РФ, поскольку после признания жилого помещения, находящегося в пользовании истцов, непригодным для проживания в 2011 году, истцы не обеспечены до настоящего времени жильем.

При этом следует учитывать, что обязанность администрации муниципального образования «Город Саратов» по обеспечению жилым помещением возложена на данного ответчика, как на лицо, несущее такую обязанность в соответствии с учетом положений ст.ст. 85-89 ЖК РФ.

Положения ст. 32 ЖК РФ не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен аварийного жилья, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом непригоден для проживания, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения.

     В связи, с чем доводы ответчика о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает.

Поскольку решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу, что доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истцов жилым помещением, являются необоснованными.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.

В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

В судебном заседании установлено, что Андреевой ФИО15 и Андреевой ФИО16 на праве собственности принадлежит по 1/2 доли в квартире <адрес>, общей площадью 41,4 кв.м., состоит из трех комнат, право собственности возникло на основании договора на приватизацию жилого помещения (л.д.13,14).

Согласно технического паспорта <адрес>, имеет общую площадь 41,4 кв.м., состоит из треух жилых комнат (л.д. 38-42).

Согласно адресным справкам отдела адресно-справочной работы УФМС России по Саратовской области Андреева ФИО17 и Андреева ФИО18 зарегистрированы в <адрес>, вместе с ними в квартире зарегистрирован Нестевич ФИО19 (л.д.19-21).

У истца Андреевой В.П. Андреевой В.А., Нестевич А.В. иного недвижимого имущества в собственности не имеется (л.д.43-45,75)

Согласно договора на приватизацию жилого помещения <адрес> квартира состоит из трех комнат, имеет общую площадь 41, 4 кв.м. (л.д.40)

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 24.07.2000 года <адрес> состоит из трех комнат, имеет общую площадь 41,4 кв.м.(л.д.13-14)

При определении размера жилого помещения суд исходит из сведений содержащихся в техническом паспорте, договоре на приватизацию жилого помещения и свидетельства о государственной регистрации права.

В силу п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признанны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от конкретного права, на котором истцам принадлежит (ранее принадлежало) жилое помещение.

Таким образом, совокупностью приведенных доказательств подтверждается, что жилой <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания, однако органами местного самоуправления мер к сносу и расселению граждан принято не было.

Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.

По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.

Ответчиком не представлено суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств в опровержение доводов истцов.

Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона).

Как следует из материалов дела, Андреева В.П., Андреева А.В. являются собственниками квартиры основании договора на приватизацию жилого помещения от 27.06.2011 г. , следовательно, исходя из положений ст. 11 ФЗ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истица, в случае предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, будет лишена возможности приватизировать предоставляемое ей по договору социального найма жилое помещение и получить в собственность такое жилье.

В судебном заседании истцы не возражали против предоставления им жилого помещения по договору социального найма, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

При таких обстоятельствах суд полагает, что требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Требования об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области после фактического предоставления жилого помещения исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации права собственности Андреевой В.П., Андреевой А.В. на занимаемые ими объекты недвижимости, поскольку исключение записи из единого государственного реестра осуществляется на заявительной основе, кроме того, судебной защите подлежит нарушенное право, однако истцом не представлено доказательств того, что его права нарушены ответчиком.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

С ответчика в пользу истцов подлежит взысканию государственная пошлина уплаченная при подаче искового заявления.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Андреевой ФИО20, Андреевой ФИО21 на состав семьи из 3 человек (Андреева ФИО22, Андреева ФИО23 Настевич ФИО24) в пользование по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, состоящее не менее чем из трех комнат, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 41.4 квадратных метра, в пределах г. Саратова.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Андреевой ФИО25 государственную пошлину в сумме 200 рублей.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Андреевой ФИО26 государственную пошлину в сумме 200 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья