Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 апреля 2012 года г. Самара Волжский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Ласковской С. Н., при секретаре Старшиновой Е. А., с участием: представителя истцов Товбина А. Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Костицына В.А., Костицыной В.В. к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, у с т а н о в и л: Истцы Костицин В. А. и Костицина В. В. обратились в суд с иском к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указав, что находясь на военной службе, Костицын В. А. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Чернореченской квартирно-эксплуатационной частью получил 4-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В настоящее время в квартире постоянно зарегистрированы и постоянно проживают: Костицын В. А. и Костицына В. В. Оплата коммунальных платежей и производится ими своевременно. Ранее в приватизации жилья истцы не участвовали. В августе 2011 года истцы обратились в ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» с заявлением о передаче в собственность, занимаемой ими квартиры в порядке приватизации. Данное заявление было рассмотрено и истцами получен ответ от начальника ФГУ «Чернореченская КЭЧ района», из которого стало известно, что в связи с тем, что пос. Рощинский на основании Постановления Правительства РФ № 752-р от 01. 06. 2000 г. входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, жилой фонд пос. Рощинский является служебным и по этим причинам не подлежит приватизации. 11. 10. 2011 г. Правительство РФ издало Распоряжение № 1779 по которому в вышеуказанное Постановление Правительства РФ внесены изменения. В соответствии с данным Распоряжением пос. Рощинский был исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ. До проведения реорганизации учреждения, именно начальник ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда РФ», был обязан в установленный законом срок передать истцам вышеуказанную квартиру по договору передачи квартир в собственность граждан. Указанная в ответе начальника ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» причина отказа в приватизации о том, что жилой фонд пос. Рощинский является служебным, не соответствует законодательству РФ. Истцам известно, что по обращению начальника Чернореченской КЭЧ, Администрация Волжского района Самарской области издала Постановление № 243 от 28. 03. 1996 г. «О включении жилого фонда пос. Рощинский в число служебного» Однако данное постановление не может быть принято во внимание, так как оно не соответствует требованиям действовавшего в тот период времени законодательства РФ по следующим основаниям. Жилой фонд в поселке Рощинском введен в эксплуатацию Актом от 24. 08. 1994 г. и является федеральной собственностью на основании Постановления Верховного Совета РФ от27. 12. 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области автономных округов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». На основании распоряжения Минимущества России № 5977-р от 30. 10. 2003 г., указанный жилой фонд был передан в оперативное управление Чернореченской КЭЧ только в 2003 году. В соответствии с п. 1 раздела «Общие положения» «Положения о Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24. 08. 1994 г. № 1190, на данный исполнительный орган и его структурные подразделения в тот период времени была возложена обязанность в области управления федеральной собственностью. В силу существовавшего в тот период времени порядка, служебный статус жилого дома или жилого помещения устанавливался распоряжением собственника жилого помещения и регистрировался данный статус в органах технической инвентаризации. В данном случае подобного не было. Из изложенного следует, что в 1996 году Чернореченская КЭЧ не имела никаких правомочий обращаться в Администрацию Волжского района Самарской области с просьбой о включении жилого фонда пос. Рощинский в число служебного, так как не имела права распоряжаться федеральным имуществом. Такое право КЭЧ получила только в 2003 году. А орган местного самоуправления – Администрация Волжского района Самарской области, не имел права издавать постановление № 243 от 28. 03. 1996 г. «О включении жилого фонда пос. Рощинский в число служебного, так как данное имущество находилось в федеральной собственности, а не в муниципальной. Ни раньше, ни сейчас спорная квартира в реестре муниципальной собственности не числилась и не числится, что подтверждается письмом руководителя УМИЗО муниципального района Волжский Самарской области от 30. 11. 2011 г. В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из акта государственного органа или органа местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения. Постановление № 243 от 28. 03. 1996 г. Администрации Волжского района Самарской области законом не предусмотрено. Кроме того, с 2003 г. по настоящее время Чернореченская КЭЧ ( с 31. 12. 2008 г. ФГУ «Черореченская КЭЧ района») не предпринимала никаких попыток к определению служебного статуса жилого фонда пос. Рощинский. Кроме того, государственная регистрация права собственности и оперативного управления спорного объекта недвижимости не проводилась. В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29. 12. 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению Федеральным имуществом», Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных, унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. В соответствии с п. 2 данного Постановления МО РФ выступает от имени РФ при государственной регистрации права собственности Российской Федерации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и сделок с ним, а также осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и его приватизации. В связи с чем, истцы обратились с заявлением о приватизации к начальнику ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, а также к руководителю Департамента жилищных отношений и к Руководителю Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, которое осуществляет полномочия собственника на объекты Министерства обороны РФ. Из ответа начальника ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ следует, что данное учреждение не имеет возможности в установленном законом порядке заключить с истцами договор передачи квартиры в собственность, так как оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение имущества, закрепленного за учреждением. Что само по себе противоречит требованиям ст. 6 Закона РФ от 04. 07. 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ». Из ответа руководителя Департамента жилищного обеспечения следует, что данным Департаментом еще только прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. О сроках, когда этот вопрос будет решен, не сообщается. В связи с чем, истцы просят признать за ними право собственности на спорное жилое помещение, общей площадью 87,4 кв. м., жилой площадью 60, 2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации. Определением Волжского районного суда Самарской области от 20. 03. 2012 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ. Представитель истцов Товбин А. Л. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил признать за Костицыным В. А. и Костицыной В. В. право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации, а также не принимать во внимание Постановление Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28. 03. 