РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г.Самара 26 апреля 2011 года Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего Жироухова В.Е., при секретаре Гуровой Д.С., с участием истца Клементьева Н.А., его представителя Инжеватова М.А., представителя ответчика Жирковой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клементьева Н. А. к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании жилого помещения непригодным для проживания, признании права на неотложное расселение и внеочередное предоставление жилья, УСТАНОВИЛ: Клементьев Н.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором указал, что до 18.01.2009 проживал в принадлежащей ему на праве собственности квартире по адресу: <адрес>. 18.01.2009 в данном доме произошел пожар, в результате которого квартира истца была полностью уничтожена. Поскольку уничтоженная квартира являлась единственным жильем истца, он обратился в администрацию муниципального района Волжский с просьбой предоставить ему жилье. Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области №317 от ДД.ММ.ГГГГ г. истца включили в список очередников на получение жилья. До настоящего времени Клементьеву Н.А. не предоставлено жилье. П. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. До настоящего времени сотрудниками администрации Волжского района Самарской области квартира истца не признана непригодной для проживания, по причине, как считает истец, незаконного бездействия администрации. На основании изложенного, истец просит: обязать администрацию Волжского района Самарской области признать <адрес> непригодной для проживания в следствие полного уничтожения ее в результате стихийного бедствия — пожара, произошедшего 18.01.2009 г.; признать за Клементьевым Н.А. право на неотложное расселение и внеочередное предоставление жилого помещения; обязать администрацию Волжского района г. Самара предоставить Клементьеву Н.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте Волжского района Самарской области, в соответствующем техническом и санитарном состоянии, общей площадью не менее 29,90 кв.м. В судебном заседании истец Клементьев Н.А. и его представитель Инжеватов М.А. иск поддержали. Представителя ответчика Жиркова Ю.В. иск не признала. Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению. Судом установлено, что Клементьев Н.А. являлся собственником квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 03.08.2004. Иного жилого помещения у Клементьева Н.А. не имеется, что подтверждается выпиской из ЕГРПН и справкой ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» формы 2. 18.01.2009 в многоквартирном доме <адрес> произошел пожар, в результате которого данный дом был частично уничтожен, в том числе полностью повреждена <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается материалами проверки ГПН Волжского района. Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области № ото 30.03.2009 г. Клементьев Н.А. был включен в список очередников на получение жилья по договору социального найма. 29.07.2009 Клементьевым Н.А. было подано заявление в администрацию Муниципального района Волжский Самарской области с просьбой предоставить ему жилье. Письмом директора Управления градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Волжского района Самарской области от 26.11.2009 № Клементьеву Н.А. было отказано во внеочередном предоставлении жилья по мотивам того, что законодательством не предусматривается внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, пострадавшим от пожара. 22.03.2011 Клементьевым Н.А. было подано заявление в администрацию Муниципального района Волжский Самарской области с просьбой признать принадлежащее ему помещение непригодным для Проживания. Ответа на данное заявление дано не было. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ: вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47. Признание жилых Помещений непригодными для проживания находится в компетенции: органа государственной власти Российской Федерации в отношении жилищного фонда Российской Федераций (п. 12 ст. 12 ЖК РФ); органа государственной власти субъекта Российской Федераций в отношений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 13 ЖК РФ); органа местного самоуправления в отношении муниципального жилищного фонда (п. 8 ч. 1ст. 14ЖК РФ). В соответствий с п. 42 Постановления Правительства РФ От 28.01.2006 г. N47: комиссия органа местного самоуправления на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным й подлежащим сносу или реконструкций. Как установлено в судебном заседании 29.07.2009 Клементьевым Н.А. было подано заявление в администрацию Муниципального района Волжский Самарской области с просьбой предоставить ему жилье. Из данного заявления усматривается, что принадлежащее заявителю жилое помещение уничтожено, однако, сотрудники администрации района не разъяснили заявителю необходимость обращения с заявлением о признании жилого помещений непригодными для проживания и не приняли мер для решении я данного вопроса. Более того, письмом директора Управления градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Волжского района Самарской области от 26.11.2009 № Клементьеву Н.А. несоответствующие действительности сведения о том, что законом не предусматривается внеочередное предоставление жилых помещений гражданам, пострадавшим от пожара. Также сотрудниками администрации района не был дан ответ на заявление Клементьева Н.А. от 22.03.2011 с просьбой признать принадлежащее ему помещение непригодным для проживания, что в судебном заседании не отрицал представитель ответчика В то же время, комиссией муниципального учреждения «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области 25.03.2011 был составлен, акт о том, что, квартира <адрес> полностью сгорела, проживание в данной квартире невозможно. Довод ответчика о том, что истцом не соблюден предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N47 суд не может принять во внимание, поскольку из заявления Клементьева Н.А. ясно следует, что принадлежащее ему жилое помещение уничтожено и сотрудники администрации района в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" должны были принять меры по оценке соответствия жилого помещения установленным в Положении требованиям и признании помещения пригодным (непригодным) для проживания, либо разъяснить заявителю необходимость обращения с соответствующим заявлением и порядок его подачи. Несмотря на поступление 22.03.2011 заявления от Клементьева Н.А. администрацией района до настоящего времени не принято мер для проведения обследования жилого помещения. Бездействие сотрудников администрации района суд считает незаконным, поскольку достоверно зная о нарушении прав Клементьева Н.А. они не приняли, предусмотренные законом, меры для их восстановления, напротив, вводили истца в заблуждение относительно правовых последствий его заявления. Отсутствие решения о непригодности жилого помещения в результате незаконного бездействия органа местного самоуправления, по мнению суда, не может препятствовать осуществлению гражданами прав, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Как следует из представленных суду доказательств, в том числе, представленного ответчиком, акта комиссии муниципального учреждения «Управление градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства» Волжского района Самарской области от 25.03.2011, принадлежащая истцу квартира полностью уничтожена и проживание в ней невозможно. В связи с изложенным суд приходит к выводу, что принадлежащая истцу жилое помещение - <адрес>, непригодно для проживания. Поскольку Клементьев Н.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, что подтверждается Постановлением администрации муниципального района Волжский Самарской области № ото 30.03.2009 г., суд считает установленным факт того, что истец нуждается в жилом помещении: отсутствие иного жилого помещения и признание гражданина малоимущим, поскольку иных оснований для нахождения на данном учете закон не предусматривает. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии с разъяснением, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК Российской Федерации", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации). Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого v жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Однако реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения. Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. При указанных обстоятельствах, учитывая, что истица состоит в очереди на улучшение жилищных условий, жилье истицы в установленном законом порядке признано непригодным для проживания и подлежащим сносу, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск Клементьева Н.А. удовлетворить частично. Обязать администрацию Волжского района г. Самара по договору социального найма предоставить Клементьеву Н.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте е.- <адрес> в соответствующем техническом и санитарном состоянии, общей площадью не менее 29,90 кв.м Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 5.05.2011. Судья
признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или
реконструкции не подлежат жилые помещения предоставляются вне очереди. Закон не
ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или
отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от
обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве
нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих
право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), от времени
включения в список внеочередников. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в
течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его
внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории
граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения права на
получение жилого помещения вне очереди.