привлечение к административной ответственности по ст.19.20 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях



       Дело № 5- 63

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

           14 октября 2011 г.                                                                    г. Саратов.

                                                                                                         ( ул. Некрасова, 17).

Судья Волжского районного суда г. Саратова Егорова И.А.,

при секретаре Габитовой Г.Ж.,

          рассмотрев административный материал в отношении Закрытого акционерного общества « иные данные» о привлечении к административной ответственности по ст. 19.20 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

                                                        У С Т А Н О В И Л:

       

         Согласно протоколу об административном правонарушении № 228 от 12.08.2011г., должностным лицом, главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове Большаковой Л.В. 12.08.2011 г. была проведена проверка в отношении юридического лица Закрытого акционерного общества «иные данные» (далее ЗАО « иные данные»), юридический адрес: <адрес>, в ходе которой были установлены нарушения ЗАО « иные данные» требований санитарного законодательства, а именно: ч 1.ст. 40 ФЗ от 30.03.1999г. № 52 -ФЗ « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения; п. 96 ст. 17ФЗ от 08.08.2011г. № 128-ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности»; Постановления Правительства РФ от 20.01.2007г. №30, утвердившего «Положение о лицензировании медицинской деятельности», выразившееся в отсутствии у ЗАО « иные данные» лицензии на проведение предрейсового медицинского осмотра водителей транспортных средств ЗАО « иные данные». Таким образом, в действиях юридического лица ЗАО « иные данные» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренные ст. ч 1 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

      Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности Куда Т.А., действующий на основании доверенности от 25.01.2011 г., в судебном заседании пояснила, что факт осуществления ЗАО « иные данные » медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, административным органом не доказан. Пунктом 1 ст. 17 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В указанный перечень включены работы ( услуги) по медицинским осмотрам ( предрейсовым, послерейсовым) водителей транспортных средств. В соответствии с п.п. 1.2,1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденного Минздравом РФ и Минтрансом РФ от 29.01.2002г., предрейсовые медицинские осмотры могут проводиться только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию. ЗАО « иные данные » не является учреждением здравоохранения. Предрейсовый осмотр водителей ЗАО « иные данные» проводит штатный сотрудник общества, имеющая соответствующий сертификат, а потому в действиях ЗАО « иные данные » отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч 1 КоАП РФ. Просила прекратить производство по делу.

      

         Выслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, свидетелей Я.., Большакову Л.В., пояснивших суду, что в соответствии с п.1 ст.17 ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В указанный перечень включены работы ( услуги) по медицинским осмотрам ( предрейсовым, послерейсовым) водителей транспортных средств, которые могут проводиться индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами только при наличии лицензии на право осуществления данных работ и услуг в составе медицинской деятельности, а потому в действиях ЗАО «иные данные» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч.1 КоАП РФ и просили назначить ЗАО « иные данные» наказание в виде временного приостановления деятельности юридического лица по проведению предрейсовых осмотров водителей транспортных средств; исследовав материалы дела, суд считает правильным прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям:

         В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие ( бездействие ) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

        Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.20 ч 1 КоАП РФ ( осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения ( лицензии), если такое разрешение ( лицензия) обязательно (обязательна)) состоит в том, что виновный осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без лицензии ( хотя наличие специального разрешения ( лицензии) - обязательно, т.к. это предусмотрено, в частности ст. 17 Закона « О лицензировании отдельных видов деятельности».

        Из представленного в материалах дела акта проверки органом государственного контроля ( надзора ), юридического лица № 1552 от 12.08.2011г., следует, что на предприятии ЗАО «иные данные» проводится предрейсовый осмотр водителей транспортных средств. Для проведения осмотров обустроен медицинский кабинет. Осмотры проводит медицинский работник, имеющий сертификат. Лицензия на оказание медицинских услуг на предприятии отсутствует ( л.д. 16).

В соответствии с п. 96 ч. 1 ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию независимо от того, является ли она для организации основной или неосновной.

Осуществление медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) включено в Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 г. N 30, то есть является медицинской деятельностью.

Согласно п. 1 ст. 20 ФЗ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения», юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии со ст.23 названного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в частности, в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.

Пунктом 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 г. N 27 (далее - Положение N 27), пунктами 1.6; 2.2 и 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. N 2 (далее - Положение N 2) предусмотрено, что владелец транспортного средства обязан обеспечить контроль за своевременным прохождением водителями медицинского освидетельствования, регулярно проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, осуществлять контроль состояния водителей перед выездом на линию в порядке, определяемом Министерством здравоохранения.

В соответствии с п. 1.2; 1.4 «Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденного Минздравом РФ и Минтрансом РФ от 29.01.2002 г. (далее - Типовое положение) предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств проводятся медицинским работником организаций, а также медицинскими работниками учреждений здравоохранения на основании заключаемых договоров между организациями и учреждениями здравоохранения, предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Минздравом Российской Федерации также разработаны методические рекомендации по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств), согласно которым в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами). Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Для их осуществления администрацией организации должны быть выделено специальное оборудованное помещение. Организация предрейсового медицинского осмотра водителей находится под контролем администрации организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения (Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. N 2510/9468-03-32).

Вышеприведенными правовыми актами не предусмотрено требований к наличию у лица, состоящего в штате организации или предпринимателя и осуществляющего свои трудовые обязанности по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей, лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 ФЗ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности; лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Таким образом, получение лицензии на осуществление медицинской деятельности является обязанностью лица, осуществляющего такую деятельность как самостоятельную предпринимательскую, и зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Таким образом, требование о необходимости иметь лицензию по осуществлению медицинской деятельности распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной.

ЗАО « НЭК» не является учреждением здравоохранения ( л.д. 25-50).

Из материалов дела установлено, что предрейсовые осмотры водителей в ЗАО « иные данные » проводит сотрудник организации, которая состоит в штате ЗАО «иные данные» по трудовому договору, прошла обучение по программе подготовки медицинских работников по проведению профилактических ( предрейсовых) осмотров водителей транспортных средств ( л.д.64), т.е. имеет соответствующее образование и квалификацию.

       При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что в действиях ЗАО «иные данные» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ.

      В силу ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5 ч.1 п.. 2 29.9, 29.10, КоАП РФ, суд

                                                          П О С Т А Н О В И Л :

        

        Производство по делу о привлечении Закрытого акционерного общества «иные данные» к административной ответственности по ст. ст. 19.20 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

       Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в десятидневный срок.

     

        Судья :