РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Самара 23 ноября 2010 года
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего Жироухова В.Е.,
при секретаре Петровой Н.А.,
с участием представителей
Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Киреенко К.Ю., Блинковой Е.А.,
ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Волжский» Ганусевич Н.А.,
Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Коновой Т.В.
ГУ Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Денисовой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Тряпкина Василия Леонидовича об оспаривании решений ГУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Волжский» и Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области»,
УСТАНОВИЛ:
Тряпкин В.Л. обратился в суд с вышеуказанным заявлением в котором указал, что, является инвалидом первой группы (третья степень ограничения способности к трудовой деятельности). В настоящее время может у передвигаться только в инвалидном кресле-коляске.
Федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы – Филиалом №16 Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области 19.10.2009 года ему была оформлена Индивидуальная программа реабилитации инвалида (далее – ИПР, согласно которой он нуждается в техническим средстве реабилитации - "система опор динамическая (параподиум)". В качестве исполнителя был указан Фонд социального страхования Российской Федерации.
4 июня 2010 года заявитель самостоятельно, за счёт собственных средств приобрёл вышеуказанное средство реабилитации в ООО "Домашний доктор" указанное как Опоры нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов - аппарат ортопедический "Динамический Параподиум"
4 июня 2010 года заявитель обратился в ГУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Волжский» (далее ЦСО) за получением компенсации за самостоятельно приобретённое средство реабилитации, однако ЦСО Волжского района в письме от 8 июня 2010 года № отказал в предоставлении компенсации, ссылаясь на письмо Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 25.05.2010 года №ДС 1/442.
Заявитель обжаловал данный отказ в вышестоящий орган – Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области (далее Минздрав области), которое письмом от 7.10. 2010 года № также отказало в предоставлении компенсации, пояснив, что динамический подиум не входит в Федеральный перечень технических средств реабилитации TCP, в связи отсутствуют основания для компенсационной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Тряпкин В.Л. считает отказ Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области» и ГУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Волжский» и Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области», незаконным, нарушающим его права, предусмотренные законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. В связи с изложенным Тряпкин В.Л. просит признать незаконными решения Министерства здравоохранения области и Центра социального обслуживания об отказе в выплате компенсации за приобретенное средство технической о реабилитации; определить ответственность данных заинтересованных лиц, за решения, приведшие к нарушению прав заявителя; обязать заинтересованных лиц устранить допущенные ими нарушения прав заявителя; обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области отменить решение об отказе в выплате компенсации В.Л.Тряпкину; обязать Государственное учреждение Самарской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Волжский", в месячный срок выплатить заявителю, стоимость опор нижних конечностей и туловища, для обеспечения вертикализации и передвижения инвалидов - аппарата ортопедического "Динамический параподиум" в размере 99.900 (девяносто девять тысяч девятьсот) рублей путём перечисления средств на лицевой банковский счёт.
Заявитель Тряпкин В.Л. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области Киреенко К.Ю., Блинкова Е.А. возражали против удовлетворения заявления.
Представитель ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Волжский» Ганусевич Н.А., возражала против удовлетворения заявления
Представитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Конова Т.В. доводы заявления поддержала.
Представитель ГУ Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Денисова Е.М. оставила разрешение заявления на усмотрение суда.
Заслушав доводы представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что 06.10.2009 Тряпкину В.Л. была присвоена первая группа инвалидности.
19.10.2009 Тряпкину была выдана индивидуальная программа реабилитации, где в качестве технических средств реабилитации указана система опор динамическая (параподиум).
30.11.2009 Тряпкин В.Л. обратился в Самарское региональное отделение фонда социального страхования с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации в том числе системой динамических опор «параподиум».
30.11.2009 Тряпкин В.Л. был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
Письмом №162 от 08.06.2010 ГУ «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Волжский» отказало Тряпкину В.Л. в осуществлении компенсационной выплаты за самостоятельно приобретенный пароаподиум в связи с тем, что данное средство реабилитации не входит в федеральный перечень технических средств реабилитации.
Письмом от 07.10.2010 №6118 Министерство здравоохранения Самарской области отказало Тряпкину В.Л. в возмещении расходов, связанных с самостоятельным приобретением технических средств реабилитации по мотиву того, что динамический параподиум не входит в федеральный и региональный перечень технических средств реабилитации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.111995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
Согласно ст. 11 вышеуказанного закона индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит в том числе реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем технических средств реабилитации.
Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.
В индивидуальной программе реабилитации от 19.10.2009, выданной Тряпкину В.Л. в качестве технических средств реабилитации указана система опор динамическая (параподиум).