1996 г. «О включении жилищного фонда пос. Рощинский в число служебного», так как оно принято с грубыми нарушениями действовавшего в тот период времени законодательства РФ. Представитель ответчика - ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограммы, поступившей в суд, возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку истцами не представлены документы, подтверждающие их право на приватизацию спорного жилого помещения. Представители ответчиков - Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ. Представитель третьего лица - Управления муниципальным имуществом и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие на усмотрение суда. Представитель третьего лица - Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ. Представитель третьего лица - УФСГРКиК по Самарской области в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, своих возражений суду не представил, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ. Заслушав доводы представителя истцов Товбина А. Л., изучив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года с последующими изменениями и дополнениями граждане вправе приобретать бесплатно в собственность жилые помещения, в которых они проживают, находящиеся в государственной либо в муниципальной собственности. Согласно статье 4 указанного Закона приватизации не подлежат жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд в стационарных учреждений социальной защиты населения. На основании ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду. Материалами дела установлено, что спорная четырехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, предоставлена истцам на семью из 4-х человек на основании ордера № от 19. 12. 1994 года. В указанной квартире зарегистрированы и проживают истцы: Костицын В. А. и Костицына В. В., что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Филиалом <данные изъяты> и копией финансово-лицевого счета № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно выписки из реестра федерального имущества № 207/1 от 22.03.2012 года Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является федеральной собственностью на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и находится у ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» на праве оперативного управлении. Из выписки из реестра федерального имущества № 207/1 от 22.03.2012 года предоставленной Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области следует, что жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>, имеет инвентарный номер №, правообладателем является ФГУ «Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района», основанием возникновения права собственности РФ является акт ввода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом передан ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» на основании распоряжения Минимущества России от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании вступившего в силу 27.01.2009 года постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных и государственных учреждений, акциями ОАО, созданных а результате приватизации находящихся в ведении Минобороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Минобороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Минобороны РФ организаций, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082, Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Минобороны России организаций. В соответствии с приказом начальника Чернореченской КЭЧ района № 104 от 31.12.2008 года «О реорганизации Чернореченской КЭЧ района», уставом ФГУ «Чернореченской квартирно-эксплуатационной части района», утвержденным приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа № 90 от 14.03.2008 года ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» создано в соответствии распоряжением Правительства РФ № 982-р от 25.07.2007 года на базе Чернореченской квартирно-эксплуатационной части и является ее правопреемником. В связи с прекращением деятельности жилищных комиссий с 09. 11. 2010 г. на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 27. 10. 2010 г. № 1297 ответственным за ведение работы по жилищному обеспечению в Вооруженных Силах Российской Федерации стал Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные управления. Органом военного управления, ответственным за исполнение функции распоряжения жилыми помещениями в Министерстве обороны Российской Федерации наделен Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Согласно Выписки из ЕГРЮЛ № от 07. 12. 2011 г. государственная регистрация ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» прекращена 19. 08. 2011 г. в связи с реорганизацией в форме присоединения к ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28.03.1996 года «О включении в число служебной площади Чернореченской КЭЧ жилого фонда в п. Рощинский», дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в число служебной жилой площади. Данное постановление не утратило силу до настоящего времени, что подтверждается сообщением УМИЗО администрации Муниципального района Волжский Самарской области №652 от 19. 03. 2012 г. Истцы просят суд не принимать во внимание Постановление Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28. 03. 1996 г. «О включении жилищного фонда пос. Рощинский в число служебного», так как оно принято с грубыми нарушениями действовавшего в тот период времени законодательства РФ. В то же время, в соответствии с ранее действовавшей ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения включались в число служебных решением органа местного самоуправления. На основании Постановления Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28.03.1996 года жилой фонд Министерства обороны в поселке городского типа Рощинский и отнесен к служебным жилым помещениям. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29. 12. 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев предусмотренных Федеральным законом. Таким образом, Постановление Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28.03.1996 года «О включении жилого фонда пос. Рощинский в число служебного» соответствовало действующему на тот период законодательству РФ. Данное постановление в установленном законом порядке не оспаривалось и недействительным не признавалось. Несмотря на то, что истцы право приватизации не использовали, что подтверждается справками ФФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», суд приходит к выводу, что требования истцов о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации на нормах действующего законодательства не основаны, поскольку данное жилое помещение является служебным. В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27. 05. 1998 г. с изменениями и дополнениями военнослужащим -гражданам по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному им постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и, порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27. 05. 1998 г. обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. В силу п. 6 ст. ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27. 05. 1998 г. военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений. Таким образом, закон содержит прямой запрет на приватизацию служебной жилой площади, в связи с чем, требования истцов удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении исковых требований Костицына В.А., Костицыной В.В. к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня изготовления судом мотивированного решения, т. е. с 23. 04. 2012 г. Решение отпечатано в совещательной комнате Судья: С. Н. Ласковская