Решение по иску Костицына В.А., Костицыной В.В. к ФГУ `Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений` Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГУ `Центральное региональное управление жилищного обеспечения` МО РФ



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 апреля 2012 года г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ласковской С. Н.,

при секретаре Старшиновой Е. А.,

с участием:

представителя истцов Товбина А. Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костицына В.А., Костицыной В.В. к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Истцы Костицин В. А. и Костицина В. В. обратились в суд с иском к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, указав, что находясь на военной службе, Костицын В. А. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Чернореченской квартирно-эксплуатационной частью получил 4-х комнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В настоящее время в квартире постоянно зарегистрированы и постоянно проживают: Костицын В. А. и Костицына В. В. Оплата коммунальных платежей и производится ими своевременно. Ранее в приватизации жилья истцы не участвовали. В августе 2011 года истцы обратились в ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» с заявлением о передаче в собственность, занимаемой ими квартиры в порядке приватизации. Данное заявление было рассмотрено и истцами получен ответ от начальника ФГУ «Чернореченская КЭЧ района», из которого стало известно, что в связи с тем, что пос. Рощинский на основании Постановления Правительства РФ № 752-р от 01. 06. 2000 г. входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ, жилой фонд пос. Рощинский является служебным и по этим причинам не подлежит приватизации. 11. 10. 2011 г. Правительство РФ издало Распоряжение № 1779 по которому в вышеуказанное Постановление Правительства РФ внесены изменения. В соответствии с данным Распоряжением пос. Рощинский был исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ. До проведения реорганизации учреждения, именно начальник ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда РФ», был обязан в установленный законом срок передать истцам вышеуказанную квартиру по договору передачи квартир в собственность граждан. Указанная в ответе начальника ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» причина отказа в приватизации о том, что жилой фонд пос. Рощинский является служебным, не соответствует законодательству РФ. Истцам известно, что по обращению начальника Чернореченской КЭЧ, Администрация Волжского района Самарской области издала Постановление № 243 от 28. 03. 1996 г. «О включении жилого фонда пос. Рощинский в число служебного» Однако данное постановление не может быть принято во внимание, так как оно не соответствует требованиям действовавшего в тот период времени законодательства РФ по следующим основаниям. Жилой фонд в поселке Рощинском введен в эксплуатацию Актом от 24. 08. 1994 г. и является федеральной собственностью на основании Постановления Верховного Совета РФ от27. 12. 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области автономных округов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». На основании распоряжения Минимущества России № 5977-р от 30. 10. 2003 г., указанный жилой фонд был передан в оперативное управление Чернореченской КЭЧ только в 2003 году. В соответствии с п. 1 раздела «Общие положения» «Положения о Государственном комитете РФ по управлению государственным имуществом», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24. 08. 1994 г. № 1190, на данный исполнительный орган и его структурные подразделения в тот период времени была возложена обязанность в области управления федеральной собственностью. В силу существовавшего в тот период времени порядка, служебный статус жилого дома или жилого помещения устанавливался распоряжением собственника жилого помещения и регистрировался данный статус в органах технической инвентаризации. В данном случае подобного не было. Из изложенного следует, что в 1996 году Чернореченская КЭЧ не имела никаких правомочий обращаться в Администрацию Волжского района Самарской области с просьбой о включении жилого фонда пос. Рощинский в число служебного, так как не имела права распоряжаться федеральным имуществом. Такое право КЭЧ получила только в 2003 году. А орган местного самоуправления – Администрация Волжского района Самарской области, не имел права издавать постановление № 243 от 28. 03. 1996 г. «О включении жилого фонда пос. Рощинский в число служебного, так как данное имущество находилось в федеральной собственности, а не в муниципальной. Ни раньше, ни сейчас спорная квартира в реестре муниципальной собственности не числилась и не числится, что подтверждается письмом руководителя УМИЗО муниципального района Волжский Самарской области от 30. 11. 2011 г. В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из акта государственного органа или органа местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения. Постановление № 243 от 28. 03. 1996 г. Администрации Волжского района Самарской области законом не предусмотрено. Кроме того, с 2003 г. по настоящее время Чернореченская КЭЧ ( с 31. 12. 2008 г. ФГУ «Черореченская КЭЧ района») не предпринимала никаких попыток к определению служебного статуса жилого фонда пос. Рощинский. Кроме того, государственная регистрация права собственности и оперативного управления спорного объекта недвижимости не проводилась. В соответствии с п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу, к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29. 12. 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению Федеральным имуществом», Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных, унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. В соответствии с п. 2 данного Постановления МО РФ выступает от имени РФ при государственной регистрации права собственности Российской Федерации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и сделок с ним, а также осуществляет от имени РФ юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций и его приватизации. В связи с чем, истцы обратились с заявлением о приватизации к начальнику ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, а также к руководителю Департамента жилищных отношений и к Руководителю Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ, которое осуществляет полномочия собственника на объекты Министерства обороны РФ. Из ответа начальника ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ следует, что данное учреждение не имеет возможности в установленном законом порядке заключить с истцами договор передачи квартиры в собственность, так как оно не вправе совершать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение имущества, закрепленного за учреждением. Что само по себе противоречит требованиям ст. 6 Закона РФ от 04. 07. 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РФ». Из ответа руководителя Департамента жилищного обеспечения следует, что данным Департаментом еще только прорабатывается вопрос о возможности передачи квартир в собственность граждан в порядке приватизации. О сроках, когда этот вопрос будет решен, не сообщается. В связи с чем, истцы просят признать за ними право собственности на спорное жилое помещение, общей площадью 87,4 кв. м., жилой площадью 60, 2 кв. м., расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации.

