Дело № 2-4733/2012 18 октября 2012 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Пяткиной Э.С., с участием помощника прокурора Казанцевой О.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску заместителя прокурора Октябрьского района г. Саратова в защиту неопределенного круга лиц к Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», Муниципальному унитарному предприятию «Городские дороги плюс», администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г. Саратова, третье лицо администрация октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, понуждению к исполнению обязательств, установил: Заместитель прокурора Октябрьского района г. Саратова обратился в Волжский районный суд г. Саратова с иском в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов», Муниципальному унитарному предприятию «Городские дороги плюс», администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г. Саратова, третье лицо администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, понуждению к исполнению обязательств В судебном заседании помощник прокурора Казанцева О.Е. уточнила исковые требования согласно, которых просит признать незаконным бездействие Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» по не принятию мер по организации проведения ремонта в соответствии с Государственным стандартом РФ Р 50597-93 на пересечении ул<адрес> г. Саратова, поскольку в ходе проверки, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Саратова, соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на пересечении <адрес> г. Саратова было установлено, что на указанном участки дороги имеются множественные выбоины дорожного полотна, в том числе размером 1,5 м. длиной, 1м. шириной, 0,10 м. глубиной, что не соответствует требования ГОСТ Р 50597-93. В соответствии с Правилами дорожного движения РФ дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы при их наличии. В соответствии с Государственным стандартом РФ Р 50597-93. ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части недолжно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см. Таким образом, участок автодороги на пересечении ул. Клочкова и ул. Коляевской г. Саратова не соответствуют требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93. В части исковых требований обязать Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов организовать провести ремонт дорожного полотна проезжей части на пересечении <адрес> г. Саратова в соответствии с Государственным стандартом РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» представила заявление об отказе от исковых требований в связи с добровольным исполнением указанных требований. Определением Волжского районного суда г. Саратова производство в части обязать Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов организовать провести ремонт дорожного полотна проезжей части на пересечении ул. Клочкова и ул. Коляевской г. Саратова в соответствии с Государственным стандартом РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» прекращено. Ответчик Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования « Город Саратов» о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявления об отложении слушания дела не поступало. Представитель МУП «Городские дороги плюс» о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявления об отложении слушания дела не поступало. Представитель Комитета по управлению имуществом г. Саратова о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. в судебное заседание не явился, заявления об отложении слушания дела не поступало Представитель администрации Октябрьского района г. Саратова о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявления об отложении слушания дела не поступало Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему: В силу ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 96-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одними из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий, а также осуществление государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно ст. 6 ч. 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В силу ст. 13 ч. 1, ст. 17 ч. 1 и ст. 18 ч. 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. В соответствии со ст. 16 ч. 1 п. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 12 частями 1 и 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности донного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Согласно п. 3.1.1 государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221, покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Как следует из актов проверки от 16.07.2012 года о выявленных недостатках в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, состояние дорожного покрытия на участке автодороги на пересечении <адрес> г. Саратова не соответствовало требованиям ГОСТ Р 50597-93. На участке асфальтовое покрытие проезжей части имело многочисленные выбоины, в том числе размером 1,5 м. длиной, 1 м. шириной, 0.10 м. глубиной, что свидетельствует о том, что мероприятия по содержанию дороги в надлежащем состоянии на указанном участке дороги не проводились. При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик уклонялся от возложенной обязанности по содержанию дорог местного значения, допустимых и достоверных доказательств обратного в соответствии со статьей 56 ГПК РФ ответчиком Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании не представлено, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных заместителем прокурора Октябрьского района г. Саратова требований. Суд считает надлежащим ответчиком по делу Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования « Город Саратов», поскольку в соответствии с Положением о Комитете дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования « Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» (далее Комитет) является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования « Город Саратов», уполномоченным осуществлять деятельность в сфере дорожного, коммунального хозяйства, благоустройства, обеспечения безопасности дорожного движения и пр., в части и порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской Городской Думы и иными муниципальными правовыми актами. Комитет осуществляет в установленной сфере деятельности организацию и координацию деятельности структурных подразделений администрации муниципального образования « Город Саратов» ( п.1.1.). Основными задачами Комитета, связанными с решением вопросов местного значения, являются: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения города и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок ( парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п. 2.1). Комитет является юридическим лицом, имеет самостоятельный Баланс, бюджетную смету, печать со своим наименованием, соответствующие бланки и штампы, лицевые счета в соответствии с законодательством, выступает истцом (заявителем) и ответчиком (заинтересованным лицом) в суде, от своего имени совершает сделки, обладает имущественными и неимущественными правами и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации ( п.4.1). Комитет в соответствии с возложенными на него задачами в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обладает полномочиями осуществлять обследование состояния автомобильных дорог местного значения, осуществлять муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, разрабатывать нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели ( п. 3.1.2; 3.1.5; 3.1.6). На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд решил: признать бездействие Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования «Город Саратов» по невыполнению обязанности по содержанию муниципальных автомобильных дорог на пересечении <адрес> г. Саратова незаконным. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца через Волжский районный суд г. Саратова, с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья подпись