Судом установлено, что полномочиями по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации наделен Фонд социального страхования РФ (ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240).
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2103-р было утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и правительством Самарской области. Данным соглашением Правительству Самарской области была передана часть полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов.
30.11.2009 Тряпкин В.Л. обратился в Самарское региональное отделение фонда социального страхования с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации в том числе системой динамических опор «параподиум».
30.11.2009 Тряпкин В.Л. был поставлен на учет в Филиал №4 СРО ФССС РФ с целью обеспечения техническими средствами реабилитации в том числе и динамическими опорами «параподиум».
В судебном заседании представитель ГУ Самарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Денисова Е.М. пояснила, что Управление Фонда социального страхования Рф в Самарской области не возражало против обеспечения Тряпкина В.Л. средством реабилитации «параподиум», но в связи с заменой Тряпкиным В.Л. паспорта не успело это сделать. В 2010 году полномочия Фонда соцстрахования по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации были переданы Министерству здравоохранения Самарской области.
Министерство здравоохранения Самарской области и Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Волжский в обоснование своих возражений ссылаются на письмо заместителя директора департамента по делам инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития РФ №304/355 от 18.09.2010, согласно которому динамический параподиум не входит в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Однако, в соответствии с письмом заместителя директора департамента социального развития Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.09.2009 №18-4/3171 динамический параподиум квалифицировался в качестве ортопедического аппарата нижних конечностей - ортеза и входил в федеральный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду.
Такие же выводы содержатся и в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 30.06.2009 и в письме Федерального медико-биологического агентства от 03.12.2009.
Представитель Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области Конова Т.В. в судебном заседании пояснила, что динамический параподиум является опорами конечностей и туловища, а техническое средство реабилитации «опоры» предусмотрено п. 6 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. N2347-р. Суд соглашается с доводами представителя Главного бюро медико-социальной экспертизы – главного эксперта по медико-социальной экспертизе, являющегося специалистом в области медицины, не доверять которому у суда нет оснований.
Суд считает, что на момент обращения (30.11.2009) Тряпкина В.Л. в отделение фонда социального страхования спора о включении динамического параподиума в федеральный перечень технических средств реабилитации не имелось, следовательно Тряпкин В.Л. имел право на получение компенсации за приобретение данного средства, однако, не смог реализовать свое право, в то числе и в связи с заменой паспорта. Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела копиями паспорта Тряпкина В.Л. Судж считает, что на момент обращения Тряпкина В.Л. в Самарское региональное отделение фонда социального страхования последнее было обязано обеспечить его системой динамических опор «параподиум». Поскольку полномочия Фонда социального страхования в дальнейшем были переданы Минздраву Самарской области суд считает, что последнему перешли все обязанности Фонда социального страхования, в том числе и обязанность по обеспечению Тряпкина В.Л. средствами технической реабилитации.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования заявителя о признании незаконными действий ГУ Самарской области «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Волжский» и выплате стоимости аппарата ортопедического "Динамический параподиум" подлежат удовлетворению.
Требования же заявителя обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, отменить в установленном законом порядке решение об отказе в выплате компенсации В.Л.Тряпкину, зафиксированное в письме от 7 октября 2010 года №6118 не подлежит удовлетворению, поскольку сама по себе отмена данного решения не восстановит права заявителя, данное решения не является нормативным актом, а является лишь письмом, носит информативный характер.
По тем же основаниям не подлежит удовлетворению требование заявителя обязать Государственное учреждение Самарской области Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Волжский", отменить в установленном законом порядке решение об отказе в выплате компенсации В.Л.Тряпкину, зафиксированное в письме от 8 июня 2010 года №162.
Также суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований об определении ответственность указанных организаций за решения, приведшие к нарушению прав заявителя нет подлежат удовлетворению, поскольку ответственность за данные действия не предусмотрена.
Как установлено в судебном заседании Тряпкиным В.Л. затрачено на приобретение опор динамических 99.990 рублей, что подтверждается товарным и кассовым чеком. Данная сумма подлежит взысканию в пользу заявителя.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Тряпкина Василия Леонидовича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ в выплате Тряпкину Василию Леонидовичу компенсации за приобретённое за счёт собственных средств техническое средство реабилитации –"Динамический параподиум"
Обязать Государственное учреждение Самарской области "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов муниципального района Волжский", в месячный срок выплатить Заявителю, Тряпкину Василию Леонидовичу, стоимость аппарата ортопедического "Динамический параподиум" в размере 99.900 (девяносто девять тысяч девятьсот) рублей путём перечисления средств на лицевой банковский счёт.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течении 10 дней со дня получения копии мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 1.12.2010
Судья