П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
г. Самара 25 марта 2011 года
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Бурцева М.П.,
при секретаре Петровой Н.А.,
с участием государственного обвинителя Щербакова К.Г.,
защитника, адвоката Гончаровой О.И., представившей удостоверение № и ордер №,
подсудимой Петровичевой М.В.,
потерпевшей П.Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
Петровичевой М.В., <данные изъяты>,
в совершении преступления, предусмотренного ст.105 ч.1 УК РФ,
У С Т АНО В И Л:Петровичева М.В. совершила убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, при следующих обстоятельствах:
В период времени с 23 часов 31.12.10 до 00 часов 01.01.11, точное время следствием не установлено, в <адрес> между Петровичевой М.В. и П.П.В., находившимися в состоянии алкогольного опьянения, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений возникла ссора, в ходе которой Петровичева М.В. взяла с находившегося на столе кухни нож и умышленно, с целью убийства нанесла им П.П.В. не менее трех ударов в спину, причинив последнему телесные повреждения в виде:
- слепого колото-резаного ранения спины, проникающего в правую плевральную полость, с повреждением кожи, подкожно-жировой клетчатки, межреберных мышц 8-го межреберья, пристеночного листка плевры, нижней доли правого легкого, с кровоизлияниями в правую плевральные полость и по ходу раневого канала, повлекшего тяжкий вред здоровью;
- слепого колото-резаного ранения спины, проникающего в левую плевральную и брюшную полости, с повреждениями межреберных мышц 11-го межреберья, пристеночного листка плевры, 11-го левого ребра, нижней доли левого легкого, диафрагмы, селезенки, с кровоизлияниями в левую плевральную и брюшную полости и по ходу раневых каналов, повлекшего тяжкий вред здоровью;
- слепого непроникающего колото-резаного ранения спины с повреждением кожи, подкожно-жировой клетчатки, поверхностных и глубоких мышц спины и фасций слева с кровоизлияниями по ходу раневого канала, повлекшего легкий вред здоровью.
Смерть Петровичева П.В. наступила в указанный выше промежуток времени от слепых колото-резаных ранений спины, проникающих в плевральные и брюшную полости, с повреждением межреберных мышц 8 и 11 межреберий, пристеночного листка плевры, 11 левого ребра, нижних долей правого и левого легких, диафрагмы, селезенки, с кровоизлияниями в плевральные и брюшную полости и по ходу раневых каналов и развитием обильной кровопотери.
Подсудимая Петровичева М.В. вину свою признала полностью и показала, что вечером 31.12.10 к ней домой пришел ее брат П.П.В. в состоянии алкогольного опьянения. В это время у нее были гости С.О.А. со своим братом М.А.А., которые уже спали. П.П.В. стал распивать спиртные напитки с ее сожителем Л.С.Б.. Когда она зашла в зал, где последние сидели, П.П.В. стал выражаться в ее адрес грубой нецензурной бранью. Она ушла на кухню, куда затем пришел П.П.В. и стал продолжать выражаться в ее адрес нецензурной бранью. На ее требования уйти из квартиры П.П.В. не реагировал, а затем в коридоре ударил ее ногой в живот. В ответ она оттолкнула его, и тот упал на пол. Затем она зашла на кухню, взяла со стола нож, которым резала мясо, подошла к П.П.В., который в это время стоял в коридоре лицом к двери. Она схватила его левой рукой за шиворот, а правой рукой, в которой находился нож, ударила 3 раза в спину, и втолкнула его в комнату. П.П.В. упал на живот. Нож она затем бросила на кухне. С какой целью нанесла удары, пояснить не может. Она разбудила Л.С.Б., который помог ей перевернуть П.П.В. на спину, а затем побежала к своей матери и сообщила, что брату плохо, нужно вызвать скорую помощь. Когда с матерью вернулись, П.П.В. был уже мертв. Убивать П.П.В. не хотела.
