21 февраля 2011 г. г. Самара Волжский районный суд Самарской области в составе: председательствующего Смирновой Е.И., при секретаре Кондратьевой М.Д., с участием: истца Третьякова В.О., его представителя Кузнецовой Н.И., представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе Никульниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Третьякова В.О. к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе о признании права на досрочное назначение пенсии, у с т а н о в и л: В заявлении указал, что 10.06.10 он обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Волжском районе Самарской области с заявлением о назначении ему досрочной пенсии в соответствии с п.15, ч.2, ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в Волжском районе Самарской области от 10.09.10 № 11 ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Причиной отказа послужило исключение из специального стажа периодов работы: 1. С 26.04.82 по 01.11.93, поскольку документально не подтвержден льготный характер работы. Данный период включает в себя следующие периоды работы: - с 26.04.82 по 21.07.82 в должности инженера ОТК Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского управления гражданской авиации; - с 21.07.82 по 31.12.83 в должности инженера смены цеха № № Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; - с 01.01.84 по 30.06.88 в должности старшего инженера по АХР Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; - с 01.07.88 по 09.07.89 в должности начальника смены авиационно-технической базы Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; - с 10.07.89 по 02.01.92 в должности и.о.начальника цеха № № Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации. 2. С 02.11.93 по 10.01.07, поскольку документально не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Данный период включает в себя следующие периоды работы: - с 02.11.93 по 10.01.07 в должности главного инженера ТОО «Самара-Авиа», ООО «Самара-Авиа», ООО «Приволжская региональная авиакомпания»; - с 21.02.83 по 25.02.83, с 04.01.88 по 30.01.88, с 14.11.89 по 16.12.89, с 03.06.96 по 18.06.96, 15.12.97, с 19.11.01 по 06.12.01 нахождения на курсах повышения квалификации; - с 03.10.92 по 12.10.92, с 01.06.83 по 18.06.83 – иные отвлечения. С данным решением Пенсионного фонда РФ в Волжском районе истец не согласился, в связи с чем обратилась в суд за защитой своих прав. В судебном заседании истец Третьяков В.О., его представитель Кузнецова Н.И. просили признать за истцом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включить в специальный стаж спорные периоды и назначить пенсию с 10.06.10 – с момента обращения в УПФ РФ. В части исковых требований о включении в специальный стаж время нахождения на курсах повышения квалификации и иных отвлечений истец не настаивал. Представитель ответчика ГУ Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области Никульникова О.В. просила в удовлетворении иска отказать. Представитель третьего лица ООО «Приволжская региональная авиакомпания» в судебное заседание не явился, ранее в предварительном судебном заседании предоставил отзыв на иск и не возражал против удовлетворения исковых требований. Представитель третьего лица Федерального агентства воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) Приволжское Межрегиональное Территориальное управление Воздушного транспорта Федерального агентства Воздушного транспорта в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Дело рассмотрено без его участия. Представитель третьего лица Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явились, предоставил суду отзыв на иск, с иском согласен. Заслушав доводы истца, его представителя, представителя ответчиков, изучив материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям: Материалами дела установлено, что с 26.04.82 по 21.07.82 истец работал в должности инженера ОТК Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского управления гражданской авиации, с 21.07.82 он переведен на инженера должность смены цеха №, с 01.01.84 назначен на должность старшего инженера по АХР. 01.07.88 переведен на должность начальника смены авиационно-технической базы, с 10.07.89 по 02.01.92 работал в должности и.о. начальника цеха № Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации. Из данной организации истец был уволен 01.11.93 в порядке перевода в ТОО «Самара-Авиа», в которое 02.11.93 принят на должность главного инженера. 01.09.98 ТОО «Самара-Авиа» переименовано в ООО «Самара-Ааиа», 22.01.02 произошло переименование в ООО «Приволжская региональная авиакомпания», а 11.01.07 истец переведен на должность ведущего инженера по техническому обслуживанию. Указанные обстоятельства подтверждается записью в трудовой книжке. 