Определением Волжского районного суда Самарской области от 20. 03. 2012 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ.

Представитель истцов Товбин А. Л. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил признать за Костицыным В. А. и Костицыной В. В. право собственности на жилое помещение, общей площадью <данные изъяты>, жилой площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес> в порядке приватизации, а также не принимать во внимание Постановление Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28. 03. 1996 г. «О включении жилищного фонда пос. Рощинский в число служебного», так как оно принято с грубыми нарушениями действовавшего в тот период времени законодательства РФ.

Представитель ответчика - ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограммы, поступившей в суд, возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку истцами не представлены документы, подтверждающие их право на приватизацию спорного жилого помещения.

Представители ответчиков - Министерства обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица - Управления муниципальным имуществом и земельных отношений Администрации муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие, в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица - УФСГРКиК по Самарской области в судебное заседание не явился, причину неявки не сообщил, своих возражений суду не представил, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, дело рассмотрено в его отсутствие в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ.

Заслушав доводы представителя истцов Товбина А. Л., изучив материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991 года с последующими изменениями и дополнениями граждане вправе приобретать бесплатно в собственность жилые помещения, в которых они проживают, находящиеся в государственной либо в муниципальной собственности.

Согласно статье 4 указанного Закона приватизации не подлежат жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд в стационарных учреждений социальной защиты населения.

На основании ст. 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

Материалами дела установлено, что спорная четырехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, предоставлена истцам на семью из 4-х человек на основании ордера от 19. 12. 1994 года. В указанной квартире зарегистрированы и проживают истцы: Костицын В. А. и Костицына В. В., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Филиалом <данные изъяты> и копией финансово-лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно выписки из реестра федерального имущества № 207/1 от 22.03.2012 года Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> является федеральной собственностью на основании постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и находится у ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» на праве оперативного управлении.

Из выписки из реестра федерального имущества № 207/1 от 22.03.2012 года предоставленной Территориальным управлением федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области следует, что жилой дом , расположенный по адресу: <адрес>, имеет инвентарный номер , правообладателем является ФГУ «Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района», основанием возникновения права собственности РФ является акт ввода в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, указанный дом передан ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» на основании распоряжения Минимущества России от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании вступившего в силу 27.01.2009 года постановления Правительства РФ от 29.12.2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных и государственных учреждений, акциями ОАО, созданных а результате приватизации находящихся в ведении Минобороны РФ федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности. Минобороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Минобороны РФ организаций, осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082, Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Минобороны России организаций.

В соответствии с приказом начальника Чернореченской КЭЧ района № 104 от 31.12.2008 года «О реорганизации Чернореченской КЭЧ района», уставом ФГУ «Чернореченской квартирно-эксплуатационной части района», утвержденным приказом командующего войсками Приволжско-Уральского военного округа № 90 от 14.03.2008 года ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» создано в соответствии распоряжением Правительства РФ № 982-р от 25.07.2007 года на базе Чернореченской квартирно-эксплуатационной части и является ее правопреемником.

В связи с прекращением деятельности жилищных комиссий с 09. 11. 2010 г. на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 27. 10. 2010 г. № 1297 ответственным за ведение работы по жилищному обеспечению в Вооруженных Силах Российской Федерации стал Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные управления. Органом военного управления, ответственным за исполнение функции распоряжения жилыми помещениями в Министерстве обороны Российской Федерации наделен Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно Выписки из ЕГРЮЛ от 07. 12. 2011 г. государственная регистрация ФГУ «Чернореченская КЭЧ района» прекращена 19. 08. 2011 г. в связи с реорганизацией в форме присоединения к ФГУ «Приволжско - Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28.03.1996 года «О включении в число служебной площади Чернореченской КЭЧ жилого фонда в п. Рощинский», дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в число служебной жилой площади. Данное постановление не утратило силу до настоящего времени, что подтверждается сообщением УМИЗО администрации Муниципального района Волжский Самарской области №652 от 19. 03. 2012 г.

Истцы просят суд не принимать во внимание Постановление Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28. 03. 1996 г. «О включении жилищного фонда пос. Рощинский в число служебного», так как оно принято с грубыми нарушениями действовавшего в тот период времени законодательства РФ.

В то же время, в соответствии с ранее действовавшей ч. 1 ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения включались в число служебных решением органа местного самоуправления. На основании Постановления Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28.03.1996 года жилой фонд Министерства обороны в поселке городского типа Рощинский и отнесен к служебным жилым помещениям.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29. 12. 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к жилищным отношениям возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев предусмотренных Федеральным законом.

Таким образом, Постановление Администрации Волжского района Самарской области № 243 от 28.03.1996 года «О включении жилого фонда пос. Рощинский в число служебного» соответствовало действующему на тот период законодательству РФ. Данное постановление в установленном законом порядке не оспаривалось и недействительным не признавалось.

Несмотря на то, что истцы право приватизации не использовали, что подтверждается справками ФФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ», суд приходит к выводу, что требования истцов о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке приватизации на нормах действующего законодательства не основаны, поскольку данное жилое помещение является служебным.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27. 05. 1998 г. с изменениями и дополнениями военнослужащим -гражданам по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному им постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и, порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27. 05. 1998 г. обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета, на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

В силу п. 6 ст. ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27. 05. 1998 г. военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений.

Таким образом, закон содержит прямой запрет на приватизацию служебной жилой площади, в связи с чем, требования истцов удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Костицына В.А., Костицыной В.В. к ФГУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца со дня изготовления судом мотивированного решения, т. е. с 23. 04. 2012 г.

Решение отпечатано в

совещательной комнате

Судья: С. Н. Ласковская