г. Самара 24 сентября 2010 года
Волжский районный суд Самарской области в составепредседательствующего Жироухов В.Е.,
при секретаре Петровой Н.А.
с участием представителя истца Калашникова В.А.,
представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Волжского района Самарской области Чернышовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Семенова Николая Николаевича к Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области и Управлению социальной защиты населения администрации муниципального района Волжский Самарской области об индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью вследствие катастрофы на ЧАЭС и взыскании недополученной суммы,
УСТАНОВИЛ:
Семенов Н.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском в котором указал, что принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 24.02.1988 г. по 02.06.1988г.
В настоящее время он является инвалидом третьей группы, инвалидность назначена бессрочно.
По состоянию на 01.07.2000 г. ему была назначена сумма возмещения вреда здоровью - 488 рублей 17 копеек в месяц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5 - ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.25 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
На основании ч.5 ст.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. № суды вправе проиндексировать ежемесячную денежную сумму в возмещение вреда здоровью следующим образом: с 01.07.2000 года- в 1,581 раза (132 руб. 00 коп. : 83 руб. 49 коп.); с 01.01.2001 года - в 1,515 раза ( 200руб.00 коп. : 132 руб. 00 коп.), т. е. на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда, указанного в статье 1 Федерального Закона от 19.06.2000г. № 82 - ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. № 31- ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда здоровью и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального Закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ суммы возмещения вреда здоровью подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П - пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, а если такое отсутствует - на основе данных, полученных в Федеральных органах исполнительной власти. Несмотря на то, что норма ст. 2 ФЗ от 12.02.2001г. вступила в силу 15.02.2001г., первая ежегодная индексация с учетом роста величины прожиточного минимума могла быть произведена только с января 2002 г. (об этом говорится в п.6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 05.04 2005г. № 7).
Величина прожиточного минимума по Самарской области за 2000г. и за 3 квартал 2001г. не рассчитывалась, а впервые была определена только в 4 квартале 2001г. Это позволяет применить сопоставимые величины - индекс роста величины прожиточного минимума по РФ - 1,244 определенный как соотношение величины прожиточного минимума по РФ за 4 квартал 2001г. к величине прожиточного минимума по РФ за 4 квартал 2000г. (1197,00 : 962,00 = 1,244).
После применения индекса 1,244 последовательно применяем коэффициенты изменения величины прожиточного минимума по Самарской области, по тому же принципу: 4 квартал к 4 кварталу.
Величина прожиточного минимума по Самарской области для пенсионеров в 4 квартале 2001г. составляет 1255 руб. 18 коп., а в 4 квартале 2002г.- 1476 руб. 25 коп. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в Самарской области для пенсионеров за период с 01.01.2002г. по 31.12.2002г. составил 1,176 (1476 руб.25коп.:1255 руб.18 коп.).
Величина прожиточного минимума по Самарской области для пенсионеров в 4 квартале 2002г. составляет 1476 руб.25 коп., а в 4 квартале 2003г.- 1680 руб.60 коп. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в Самарской области для пенсионеров за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. составил 1,138 (1680 руб.60 коп.:1476 руб.25 коп.).
В дальнейшем применяем индексы инфляции: с 01.01.2005г. - 1,11, с 01.01.2006г. - 1,09, с 01.01.2007г. - 1,08, с 01.01.2008г. - 1,105, с 01.01.2009г. - 1,13 и с 01.01.2010г. - 1,10 на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 03.03.2007г. № 143, от 21.03.2007г. №171, от 21.12.2007г. № 914 и от 16.12.2009г. №1024.
Кроме того, В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35 «О некоторых вопросах. Возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005г. №7 и от 11 мая 2007г. № 23 также указано, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате, в установленном порядке с 01.07.2000г. своевременно проиндексированы не были, недополученная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению мне имущественного вреда (убытков).
Учитывая, что суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем объеме истец просит возместить убытки, причиненные несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Данная индексация повторной не является, поскольку упомянутые коэффициенты роста МРОТ, прожиточного минимума и уровня инфляции, использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности.
Размер недополученной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.07.2000г. по 30.09.2010г. с учетом инфляции и ранее выплаченных сумм составил 119006 руб. 62 коп. Данную сумму истец просит взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ за период с 01.07.2000г. по 30.09.2010г. единовременно. Начиная с 01.10.2010г. и пожизненно истец просит выплачивать ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере 3493 руб. 80 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель истца Калашников В.А. иск поддержал.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения администрации Волжского района Самарской области Чернышова Е.В. иск не признала.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о дне и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. Дело рассмотрено без его участия.
Заслушав доводы представителя истца, представителя Управления социальной защиты населения администрации Волжского района, изучив материалы уголовного дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что Семенов Н.Н. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 24.02.1988 г. по 02.06.1988г.
В настоящее время он является инвалидом третьей группы, инвалидность назначена бессрочно.
По состоянию на 01.07.2000 г. ему была назначена сумма возмещения вреда здоровью - 488 рублей 17 копеек в месяц.