10.06.10 истец обратился в Управление пенсионного фонда РФ в Волжском районе Самарской области с заявлением о назначении пенсии ранее достижения возраста как лицу, занятому в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Волжском районе Самарской области от 10.09.10 № ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости. Причиной отказа послужило исключение из специального стажа периодов: с 26.04.82 по 01.11.93, включающий в себя: с 26.04.82 по 21.07.82 в должности инженера ОТК Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского управления гражданской авиации; с 21.07.82 по 31.12.83 в должности инженера смены цеха № Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; с 01.01.84 по 30.06.88 в должности старшего инженера по АХР Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; с 01.07.88 по 09.07.89 в должности начальника смены авиационно-технической базы Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; с 10.07.89 по 02.01.92 в должности и.о.начальника цеха № Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации, поскольку не подтвержден льготный характер работы с 02.11.93 по 10.01.07, поскольку документально не подтверждена постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Согласно расчету УПФ РФ в Волжском районе подтвержден специальный стаж 4 года 8 месяцев 15 дней, а требуется 20 лет. На основании п. 15 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, проработавшим в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и имеющим страховой не менее 25. При установлении указанного вида стажа в соответствии с п.п. «з» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.02 № 537 применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.91 № 459. Согласно справке, выданной 15.12.00 ОАО «Самарская компания авиации специального применения», Третьяков В.А. в период с 26.04.82 по 01.11.93 был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов полный рабочий день при полной рабочей неделе. В настоящее время предприятие ликвидировано. Аналогичная справка от 10.06.10 выдана ООО «Поволжская Региональная Авиакомпания», которая подтверждает подтверждается период работы истца с 02.11.93 по 10.01.07. Работодатель несет ответственность за достоверность предоставляемых сведений о работнике. Не доверять указанным справкам у суда оснований не имеется. Данные справки суд считает надлежащими письменными доказательствами, подтверждающими доводы истца. Согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N 459, к таким должностям отнесены: инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями. В материалы дела предоставлены архивная справка по начислению заработной платы истцу во Втором Куйбышевском объединенном авиаотряде (переименован с 02.12.92 в АООТ «Самарская компания авиации специального применения» с апреля 1982 г. по ноябрь 1993 г., архивная справка, в которой указано, что в архиве хранятся приказы по Третякову В.О. за указанный период. В соответствии со ст. 52 ч. 1 Воздушного кодекса РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения. Истцом предоставлено свидетельство инженера, выданное 01.02.90 председателем МКК 2-го Куйбышевского ОАО «Приволжское» согласно которому он вправе выполнять оперативное, периодическое ТО, сезонное ТО и специальные виды ТО, работы по хранению и буксировке самолета, замене двигателя АШ-62ИР, агрегатов планера и двигателя, запуску и опробованию двигателя АШ-62ИР, работы на временных аэродромах и другие работы с правом оформления технической документации. В соответствии с п. 4.2.2 «Сертификационных требований к организациям по техническому обслуживанию по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (АТБ)», утвержденных Департаментом воздушного транспорта Минтранса России 24.11.93 № ДВ-6.1-119 в организации по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) должна быть разработана номенклатура категорий инженерно-технического персонала, необходимого для выполнения работ по техническому обслуживанию авиационной техники в соответствии с нормами и правилами руководящей, эксплуатационной и технической документации, которая также включает в себя инженеров производства (инженеры и начальники смен, мастерских, лабораторий; старшие, ведущие инженеры и начальники цехов ТО, лабораторий проверки и ремонта АТ), главные руководители организации по ТРиР (начальник или директор, его заместители). Таким образом, инженер, главный инженер, начальник авиационно-технической о базы относятся к инженерно-техническому персоналу в качестве главных специалистов. Согласно Наставлению по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93), утвержденному приказом Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 20.06.1994г. № ДВ-58, оперативное техническое обслуживание представляет собой систему подготовительных работ, осмотров и проверок технического состояния авиационной техники, обеспечивающих исправность, готовность и использование воздушных судов в интервалах между формами его периодического технического обслуживания. Таким образом, оперативное и периодическое техническое обслуживание воздушных судов это система мер, направленных на безопасную эксплуатацию самолета. Замещение должностей инженера ОТК, инженера смены, старшего инженера по АХР, начальника смены АТБ, начальника цеха, инженера по техническому обслуживанию авиатехники ЛТК и главного инженера в авиационном предприятии (второй Куйбышевский объединенный авиаотряд Приволжского управления гражданской авиации) связано с оперативным и периодическим техническим обслуживанием воздушных судов Должности главного инженера базы в обязательном порядке предусматривают непосредственную выдачу заключений об исправности воздушных судов. Согласно п. 7.1.19. НТЭРАТ — ГА-93 руководители и специалисты, дающие заключение об исправности воздушного судна, лично участвуют в процессе производства работ, анализе причин выявленных неисправностей, осуществляют мероприятия по их предупреждению. Согласно постановлению Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" не предусмотрен сокращенный день для авиационных техников всех наименований, мастеров, инженеров, начальников цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Таким образом, период работы с 26.04.82 по 01.11.93 Третьякова В.А. во Втором Куйбышевском объединенном авиаотряде Приволжского Управления гражданской авиации подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. В соответствии с указанными нормами период работы Третьякова В.О. в должности главного инженера ТОО «Самара-Авиа», ООО «Самара-Авиа», ООО «Приволжская региональная авиакомпания» с 02.11.93 по 10.01.07 также подлежит включению в специальный стаж, согласно предоставленным документам: должностной инструкции главного инженера, личным приказам. Предприятием предоставлены сохранившиеся карты-наряды вертолета Ан-70532, АН-2 68156, в которых имеется подпись инженера Третьякова В.О. по техническому обслуживанию. Указанные работы он выполнял в соответствии с сертификатом (имеющемся в деле), выданным 13.03.03 Приволжским ОМТУ ВТ МТ РФ. Карты-наряды (документы по поддержанию летной годности воздушных судов) являются доказательством непосредственного обслуживания воздушных судов истцом. Карты-наряды являются документами с сокращенными сроками хранения, в связи с чем предприятие не может представить их в полном объеме за весь спорный период. С 11.01.07 истец был переведен в том же предприятии на должность ведущего инженера по техническому обслуживанию самолетов и двигателей, которая с указанного времени включена УПФ в льготный стаж. При сравнении должностных инструкций главного и ведущего инженера видно, что, что трудовые обязанности совпадают. «Перевод» заключался лишь в уточнении наименования должности и не повлек изменения трудовых функций. Данное обстоятельство подтверждается не только пояснениями истца, но и пояснениями и письменным отзывом на иск директора ООО «Приволжская региональная авиакомпания» Борисоглебского А.А. С учетом включения спорных периодов в стаж у истца на момент обращения в УПФ РФ – 10.06.10 устанавливается 20 лет специального стажа и наступает право на досрочную пенсию, которая должна быть назначена с указанной даты. Руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковое заявление Третьякова В.О. к ГУ Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области удовлетворить. Обязать ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе Самарской области включить Третьякову В.О. в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: - с 27.04.82 по 20.07.82 в должности инженера ОТК Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; - с 21.07.82 по 31.12.83 в должности инженера смены цеха № Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; - с 01.01.84 по 30.06.88 в должности старшего инженера по АХР Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; - с 01.07.88 по 09.07.89 в должности начальника смены авиационно-технической базы Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; - с 10.07.89 по 02.01.92 в должности и.о.начальника цеха № Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; - с 03.01.92 по 01.11.93 в должности инженера по техобслуживанию авиатехники ЛТК Второго Куйбышевского объединенного авиаотряда Приволжского Управления гражданской авиации; - с 02.11.93 по 10.01.07 в должности главного инженера ТОО «Самара-Авиа», ООО «Самара-Авиа», ООО «Приволжская региональная авиакомпания» (за исключением периодов с 21.02.83 по 25.02.83, с 04.01.88 по 30.01.88, с 14.11.89 по 16.12.89, с 03.06.96 по 18.06.96, 15.12.97, с 19.11.01 по 06.12.01 нахождения на курсах повышения квалификации; с 03.10.92 по 12.10.92, с 01.06.83 по 18.06.83 – иные отвлечения) и назначить Третьякову В.О. пенсию по старости ранее достижения возраста как лицу, непосредственно занятому полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродромов, с 10.06.10. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления судом мотивированного решения. районного суда: Е.И. Смирнова