об оспаривании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию



Дело № 2-4913/2012 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2012г.                                                                                 г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Даниленко А.А.,

при секретаре Мещеряковой

с участием истца, его представителя, представителя администрации муниципального образования «Город Саратов»

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Акимовой Т. В. к жилищно-строительному кооперативу (ЖСК) «Алтай», администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействительным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

установил:

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ЖСК «Алтай» был заключен договор , по которому одна сторона «Пайщик» вносит паевой и вступительные взносы в сумме 4 339 000 рублей, а другая сторона «Застройщик» предоставляет нежилое помещение, блок секции «А», находящийся на цокольном этаже площадью ориентировочно 391,5 кв. м в строящемся многоэтажном жилом доме, расположенном по строительному адресу: <адрес>, на пересечении <адрес> (111 и IV очереди). Согласно предмету договора и на основании решения правления ЖСК «АЛТАЙ» от ДД.ММ.ГГГГ истец был принят в состав членов ЖСК. ДД.ММ.ГГГГ было выдано разрешение № на ввод объекта в эксплуатацию, расположенного по адресу: <адрес>, пересечение улиц Барнаульская и Пензенская г. Саратова. Истец обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что свои обязательства по договору исполнил. Однако ему до настоящего времени не передано нежилое помещение, отвечающее условиям договора. Выданное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию нарушает права истца, поскольку подтверждает соответствие всего дома, в том числе и спорного нежилого помещения, требованиям действующего законодательства, а соответственно и условиям договора. Просит признать недействительным указанное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

В судебном заседании истец, его представитель Хахиашвили И.Т., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали исковые требования, просили их удовлетворить. Пояснили, что заключением досудебного экспертного исследования подтверждено несоответствие их нежилого помещения требованиям действующего законодательства, его нельзя признать объектом законченного строительства. Нежилое помещение является частью дома, а следовательно весь дом не является объектом завершенного строительства и на него не могло быть выдано разрешение на ввод в эксплуатацию.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Занозина Л.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признала. Пояснила, что весь перечень документов, предусмотренных для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, был сдан, проверен, замечаний не было. Иные органы проводят проверку соответствия состояния дома его проектной документации, требованиям действующего законодательства. Положительные заключения указанных лиц были представлены. Было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Представленное истцом досудебное экспертное исследование одного нежилого помещения не свидетельствует о несоответствии всего дома необходимым нормам и правилам, не влечет признание выданного разрешения недействительным. Считает пропущен срок на оспаривание указанного разрешения. Кроме того, у истца существует иной способ защиты путем предъявления требований к ЖСК «Алтай» об исполнении обязательств по договору.

В судебное заседание не явились представители ЖСК «Алтай», комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Выслушав участников процесса, свидетелей, эксперта, исследовав материалы дела, суд полагает отсутствуют основания для удовлетворения иска.

В силу ст.11 ГК РФ, ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п.п. 1,3,9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии со ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);

5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;

6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Положения части 3.1 статьи 55 не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2, 3 и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Документы, указанные в пунктах 1, 4, 5, 6, 7 и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы.

Орган или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекте планировки территории и проекте межевания территории, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

Положения части 5 статьи 55 не распространяются на проектную документацию объектов капитального строительства, утвержденную застройщиком (заказчиком) или направленную им на государственную экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, и на отношения, связанные со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства в соответствии с указанной проектной документацией

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.

Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В течение трех дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Акимовой Т.В. и ЖСК «Алтай» был заключен договор , по которому одна сторона «Пайщик» вносит паевой и вступительные взносы в сумме 4 339 000 руб., а другая сторона «Застройщик» предоставляет нежилое помещение, блок секции «А», находящийся на цокольном этаже площадью ориентировочно 391,5 кв. м в строящемся многоэтажном жилом доме, расположенном по строительному адресу: <адрес>, на пересечении улиц <адрес> (111 и IV очереди). Согласно предмету договора и на основании решения правления ЖСК «АЛТАЙ» от ДД.ММ.ГГГГ истец был принят в состав членов ЖСК. Согласно п. 1.3 указанного договора срок ввода в эксплуатацию дома, в котором находится приобретенное нежилое помещение- III квартал 2011 года. В соответствии с условиями договора (п.1.4-1.5) передача "Пайщику" помещения, указанного в п. 1.2. осуществляется в течение 3-х месяцев после получения "Застройщиком" разрешения на ввод в эксплуатацию Объекта. Введенный в эксплуатацию жилой дом должен отвечать требованиям к законченным строительством объектам, в котором выполнены конструктивные и ограждающие элементы, основные внутренние инженерные системы жизнеобеспечения (отопление, электроснабжение, канализация), внешние сети водоснабжения, газоснабжения, канализования, электроснабжения и выполненным благоустройством прилегающей Территории, согласно утвержденного проекта. По настоящему договору, незавершенными при вводе дома в эксплуатацию и передаче квартиры «Пайщику» остаются работы по внутренней отделке помещений, установке санитарно-технического оборудования и приборов, при этом помещения квартиры доводятся до полной готовности иждивением самого «Пайщика». Вышеуказанная нежилая площадь передается «Пайщику» без отделочных работ: без обоев, побелки, шпаклевки, окраски, облицовки плиткой, без штукатурки, без стяжки пола, без комплекта санитарно-технических приборов, без внутренней квартирной трубной разводки горячего и холодного водоснабжения и канализации, без межкомнатных дверей, без установки витражей на балконах и лоджиях, без перегородок, без электропроводки (электрокабель монтируется до вводного щитка) и без электрической плиты. Монтируются радиаторы     отопления, стояки отопления, канализации, горячей и холодной воды, пластиковые окна со стеклопакетами без подоконников и откосов и пластиковые балконные двери и металлическая входная дверь. (л.д.44-46).

Обязательство по договору от ДД.ММ.ГГГГ по уплате паевого взноса истцом были исполнены, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.43).

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Город Саратов» было выдано разрешение № RU 64304000-94 на ввод объекта в эксплуатацию, расположенного по адресу: <адрес>, пересечение улиц <адрес> <адрес>. (л.д.53).

Также установлено, что о существовании указанного разрешения на ввод в эксплуатацию истцу стало известно после получения ответа на адвокатский запрос, то есть ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, трехмесячный срок на подачу заявления предусмотренный ст. 256 ГПК РФ истцом не пропущен. (л.д.13).

Заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию было подано ЖСК «Алтай». К указанному заявлению были представлены все необходимые документы, заключения, разрешения, предусмотренные ст.55 Градостроительного кодекса РФ. (л.д.52-104).

По итогам рассмотрения заявления, представленных документов и было выдано оспариваемое разрешение № RU 64304000-94 на ввод объекта в эксплуатацию, расположенного по адресу: <адрес>, пересечение улиц <адрес> <адрес>.

Оснований не доверять уполномоченным органам, проводившим проверку соответствия состояния построенного дома проектной документации, требованиям действующего законодательства в области строительных, градостроительных, санитарных, противопожарных, экологических норм и правил, у суда не имеется.

Представленное истцом досудебное исследование ООО «Независимый экспертный центр» (л.д.18-32) нежилого помещения истца не свидетельствует о состоянии всего дома, о наличии недостатков во всем доме и несоответствия всего дома проектной документации, требованиям действующего законодательства, позволяющих признать недействительным выданное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетеля Щербаков А.В., проводивший досудебное исследование нежилого помещения Сидоренко А.С., не опровергли доказательства, представленные к заявлению на выдачу оспариваемого разрешения.

От проведения экспертизы по предмет проверки соответствия всего дома проектной документации, требованиям действующего законодательства истец отказался.

Таким образом, истцом, в силу ст.56 ГПК РФ, не было представлено допустимых и относимых доказательств подтверждающих обоснованность заявленных требований.

Кроме того, заявленные требования истец обосновывал несоответствием его нежилого помещения условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ Однако у истца существует иной способ защиты своих прав - предъявление требований к стороне договора об исполнении принятых обязательств.

С учетом изложенного, в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ суд

решил:

В иске Акимовой Т. В. к жилищно-строительному кооперативу (ЖСК) «Алтай», администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" о признании недействительным разрешения на ввод объекта в эксплуатацию -отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                          А.А. Даниленко