признание бездействия органа местного самоуправления незаконным



Дело № ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2010 г. г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре: Мясушкиной Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Головчанского Ф.А., заинтересованные лица Администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов », Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования « Город Саратов», Комитет по финансам администрации муниципального образования « Город Саратов» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, возложении обязанности принять решение, взыскании расходов по оплате услуг представителя,

У С Т А Н О В И Л :

Головчанский Ф.А. обратился в суд с заявлением признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ решения по заявлению от 09.04.2010 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания ( автомойки) на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., площадью 255 кв.м. и возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности рассмотреть заявление от 09.04.2010 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания (автомойки) на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ул. ..., б/н, площадью 255 кв.м., указав, что 09.04.2010 г. он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с вышеуказанным заявлением. В заявлении было указано испрашиваемое право- аренда на 25 лет, местоположение и размер земельного участка - согласно приложенному плану, содержащему координаты характерных точек его границ. Также к заявлению приложена согласованная комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов » на основании решения Волжского районного суда г. Саратова от 16.09.2009 г. схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. В нарушение требований п.6 ст. 31 Земельного Кодекса РФ и ст. 32 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией муниципального образования « Город Саратов» решение по обращению заявителя от 09.04.2010г. о предварительном согласовании места размещения объекта, не принято. Данное бездействие препятствует реализации права заявителя на выбор земельного участка в порядке, установленном ст. 31 Земельного Кодекса РФ.

Головчанский Ф.А., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заявителя Баженов С.В., действующий на основании доверенности от 14.05.2010 г., в судебном заседании поддержал требования доверителя и дал пояснения, аналогичные, изложенным в заявлении и просил

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ решения по заявлению от 09.04.2010 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания ( автомойки) на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., б/н, площадью 255 кв.м. и возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности рассмотреть заявление Гловчанского Ф.А. от 09.04.2010 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места объекта торговли и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания (автомойки) на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., б/н, площадью 255 кв.м., не предрешая сущность принятого решения, взыскать с администрации муниципального образования « Город Саратов» расходы по оплате услуг представителя в размере 20.000 руб. и государственную пошлину 200 руб.

Представители заинтересованных лиц: администрации муниципального образования « Город Саратов» Бычкова В.В., действующая на основании доверенности от 16.06.2010г., представитель комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования « Город Саратов» Соловьева Ю.С., действующая на основании доверенности от 03.06.2010 г., комитета по финансам администрации муниципального образования « Город Саратов» Губин С.В., действующий на основании доверенности от 21.09.2009г. в судебном заседании просили в удовлетворении заявления Головчанскому Ф.А. отказать, поскольку заявление Головчаснкого Ф.А. от 09.04.2010г. направлено для согласования в профильные комитета администрации города, а потому отсутствует бездействие как таковое при рассмотрении обращения. Кроме того, просили отказать в удовлетворении заявления о взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме 20.000 руб., поскольку заявленная ко взысканию денежная сумма является завышенной и не обоснованной.

Представитель заинтересованного лица - Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов», извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Возражений на заявление не представил.

Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя заявителя и заинтересованных лиц, суд находит требования Головчанского Ф.А. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий ( бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия ( бездействие).

Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу требований ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Гражданского кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В соответствии с пунктом 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Согласно пункту 7 указанной статьи копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Таким образом, согласно вышеприведенным нормам результатом рассмотрения органом местного самоуправления заявления гражданина о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является принятие органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в размещении объекта.

В судебном заседании установлено, что 09.04.2010г. Головчанский Ф.А. обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения автомойки на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., б/н, площадью 255 кв.м., с приложением копии решения Волжского районного суда г. Саратова от 16.09.2009г. и плана земельного участка (л.д. 7-13).

До настоящего времени администрацией муниципального образования «Город Саратов» решение по заявлению Головчанского Ф.А. от 09.04.2010г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания ( автомойки), не принято, что не отрицалось представителем заинтересованного лица в ходе рассмотрения дела.

Уклонение от рассмотрения по существу, в установленный законом срок, обращения Головчанского Ф.А. от 09.04.2010г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания ( автомойки) на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., б/н, площадью 255 кв.м., по мнению суда, является бездействием администрации муниципального образования « Город Саратов», препятствующее реализации права заявителя на выбор земельного участка в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд находит требования Головчанского Ф.А. о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в непринятии в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ решения по заявлению от 09.04.2010 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания ( автомойки) на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., б/н, площадью 255 кв.м. и возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности рассмотреть заявление Головчанского Ф.А. от 09.04.2010 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания ( автомойки) на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., б/н, площадью 255 кв.м., подлежащими удовлетворению.

Суд считает правильным определить заинтересованному лицу срок для рассмотрения заявления Головчанского Ф.А. от 09.04.2010 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания ( автомойки) на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., б/н, площадью 255 кв.м., в течение четырнадцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Заявителем при подаче заявления в суд оплачена государственная пошлина в сумме 200 руб. (л.д. 3), которая подлежит взысканию с администрации муниципального образования « Город Саратов» в пользу Головчанского Ф.А.

Статьей 94 ГПК РФ, предусмотрен перечень судебных издержек, в который включены расходы на оплату услуг представителя.

Из содержания ч.1 ст. 100 ГПК РФ следует, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

С учетом сложности данного гражданского дела, относящегося к категории дел, вытекающих из публичных правоотношений, обстоятельств конкретного дела и требований разумности и справедливости суд считает правильным определить размер взыскания в 5.000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 245 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования « Город Саратов», выразившееся в непринятии в соответствии с пунктом 6 ст. 31 Земельного Кодекса РФ решения по заявлению от 09.04.2010г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания ( автомойки ) на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., б/н, площадью 255 кв.м.

Обязать Администрацию муниципального образования « Город Саратов» рассмотреть заявление Головчанского Ф.А. от 09.04.2010г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли и бытового обслуживания ( автомойки ) на земельном участке, расположенном по адресу: ..., ..., ..., б/н, площадью 255 кв.м. и принять по нему решение, в течение четырнадцати дней, со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Взыскать с муниципального образования « Город Саратов», в лице комитета по финансам администрации муниципального образования « Город Саратов», за счет казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Головчанского Ф.А. расходы по оплате услуг представителя 5.000 руб. и государственную пошлину 200 руб., а всего 5.200 (пять тысяч двести) рублей.

В остальной части заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение 10 дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2010г.

Судья: