Именем Российской Федерации 27 августа 2012 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бжезовской И.В., с участием помощника прокурора г. Саратова ФИО2, представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО3, представителя третьего лица комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» - ФИО4, при секретаре Беловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Саратова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Саратов», третьи лица комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», Муниципальное унитарное предприятие «Городские дороги плюс», Саратовская городская Дума об обязании произвести паспортизацию автомобильных дорог, установил: прокурор г. Саратова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов», комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности по производству паспортизации автомобильной дороги общего пользования в г. Саратове: по <адрес> (протяженностью иные данные м), в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», установлено, что в отношении указанных автомобильных дорог не произведена техническая паспортизация. Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и оформляемый для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения. Поскольку безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования «Город Саратов» затрагивает интересы неопределенного круга лиц, просил обязать ответчиков произвести паспортизацию данной автомобильной дороги в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Помощник прокурора г. Саратова в судебном заседании исковые требования поддержал, дал показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске, просил удовлетворить. Представители администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований прокурора, пояснив, что наличие или отсутствие технического паспорта на автодорогу не влияет на техническое состояние дороги. Считает, что Типовая инструкция, на которую ссылается прокурор, является ведомственной, носит рекомендательный характер и не может являться основанием для удовлетворения требований прокурора. Федеральные законы «О безопасности дорожного движения» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не устанавливают в отношении органов местного самоуправления обязанности по обеспечению паспортизации автомобильных дорог. Просили в удовлетворении исковых требований отказать также по тем основаниям, что отсутствует нарушения права неопределенного круга лиц, а следовательно, и право прокурора на обращение с данным иском. Удовлетворение иска приведет к перераспределению средств бюджета, что приведет к нарушению прав органа местного самоуправления на самостоятельное планирование бюджета. Представитель ответчика комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, представители третьих лиц комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «город Саратов», Муниципального унитарного предприятия «Городские дороги плюс», Саратовской городской Думы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п. 5 ч. 1 ст. 6 Устава муниципального образования «Город Саратов» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007 года к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Согласно п. 3 ст. 5 указанного закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. В силу закона дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В порядке п. 11 ст. 5 данного закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно действующему законодательству автомобильные дороги подлежат обязательному государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и субъектами Российской Федерации. Государственный учет производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, транспортно-эксплуатационном состоянии, интенсивности движения, оптимального выбора и реализации технически необходимых и экономически целесообразных управленческих решений при планировании развития сети автомобильных дорог, а также при планировании социально-экономического и градостроительного развития территорий. Учет дорожной сети предусматривает, в том числе и ведение технических паспортов с данными о наличии и типе покрытия дорог, иной информацией, необходимой для планирования развития и эксплуатации, автомобильных дорог. К муниципальным автомобильным дорогам относятся улицы, проезды, линии общественного транспорта, дороги местного значения и иные автомобильные дороги, относящиеся к муниципальной собственности и находящиеся в границах муниципальных образований. Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию. Паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. Статья 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Во исполнение данной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года № 160 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них. В подпункте 4 пункта 15 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в работы по содержанию дорог. Решением Саратовской городской Думы № 27-281 от 29.04.2008 года утверждено Положение о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов». В соответствии с п. 1.1. комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, обеспечения безопасности дорожного движения в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования «Город Саратов». Основными задачами комитета, связанными с решением вопросов местного значения, являются: 2.1. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2.2. Обеспечение безопасности дорожного движения. 2.3. Создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах города. 2.4. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. 2.5. Организация благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории города. 2.6. Организация освещения улиц. Комитет в соответствии с возложенными на него задачами обладает следующими полномочиями в сфере обеспечения безопасности дорожного движения: 3.2.1. Участвует в осуществлении мероприятий по организации дорожного движения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Саратовской области на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. 3.2.2. Осуществляет иные полномочия в указанной сфере, предусмотренные действующими нормативно-правовыми актами. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» № 236-р от 22.09.2010 года утверждена Концепция долгосрочной целевой программы «Формирование и совершенствование учета объектов имущественной части муниципальной казны на 2011-2013 годы». Как установлено судом, автомобильная дорога по <адрес> (протяженностью иные данные м), расположена в городе Саратове в границах муниципального образования «Город Саратов», является автомобильной дорогой общего пользования и собственностью муниципального образования «Город Саратов», распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова включена в Перечень муниципальных автомобильных дорог, закрепленных за комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов». Отсутствие технических паспортов указанных в иске автомобильных дорог ответчиками не оспаривалось. Кроме того, из представленного ответчиком муниципального контракта от 01.08.2011 года (л.д. 30-32) следует, что в предмет контракта не включены работы, направленные на проведение паспортизации автомобильной дороги общего пользования в г. Саратове: по <адрес> (протяженностью иные данные м). Из анализа вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу, что поскольку в силу прямого указания в законе содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией муниципального образования, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения. Следовательно, требования прокурора о произведении паспортизации автомобильных дорог общего пользования в г. Саратове к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» суд находит не подлежащими удовлетворению. Кроме того, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник. Данная норма права также указывает на обязанность органа местного самоуправления как собственника дорог местного значения нести расходы на паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на их ремонт и содержание. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования (ВСН 1-83) была утверждена Минавтодором в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства. С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом названная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования. Поскольку безопасность дорожного движения зависит, в том числе, и от содержания автомобильных дорог общего пользования, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, ссылки представителя ответчика на то, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования не влияет на безопасность дорожного движения, не нарушает прав неопределенного круга лиц, суд находит несостоятельными. Суд считает, что отсутствие технического паспорта данных дорог нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения на дорогах муниципального образования «Город Саратов», что сказывается на безопасности дорожного движения, и, в свою очередь затрагивает интересы неопределенного круга граждан. Неисполнение органом местного самоуправления данных требований в области безопасности дорожного движения может создать угрозу нарушения указанных прав граждан. В связи с чем, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» должна быть возложена обязанность произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования в г. Саратове: по <адрес> (протяженностью иные данные м) в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов. Согласно статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В силу статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. На основании пункта 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства. В связи с чем, при определении срока исполнения обязательств, исходя из условий разумности, необходимости финансирования проведения данных работ, рассмотрения указанного вопроса о включении данных расходов в бюджет на очередной финансовый год в ноябре 2012 года, суд считает возможным определить срок проведения администрации муниципального образования «Город Саратов» паспортизации автомобильных дорог до ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья подпись И.В. Бжезовскаяобязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» произвести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования по <адрес> (протяженностью иные данные м) в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Саратова к комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» отказать.