Показания Петровичевой М.В. подтверждаются и протоколом ее явки с повинной от 01.01.11 (т.1 л.д.42-44), согласно которому Петровичева М.В. показала, что 31.12.10 примерно в 23 часа у нее с братом П.П.В. произошел конфликт, в ходе которого последний стал оскорблять ее нецензурными выражениями. В это время она разделывала мясо ножом на кухне. Затем она пошла в коридор и ударила П.П.В. ножом в спину не менее 3 раз. От ударов брат скончался.
Сведения, изложенные в явке с повинной, согласуются с показаниями Петровичевой М.В. и подтверждаются также протоколом проверки показаний на месте с ее участием (т.1 л.д. 69-83), согласно которому Петровичева М.В. подтвердила свои показания и показала, как наносила удары ножом.
Показания Петровичевой М.В. подтверждаются также показаниями потерпевшей П.Л.П., свидетелей и материалами дела.
Так, потерпевшая П.Л.П. показала, что 31.12.10 примерно в 22 часа она находилась дома. В это время пришел ее сын П.П.В. в состоянии алкогольного опьянения, стал выражаться грубой нецензурной бранью в ее адрес, а затем ушел к своей сестре Петровичевой М.В. встречать Новый Год. Затем ночью к ней пришла дочь Петровичева М.В. и сообщила, что П.П.В. плохо, тот находится в ее доме. Вместе с Петровичевой она пошла домой к последней, где увидела лежащего на полу П.П.В.. Она вызвала скорую помощь, врачи которой констатировали смерть П.П.В., а также обнаружили раны на спине. До приезда скорой помощи она попросила С.О.А. и М.А.А., которые в это время спали, уйти домой. После приезда сотрудников милиции ее дочь рассказала, что зарезала своего брата.
Свидетель Л.С.Б. показал, что вечером 31.12.10 он с Петровичевой М.В., С.О.А. и М.А.А. распивал спиртные напитки. Последние затем ушли спать. Через некоторое время пришел П.П.В., с которым он стал распивать спиртные напитки, после чего он ушел спать. Через некоторое время его разбудила Петровичева и сообщила, что П.П.В. плохо. Он вышел в коридор и увидел лежащего на полу П.П.В. лицом вниз, который еще подавал признаки жизни. Он по просьбе Петровичевой перевернул того на спину, а она стала перевязывать Петровичеву раны. После этого Петровичева ушла к матери, а когда те вдвоем вернулись, П.П.В. уже был мертв. Впоследствии он от Петровичевой узнал, что та ударила своего брата ножом.
Свидетель С.О.А. показала, что вечером 31.12.10 она со своим братом М.А.А. находилась в гостях у Петровичевой М.В., собирались вместе встретить Новый Год. Выпив несколько рюмок водки, она и М.А.А. ушли спать. Через некоторое время ее разбудила мать Петровичевой- П.Л.П. и попросила ее и брата пойти домой. Она увидела лежащего на полу П.П.В.. Что случилось с последним, никто не говорил. П.Л.П. лишь пояснила, что вызвала скорую помощь. После приезда скорой помощи она и М.А.А. ушли.
Свидетель Максимов А.А. дал аналогичные показания.
Свидетель Г.С.П. показал, что 01.01.11 примерно в 1 час от дежурного ОВД по м.р. Волжский поступило сообщение о том, что в квартире Петровичевой обнаружен труп мужчины. Он прибыл на место происшествия, где увидел лежащего на полу П.П.В.. Тот лежал на спине ногами к выходу, под спиной была лужа крови. В квартире также находились Петровичева, ее сожитель Л.С.Б. и ее мать. Кто-то сказал, что Петровичева притащили с улицы. Он вышел к подъезду, осмотрел лестницу, но ни следов волочения, ни следов крови не обнаружил. Кроме того, П.П.В. был без куртки. Он нашел в квартире куртку последнего, но на ней не было никаких повреждений. После приезда следственно-оперативной группы Петровичева призналась, что убила своего брата.
Показания подсудимой, потерпевшей и свидетелей объективно подтверждаются:
протоколом осмотра места происшествия от 01.01.11 (т.1 л.д. 17-38), согласно которому в <адрес> обнаружен труп П.П.В..с 3 ножевыми ранениями спины, с места происшествия изъяты нож, одежда Петровичевой М.В.;
заключением эксперта № 8 МД (т.1 л.д. 149-172), согласно которому на трупе П.П.В. установлены вышеописанные телесные повреждения, которые образовались в результате ударного воздействия острого предмета (предметов), обладавшего свойствами колюще-режущего, в период не превышающий 1 часа до наступления смерти. Травмирующий предмет (предметы) имел (ли) форму плоского клинка с одним лезвием и обушком. Ширина травмирующего предмета в пределах погруженной в тело части при максимальной глубине погружения составляла 2,2 см, раны № 3- около 1,9 см. Длина погруженной в тело части травмирующего предмета составляла от 6 см до 7,6 см. Направление действия травмирующего предмета при образовании колото-резаных ранений соответствует направлению раневых каналов относительно потерпевшего при условии его вертикального положения: от раны № 1- сзади наперед, сверху вниз, несколько справа налево; от раны № 2- сзади наперед, сверху вниз, справа налево; от раны № 3- сзади наперед, сверху вниз, слева направо. Число травмирующих воздействий три. Смерть П.П.В. наступила в период от 2 до 8 часов до момента осмотра трупа на месте его обнаружения;
заключением эксперта №п/4 (т.1 л.д. 136-138), согласно которому у Петровичевой М.В. обнаружены телесные повреждения: кровоподтеки на левом предплечье (1); на левом плече (3), которые образовались от ударного или ударно-сдавливающего воздействия твердого тупого предмета (ов), в период не более 3 суток.
Указанное заключение подтверждает показания подсудимой в части того, что непосредственно перед совершением преступления потерпевший наносил ей удары.
Заключением эксперта № (т.1 л.д. 196-210), согласно которому на ноже и брюках Петровичевой М.В. обнаружена кровь П.П.В. На свитере и рубашке П.П.В. сзади имеются по 3 сквозных повреждения, которые являются колото-резаными и могли быть причинены представленным на исследование ножом.
Совокупностью приведенных доказательств вина Петровичевой М.В. полностью установлена.
Давая правовую оценку собранным по делу доказательствам, суд считает, что действия Петровичевой М.В. следует квалифицировать по ст.105 ч.1 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.
Характер, локализация и количество телесных повреждений в области жизненно важных органов, нож, используемый для причинения данных повреждений, бесспорно свидетельствуют об умысле подсудимой на лишении жизни потерпевшего.
Назначая наказание, суд, руководствуясь принципом справедливости, учитывает характер, степень общественной опасности и тяжесть совершенного преступления, данные о личности подсудимой, обстоятельства смягчающие наказание, влияние наказания на ее исправление, на условия жизни ее семьи и на достижение иных целей наказания, таких как восстановление социальной справедливости и предупреждение совершения новых преступлений. Определяя конкретный срок, суд учитывает, что Петровичева М.В. ранее не судима, вину признала, в содеянном раскаялась, характеризуется удовлетворительно, имеет на иждивении 2-х несовершеннолетних детей, а также ее явку с повинной противоправное поведение потерпевшего. Совокупность вышеизложенных смягчающих обстоятельств суд признает исключительными, что позволяют суду назначить Петровичевой М.В. наказание с применением ст.105 ч.1 УК РФ.
Руководствуясь ст.307,308 и 309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:Петровичеву М.В. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.64 УК РФ, в виде 4 (четырех) лет лишения свободы без ограничения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Петровичевой М.В. оставить прежней- содержание под стражей. Срок наказания исчислять с 25 марта 2011 года. Зачесть Петровичевой М.В. в срок наказания время ее содержания под стражей с 01 января 2011 года по 24 марта 2011 года.
Вещественные доказательства: нож, рубашку, свитер, брюки, майку- уничтожить.
Приговор может быть обжалован в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение 10 дней со дня провозглашения приговора. В случае подачи кассационной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, а также приглашать защитника для участия в суде кассационной инстанции. В случае отсутствия у осужденной материальных средств на оплату адвоката, он может быть приглашен судом, с последующим обязательным взысканием оплаты из заработка осужденной.
Председательствующий