С данного времени суммы возмещения вреда не индексировалась.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.02.2001г. № 5 - ФЗ гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.25 ч.1 ст. 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
На основании ч.5 ст.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.04.2005г. № суды вправе проиндексировать ежемесячную денежную сумму в возмещение вреда здоровью следующим образом: с 01.07.2000 года- в 1,581 раза (132 руб. 00 коп. : 83 руб. 49 коп.); с 01.01.2001 года - в 1,515 раза ( 200руб.00 коп. : 132 руб. 00 коп.), т. е. на коэффициенты роста минимального размера оплаты труда, указанного в статье 1 Федерального Закона от 19.06.2000г. № 82 - ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».
Положениями части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004г. № 31- ФЗ) предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда здоровью и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального Закона от 12.02.2001г. № 5-ФЗ суммы возмещения вреда здоровью подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, а на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П - пропорционально росту величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, а если такое отсутствует - на основе данных, полученных в Федеральных органах исполнительной власти. Несмотря на то, что норма ст. 2 ФЗ от 12.02.2001г. вступила в силу 15.02.2001г., первая ежегодная индексация с учетом роста величины прожиточного минимума могла быть произведена только с января 2002 г. (об этом говорится в п.6 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 05.04 2005г. № 7).
Величина прожиточного минимума по Самарской области за 2000г. и за 3 квартал 2001г. не рассчитывалась, а впервые была определена только в 4 квартале 2001г. Это позволяет применить сопоставимые величины - индекс роста величины прожиточного минимума по РФ - 1,244 определенный как соотношение величины прожиточного минимума по РФ за 4 квартал 2001г. к величине прожиточного минимума по РФ за 4 квартал 2000г. (1197,00 : 962,00 = 1,244).
После применения индекса 1,244 последовательно применяем коэффициенты изменения величины прожиточного минимума по Самарской области, по тому же принципу: 4 квартал к 4 кварталу.
Величина прожиточного минимума по Самарской области для пенсионеров в 4 квартале 2001г. составляет 1255 руб. 18 коп., а в 4 квартале 2002г.- 1476 руб. 25 коп. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в Самарской области для пенсионеров за период с 01.01.2002г. по 31.12.2002г. составил 1,176 (1476 руб.25коп.:1255 руб.18 коп.).
Величина прожиточного минимума по Самарской области для пенсионеров в 4 квартале 2002г. составляет 1476 руб.25 коп., а в 4 квартале 2003г.- 1680 руб.60 коп. Таким образом, рост величины прожиточного минимума в Самарской области для пенсионеров за период с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. составил 1,138 (1680 руб.60 коп.:1476 руб.25 коп.).
В дальнейшем применяем индексы инфляции: с 01.01.2005г. - 1,11, с 01.01.2006г. - 1,09, с 01.01.2007г. - 1,08, с 01.01.2008г. - 1,105, с 01.01.2009г. - 1,13 и с 01.01.2010г. - 1,10 на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 03.03.2007г. № 143, от 21.03.2007г. №171, от 21.12.2007г. № 914 и от 16.12.2009г. №1024.
Кроме того, В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35 «О некоторых вопросах. Возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2005г. №7 и от 11 мая 2007г. № 23 также указано, учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате, в установленном порядке с 01.07.2000г. своевременно проиндексированы не были, недополученная сумма в силу инфляционных процессов утратила свою покупательную способность, что привело к причинению мне имущественного вреда (убытков).
Учитывая, что суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем объеме истец просит возместить убытки, причиненные несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Данная индексация повторной не является, поскольку упомянутые коэффициенты роста МРОТ, прожиточного минимума и уровня инфляции, использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности.
Размер недополученной ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.07.2000г. по 30.09.2010г. с учетом инфляции и ранее выплаченных сумм составил 119006 руб. 62 коп.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, подлежащие выплате истцу, в установленном порядке с 2000 года своевременно проиндексированы не были, недоплаченная сумма в силу инфляционных процессов свою покупательную способность, что привело к нарушению гарантированного законодателем права на полное и своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью граждан вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, как следствие, к причинению истцу имущественного вреда (убытков).
Учитывая, что суммы возмещения вреда здоровью не были своевременно выплачены в надлежащем объеме, суд полагает, что истец вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему несвоевременной выплатой сумм возмещения вреда. Данная индексация повторной не является, поскольку коэффициенты МРОТ, индекс роста прожиточного минимума и коэффициенты уровня инфляции, использованы в расчетах для определения суммы, подлежащей выплате в соответствующем месяце, а не для индексации самой суммы задолженности, то есть в пользу истца подлежит взысканию сумма убытков, причиненных несвоевременным начислением и выплатой суммы в возмещение вреда, причиненного здоровью
Расчет суммы, подлежащей взысканию ответчиком не оспаривался.
Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ,
р е ш и л :
Иск Семенова Николая Николаевича удовлетворить.
Взыскать в пользу Семенова Николая Николаевича с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ за период с 01.07.2000г. по 30.09.2010г. недополученную сумму в размере 119006 (сто девятнадцать тысяч шесть) рублей 62 коп. единовременно.
Взыскать с 01.10.2010г. и пожизненно в пользу Семенова Николая Николаевича с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств Федерального бюджета (казны) РФ ежемесячно сумму возмещение вреда здоровью в размере 3493 (три тысячи четыреста девяносто три) рублей 80 коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 29.09.2010.
Судья