Дело № 2-5178/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 22 октября 2012 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Джаудеевой Д.С., с участием представителя заявителя Гурылева Е.Н., представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Бычковой В.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по заявлению Третенниковой ФИО8 к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным постановления, обязании принять решение о предоставлении земельного участка в аренду, установил: истец обратился в суд с иском к ответчику в обоснование своих требований ссылаясь на то, что 27.02.2012 года истцом подано заявление о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 16 400 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для целей, не связанных со строительством, - под размещение временного (некапитального) банно-оздоровительного комплекса сборно-разборной конструкции. К этому заявлению был приложен полный комплект документов, необходимый для принятия решения о предоставлении участка. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.05.2012 года № 974 истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что не представлены документы, подтверждающие выполнение за счет истца кадастровых работ в отношении этого участка. Данный отказ является незаконным, поскольку при подаче заявления был представлен весь перечень документов, который определен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством». Вступившим в законную силу решением суда было установлено, что истцом соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, к этому заявлению приложен полный пакет документов, необходимый и достаточный для принятия решения о предоставлении земельного участка. Ссылка муниципального органа на непредставление документов, подтверждающих выполнение за счет истца кадастровых работ в отношении земельного участка, неправомерна. Работы по формированию земельного участка были выполнены за счет истца, сведения об испрашиваемом земельном участке в установленном порядке внесены в государственный кадастр недвижимости. Просит суд признать незаконным постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.05.2012 года № 974. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течение 5 дней с момента вступления в законную силу решения Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, причины неявки неизвестны. Представитель истца Гурылев Е.Н. в судебном заседании поддержал заявленные истцом требования, дал пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении, что просят удовлетворить требование об обязании предоставить земельный участок, поскольку в противном случае опять будет отказано в предоставлении участка. Спор по данному земельному участку длится уже долго и если не обязать ответчика передать в аренду земельный участок, продолжится нарушение прав истца. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» просила отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку статьей 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ. Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законом субъектов РФ. В силу ч. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ним регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Согласно ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. На основании ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Постановление органа исполнительной власти о предоставлении земельных участков является особенностью возникновения права на землю, установленной ст. 29 Земельного кодекса РФ. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан или юридических лиц. В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. В соответствии с пунктом 2.6.1 Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24.02.2012 № 210 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством» 2.6.1. Заявители представляют в комитет заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством (далее - заявление) (приложение № 1 к регламенту). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. К заявлению прилагаются следующие документы: 1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица. 2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, заинтересованным в предоставлении земельного участка. 3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей). 4. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или: 4.1. Уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок. 4.2. Копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП. 5. Кадастровый паспорт земельного участка (в случае, если осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка). 6. Схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка. 7. Копия документа, подтверждающего право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно. 8. Документ, содержащий сведения о принадлежности испрашиваемого земельного участка к территориальной зоне и к территориям общего пользования. 9. Документ, подтверждающий согласие заявителя, предусмотренный частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Пунктом 2.8 определен, исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги. В предоставлении муниципальной услуги отказывается в случаях: - изъятия из оборота испрашиваемого земельного участка; - установления федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка; - резервирования испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;- ограничения испрашиваемого земельного участка в обороте, за исключением случая, когда федеральным законом разрешено предоставлять его в собственность граждан и юридических лиц; - если администрация не является уполномоченным органом по распоряжению испрашиваемым земельным участком; - непредставления документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 регламента (за исключением документа, предусмотренного подпунктом 8 пункта 2.6.1 регламента, а также с учетом положений пункта 2.6.2 регламента); - снятия испрашиваемого земельного участка с кадастрового учета; - поступления в комитет ответа на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для предоставления земельного участка, если соответствующий документ не представлен заявителем самостоятельно; - несоответствия предполагаемого использования испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам; - отсутствие испрашиваемого земельного участка в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" (если предполагается размещение нестационарного торгового объекта); - если на испрашиваемом земельном участке расположены здания, строения, сооружения, не принадлежащие заявителю. В судебном заседании установлено, что 27.02.2012 года истцом подано заявление о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 16 400 кв.м. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> б/н, для целей, не связанных со строительством, - под размещение временного (некапитального) банно-оздоровительного комплекса сборно-разборной конструкции. К этому заявлению был приложен полный комплект документов, необходимый для принятия решения о предоставлении участка. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.05.2012 года № 974 истцу отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что Третенниковой Ж.А. не представлены документы, подтверждающие выполнение за ее счет кадастровых работ в отношении этого участка. Основания, предусмотренные пунктом 2.8 для отказа в предоставлении муниципальной услуги указанные в постановлении администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.05.2012 года № 974 отсутствуют, в связи с чем указанное постановление нельзя признать законным и обоснованным. В связи с чем требования истца о признании незаконным постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от15.05.2012 г. № 974, подлежат удовлетворению. Доводы представителя Администрации муниципального образования « Город Саратов», что существуют иные основания для отказа в предоставлении земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку заявителю отказано в предоставлении земельного в связи с непредставлением документов, подтверждающих выполнение за счет истца кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка, предметом рассмотрения настоящего дела является проверка законности принятого решения по основаниям, указанным в нем. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Таким образом, суд, признав оспариваемое решение незаконным, возлагает обязанность совершить определенное действие. В данном случае, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» должна быть возложена обязанность рассмотреть заявление Третенниковой Ж.А. от 27.02.2012 г. о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 16 400 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для целей, не связанных со строительством, - под размещение временного (некапитального) банно-оздоровительного комплекса сборно-разборной конструкции, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Судом не может быть удовлетворено требование истца об обязании администрации муниципального образования «Город Саратов» в течении 5 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в аренду земельного участка на срок 49 лет, поскольку вопрос о возможности предоставления земельного участка в аренду входит в компетенцию органа местного самоуправления. На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд решил: признать незаконным постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 15.05.2012 года № 974. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Теретенниковой ФИО10 от 27.02.2012 г. о предоставлении в аренду земельного участка площадью 116 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для целей не связанных со строительством, под размещение временного (некапитального) банно-оздоровительного комплекса сборно-разборной конструкции. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья
суда по настоящему делу принять решение о предоставлении Третенниковой
ФИО9 в аренду на 49 лет земельного участка площадью
16400 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по
адресу: <адрес>, б/н, для целей,
не связанных со строительством, - под размещение временного
(некапитального) банно-оздоровительного комплекса сборно-разборной
конструкции.
государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц,
государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке
гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и
действия (бездействие), в результате которых: