Дело № 5-74/10 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е (г. Саратов, ул. Некрасова, д.17) 21 декабря 2010г. г. Саратов Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующей судьи Абдуллиной С.Р. при секретаре Галяткиной К.К., рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении общества с ограниченной ответственностью «иные данные» о привлечении к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ, У С Т А Н О В И Л: ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ПФО старшим специалистом 2 разряда отдела надзорной деятельности ФИО2 была проведена проверка ООО «иные данные» и составлен протокол о привлечении к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ. В ходе проверки установлено, что ООО «иные данные» не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля. В результате рассмотрения документов и сведений, имеющихся в распоряжении МРУ Росфинмониторинга по ПФО, на предмет исполнения ООО «иные данные» законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлено следующее. ООО «иные данные» является лизинговой компанией, о чем свидетельствуют: п. 1.7 устава предметом деятельности Общества является лизинг; выписка из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ, где основным ОКВЭД зарегистрирован 65.21 - финансовый лизинг, а также иные документы, имеющиеся в распоряжении МРУ Росфинмониторинга по ПФО. Следовательно, ООО «иные данные», в соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии со ст.3 Федерального закона № 115-ФЗ, внутренний контроль -деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Согласно ст.4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: обязательные процедуры внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами. Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган. В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п.10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ). В ООО «иные данные» внутренний контроль не организован, что подтверждается документами и сведениями, имеющимися в распоряжении МРУ Росфинмониторинга по ПФО. В соответствии с п.9 ст.7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности, которых отсутствуют надзорные органы (далее - Положение). В соответствии с п.п. А п. 2 Положения лизинговые компании относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу. ООО «иные данные» в течение длительного времени на учете в Росфинмониторинге не состоит, документы, необходимые для постановки на учет в уполномоченный орган не представляет. В соответствии с п.2 ст.6 Федерального закона на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. В соответствии с п.10 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с п.2 ст.6 настоящего Федерального закона № 115-ФЗ порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом». Федеральной службой по финансовому мониторингу предоставляется доступ к «Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности» при постановке организации на учет в Росфинмониторинге. Таким образом, при не постановке на учет в Федеральной службе по Из п.2 ст.7 Федерального закона следует, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций Правительства Российской Федерации и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. В ходе анализа документов и информации, имеющейся в распоряжении МРУ Росфинмониторинга по ПФО, установлено, что в ООО «иные данные» отсутствуют согласованные с уполномоченным органом правила внутреннего контроля. Таким образом, в течение длительного времени ООО «иные данные» осуществляется деятельность без постановки на учет в уполномоченном органе, в отсутствие правил внутреннего контроля согласованных с уполномоченным органом, то есть в отсутствие установленного порядка приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом, в случаях, предусмотренных п.10 ст.7 Федерального закона, в отсутствие установленных квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, в отсутствие критериев и признаков необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации, а также в отсутствие установленного порядка документального фиксирования и хранения необходимой информации, что свидетельствует об игнорировании Обществом норм Федерального закона и свидетельствует об отсутствии в Обществе в течение длительного времени организованной системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, по выявлению операций, подлежащих контролю, и своевременному направлению сведений о них в уполномоченный орган, и лишает возможности реализовывать на практике механизм осуществления оперативных превентивных мер по пресечению каналов легализации преступных доходов и финансирования терроризма, что подтверждается отсутствием направления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, на сумму превышающую 2 миллиона рублей. На момент составления протокола пояснения по факту выявленных правонарушений от ООО «иные данные» не были представлены. В соответствии с ст.ст. 3, 7 Федерального закона обязанность по принятию внутренних организационных мер в целях соблюдения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, поименованными в ст. 5 Федерального закона. Следовательно, ООО «иные данные» нарушило требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля. Представители МРУ Росфинмониторинга по ПФО и ООО «иные данные» в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания извещены надлежащим образом. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля. Федеральный закон от 7.08.2001г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Положениями ст.7 указанного Федерального закона закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган. В силу п.2 ст.7 вышеназванного Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. В судебном заседании установлено, что ООО«иные данные» является юридическим лицом, зарегистрировано в реестре юридических лиц, состоит на учете в налоговом органе. Дело об административном правонарушении в отношении ООО «иные данные» по ст. 15.27 КоАП РФ возбуждено ДД.ММ.ГГГГ старшим специалистом 2 разряда отдела надзорной деятельности МРУ Росфинмониторинга по ПФО ФИО2 Выявленное правонарушение заключается в том, что ООО «иные данные» не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении № МРУ Росфинмониторинга по ПФО установлено, что умышленное бездействие и пренебрежительное отношение ООО «иные данные» к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма нарушает: механизм установленного законодательством порядка противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; механизм установленного контроля со стороны уполномоченного органа, а осуществление ООО «иные данные» операций с денежными средствами или иным имуществом без организованной системы внутреннего контроля в целях предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, создает благоприятные условия для осуществления операций, направленных на отмывание доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма. Таким образом, в судебном заседании нашел свое подтверждение факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ. Согласно ст.15.27КоАП неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. (в ред. Федеральных законов от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ) В соответствии с ч.2 ст 29.10 КоАП РФ, если при решении вопроса о назначении судьей административного наказания за административное правонарушение одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу об административном правонарушении указываются размер ущерба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения. При назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам. (абзац введен Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ) Ограничение права на использование банковского счета - это самостоятельная обеспечительная мера. Ее применение возможно только в случае наложения ареста на денежные средства организации в банке в случаях, предусмотренных законом. При назначении наказания по ст.15.27 КоАП РФ, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, приходит к выводу о том, что менее строгий вид наказания, чем административное приостановление деятельности вышеназванного общества не сможет обеспечить достижение цели административного наказания и обеспечения безопасности, предупреждения совершения новых правонарушений, и назначает наказание в виде приостановления деятельности на срок до 90 (девяноста) суток. Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд П О С Т А Н О В И Л : Признать общество с ограниченной ответственностью «иные данные» (<адрес>), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.27 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления его деятельности на 90 (девяносто) суток. Постановление подлежит немедленному исполнению. Настоящее постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья С.Р. Абдуллина
финансовому мониторингу в ООО «иные данные» в течение
длительного времени отсутствует возможность выявления операций, подлежащих
обязательному контролю, поименованных в п.2 ст.6 Федерального закона, а также
последующее приостановление таких операции в случаях указанных в п.10 ст.7
Федерального закона, что ведет к повышенным рискам легализации доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма.