Решение по иску Абдуллаевой З.А. к Мироновой Л.Ф. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, обязании снести хозяйственные постройки, возмещении морального вреда и по встречному иску Мироновой Л.Ф. об устранении препятствий в пользовании



Р Е Ш ЕН И Е

Именем Российской Федерации

18 ноября 2010 года г. Самара

Судья Волжского районного суда Самарской области Ласковская С. Н.,

при секретаре Мельниковой А. В.,

с участием:

истца-ответчика Абдуллаевой З. А.,

представителя истца-ответчика Щербакова С. В.,

ответчика-истца Мироновой Л. Ф.,

представителя ответчика-истца Трифоновой И. Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Абдуллаевой Зельфии Авхатовны к Мироновой Людмиле Федоровне об устранении препятствий в пользовании земельным участком, обязании снести хозяйственные постройки, возмещении морального вреда и по встречному иску Мироновой Людмилы Федоровны к Абдуллаевой Зельфие Авхатовне о сносе самовольного строения.

У С Т А Н О В И Л:

Абдуллаева А. З. обратилась в суд с иском к Мироновой Л. Ф. об устранении препятствий в пользовании земельным участком, обязании снести хозяйственные постройки, возмещении морального вреда, указав, что на основании договора купли-продажи от 01. 08. 2006 г. она приобрела в собственность жилой дом, общей площадью 38, 50 кв.м. и земельный участок, площадью 3027, 60 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Проданный ей жилой дом с земельным участком не были обременены правами третьих лиц. В свидетельстве о государственной регистрации права серии 63-АВ № от 15 августа 2006 года также указано, что существующие ограничения (обременения) не зарегистрированы. Согласно кадастровому плану проданного истице земельного участка никаких строений, примыкающих к границе ее земельного участка, либо нарушающих эти границы не имеется. Абдуллаева А. З. утверждает, что в настоящее время Мироновой Л. Ф. нарушается ее право собственности на принадлежащий ей земельный участок. Выражается это в том, что на земельном участке, принадлежащем ответчику, расположенном по адресу: <адрес> находятся три хозяйственные постройки, непосредственно примыкающие к жилому дому истицы. При этом часть одной из построек находится непосредственно на земельном участке истицы, чем нарушаются противопожарные нормы, изложенные в приложении 1 СНиП 2.07.01-89, так как к одной из деревянных построек, находящейся на соседнем участке № по <адрес> подведена электроэнергия. Другое строение в виде деревянного гаража пристроено непосредственно к стене дома истицы, что также является нарушением норм действующего законодательства, так как собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст. 263 ГК РФ). В связи с чем, Абдуллаева А. З. просит суд обязать Миронову Л. Ф. устранить существующие препятствия в пользовании принадлежащим ей на праве собственности земельным участком, снести хозяйственные постройки, деревянный гараж, взыскать с ответчицы расходы на оплату юридических услуг в размере 20000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 5. 000 руб.

В процессе рассмотрения дела Абдуллаева А. З. уточнила свои исковые требования, просила обязать Миронову Л. Ф. устранить существующие препятствия в пользовании принадлежащим ей на праве собственности земельным участком, снести хозяйственные постройки (лит. С, лит. С1, лит. С2, лит. С3, лит. С4), деревянный гараж, взыскать с ответчицы расходы на оплату юридических услуг в размере 20000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 5. 000 руб.

Ответчица Миронова Л. Ф. обратилась в суд со встречным иском к Абдуллаевой А. З. о сносе самовольного строения, указав, что на основании договора купли-продажи от 01. 08. 2006 г. ответчица приобрела в собственность жилой дом, общей площадью 38, 50 кв.м. и земельный участок, площадью 3017, 60 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Согласно кадастровому плану на земельном участке истицы находятся надворные постройки, вплотную примыкающие к границам участка ответчицы. Эти строения были возведены более 30 лет назад родителями Мироновой Л. Ф., участок и дом которых после их смерти приобрела ответчица Абдуллаева З. А. В середине лета 2010 г. ответчица Абдуллаева З. А. впритык к надворным постройками Мироновой Л. Ф. самовольно начала строительство дома, площадью 48, 00 кв. м. и закончив строительство обустроила там баню, слив воды из-под которой вывела таким образом, что в настоящее время в погребе, находящемся в сарае истицы круглосуточно стоит вода. Указанное строение в виде дома, сложенного из пенобетонных блоков, пристроено непосредственно к стене надворных построек Мироновой Л. Ф., что является грубым нарушением противопожарных норм, изложенных в приложении № 1 СниП 2. 07. 01-89, действующего законодательства, так как собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил (ст. 263 ГК РФ). В связи с чем, Миронова Л. Ф. просит суд обязать Абдуллаеву З. А. снести примыкающий к ее надворным постройкам самовольно возведенный дом, общей площадью 48, 00 кв.м., построенный из пенобетонных блоков, находящийся на участке № <адрес>.

Истец-ответчик Абдуллаева З. А. и ее представитель Щербаков С. В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, встречный иск не признали.

Ответчик-истец Миронова Л. Ф. и ее представитель Трифонова И. Б. в судебном заседании первоначальные исковые требования не признали, встречный иск поддержали в полном объеме.

Представитель третьего лица – Администрации с. п. Подъем-Михайловка м. р. Волжский Самарской области в судебное не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица – Сектора архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное не явился, представил суду заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав доводы истца-ответчика Абдуллаевой З. А. и ее представителя Щербакова С. В., ответчика-истца Мироновой Л. Ф. и ее представителя Трифоновой И. Б., показания свидетелей: Д.К.П., Б.Е.М., Б.В.И., К.А.В., изучив материалы дела, суд считает, что в удовлетворении как первоначального иска Абдуллаевой З. А. так и встречного иска Мироновой Л. Ф. следует отказать по следующим основаниям.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; 5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности; 6) вследствие причинения вреда другому лицу; 7) вследствие неосновательного обогащения; 8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе… распоряжаться им иным образом.

На основании ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ч. 1 ст. 261 ГК РФ территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

В силу ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Материалами дела установлено, что истцу-ответчику Абдуллаевой З. А. на основании договора купли-продажи от 01. 08. 2006 г. принадлежит на праве собственности жилой дом, общей площадью 38, 50 кв.м. и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 3027,60 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 63-АВ № от 15. 08. 2006 г., серия 63-АВ № от 15. 08. 2006 г.

Ответчику-истцу Мироновой Л. Ф. на основании Постановления администрации Волжского района Самарской области № от 10. 03. 1992 г. принадлежит на праве собственности жилой дом, площадью 70, 70 кв.м. и земельный участок, площадью 3257,00 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серия 63-АБ № от 29. 11. 2005 г. и серия 63-АД № от 15. 04. 2010 г.

Земельные участки поставлены Территориальным отделом № 5 УФАКОН по Самарской области на кадастровый учет, при этом наложение их друг на друга, не выявлено. Границы определены в процессе составления землеустроительного дела на соответствующие земельные участки.

Истец-ответчик Абдуллаева З. А. утверждает, что ответчик-истец Миронова Л. Ф. возвела на принадлежащем ей земельном участке хозяйственные постройки, чем нарушает ее права собственника земельного участка. Однако, судом установлено, подтверждается показаниями свидетелей Д.К.П., Б.Е.М., Б.В.И., К.А.В. и не оспаривается сторонами в судебном заседании, что деревянные хозяйственные постройки возведены на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> 1970-х годах родителями Мироновой Л. Ф. Порядок пользования спорными земельными участками сложился давно. Данный факт подтверждается также сообщением ОГПН муниципального района Волжский Самарской области № от 13. 10. 2010 г., из которого следует, что требования пожарной безопасности в части несоответствия противопожарных расстояний между жилыми и хозяйственными строениями, расположенными по адресу: <адрес> имеют место. Однако, установить лицо, ответственное за нарушение требований пожарной безопасности не представляется возможным, в виду того, что собственниками указанных строений не были предоставлены документы для установления года постройки данных строений.

В ходе судебного заседания установлено, что при покупке жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Абдуллаевой З. А. было известно, что на приобретаемом ей земельном участке расположены деревянные хозяйственные строения, принадлежащие Мироновой Л. Ф., собственнику соседнего земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, однако она с этим согласилась и от покупки не отказалась. Как следует из п. 8 договора купли-продажи от 01. 08. 2006 г. жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, заключенного между Абдуллаевой З. А. и К.А.В. в лице представителя К.Р.В. покупатель до подписания настоящего договора осмотрела земельный участок и жилой дом, ознакомилась с качественными характеристиками и правовым режимом использования земельного участка и жилого дома. Никаких указаний на то, что на земельном участке, находятся деревянные строения, не принадлежащие продавцу К.А.В., в договоре купли-продажи от 01. 08. 2006 г. не содержится. Обязательств по сносу строений ни продавец К.А.В. ни собственник соседнего земельного участка Миронова Л. Ф. на себя не принимали.

Граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права в своем интересе (п. 2 ст. 549 ГК РФ).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что приобретя земельный участок, на котором находились деревянные строения, принадлежащие собственнику соседнего земельного участка, Абдуллаева З. А. осознавала это, что было ее правом.

Доводы истца-ответчика Абдуллаевой З. А. о том, что продавец К.А.В. после оформления сделки купли-продажи обещал снести деревянные хозяйственные строения, находящиеся на приобретаемом ей земельном участке не могу быть приняты во внимание, поскольку собственником этих строений он не являлся.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований для удовлетворения исковых требований Абдуллаевой З. А. не имеется.

Что касается встречных исковых требований Мироновой Л. Ф. к Абдуллаевой З. А. о сносе самовольного строения, то суд приходит следующему.

Согласно ст. ст. 7, 84, 85 ЗК РФ, земля должна использоваться, прежде всего, в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель, иразрешенным использованием. В состав жилых зон включаются зоны застройки индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами.

В силу ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 222 ГК РФ, согласно которой, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, … которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что Абдуллаевой З. А. на принадлежащем ей земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> возведено хозяйственное строение. Из материалов дела, пояснений сторон следует, что данное строение, расположено на земельном участке с назначением - земли поселений, разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства, обременения в использовании в установленном законом порядке не зарегистрированы.

В соответствии со ст. 260 ГК РФ).

Судом установлено, что строение возведено Абдуллаевой З. А. в границах принадлежащего ей земельного участка и границы земельного участка Мироновой Л. Ф. не нарушает, что не оспаривается сторонами в судебном заседании.

Доводы Мироновой Л. Ф. о том, что возведенное Абдуллаевой А. З. строение должно быть снесено в соответствии с требованиями СНиП несостоятельны, поскольку строительные нормы и правила носят рекомендательный характер, и их нарушение само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов ответчика-истца.

Таким образом, Мироновой Н. Ф. не представлено суду доказательств, подтверждающих нарушение ее прав, как собственника жилого дома и земельного участка со стороны Абдуллаевой З. А., в связи с чем, оснований для удовлетворения ее встречного иска также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Абдуллаевой Зельфии Авхатовны к Мироновой Людмиле Федоровне об устранении препятствий в пользовании земельным участком, обязании снести хозяйственные постройки, возмещении морального вреда, отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований Мироновой Людмилы Федоровны к Абдуллаевой Зельфие Авхатовне о сносе самовольного строения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение 10 дней с момента изготовления судом мотивированного решения, т. е. с 24. 11. 2010 г.

Решение отпечатано в

Совещательной комнате

Судья: С. Н. Ласковская