РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 апреля 2012 года г. Самара Волжский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Ласковской С.Н., при секретаре Старшиновой Е.А., с участием: представителя истца Чевтаевой Т.В., представителя ответчика – Администрации г.о.Самара – Шлома О.В., представителя ответчика - Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Союз» городского округа Самара (МАОУ Центр «Союз» г.о.Самара) - Савельева А.В., представителя ответчика – Департамента образования Администрации г.о.Самара – Гуляевой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в интересах детей и работников Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Союз» г.о.Самара (МАОУ Центр «Союз» г.о.Самара) к Администрации городского округа Самара, Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Союз» городского округа Самара (МАОУ Центр «Союз» г.о.Самара), Департаменту образования Администрации г.о.Самара о признании незаконными бездействия должностных лиц Администрации г.о.Самара, обязании принять меры по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, у с т а н о в и л: Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области обратилось в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа Самара, Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Союз» городского округа Самара (МАОУ Центр «Союз» г.о.Самара) о признании незаконными бездействия должностных лиц Администрации г.о.Самара, обязании принять меры по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В иске указало, что в июне 2011 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области была проведена проверка выполнения ранее выданного предписания МАОУ Центра «Союз» г.о.Самара. В результате проведенных мероприятий по контролю (надзору) установлено, что имеются невыполненные пункты предписания. В соответствии со ст.8 ФЗ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Согласно ст.11 ФЗ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии с п.2 ст.4 ФЗ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав человека в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на принципе ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда. Устройство и содержание детского учреждения отдыха и оздоровления должно отвечать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 17.03.2003 года №21. При проведении проверки в МАОУ Центре «Союз» г.о.Самара установлены нарушения требований действующих санитарных правил и нормативов – СанПин 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей». А именно: не выполнены пункты предписания должностного лица Управления Роспотребнадзора по Самарской области, уполномоченного осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор об устранении выявленных нарушений санитарных правил №05/479 от 01.09.2008 года: 3 пункта из 6 пунктов предписания по МОУ ДОД Центру «Союз» г.о.Самара №05/479 от 01.09.2008 года со сроками выполнения до 25.05.2011 года; п.9 не оборудовано место для купания на водоеме, бассейн не построен (пп. 2.13,2.21,9.10 СанПиН 2.4.1204-03); п.10 не восстановлена целостность ограждения лагеря (п.2.6. СанПиН 2.4.4.1204-03); п.25 не проведена реконструкция медпункта в соответствии с требованиями пп.3.6.1-3.6.3 СанПиН 2.4.4.1204-03; также не выполнен п.21 предписания по МОУ ДОД Центру «Союз» г.о.Самара №05/479 от 01.09.2008 года со сроком выполнения до 25.05.2010 года и продленного согласно решения удовлетворения ходатайства о продлении срока исполнения пункта предписания №05-05/1662 от 25.02.2010 года до 25.05.2011 года; не обеспечены горячим водоснабжением умывальные и ногомойки (п.4.3 СанПиН 2.4.4.1204-03). Согласно Устава МОУ Центра «Союз» г.о.Самара учредителем является Администрация г.о.Самара. В соответствии с п.5.6 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МАОУ Центра «Союз» г.о.Самара являются бюджетные поступления в виде субсидий и субвинций, получаемые от учредителя для выполнения муниципальных заданий. В соответствии с п.8.1.9 Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания. Имеющиеся нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения имеют длительный характер и не устранены до настоящего времени. Фактическая бездеятельность должностных лиц Администрации г.о.Самара, МАОУ Центра «Союз» г.о.Самара может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних. В связи с чем, Управление Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области просит признать незаконными бездействие должностных лиц Администрации г. о. Самара, обязать Администрацию г. о. Самара принять меры по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МАОУ Центр «Союз», провести организационно-хозяйственные мероприятия с целью приведения санитарно-эпидемиологического состояния данного учреждения в соответствие с санитарными требованиями, а именно: СанПиН 2.4.4.1204-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, юридическому лицу МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара при поступлении денежных средств: оборудовать места для купания на водоеме или оборудовать бассейн на территории лагеря, восстановить целостность ограждения лагеря, привести медпункт в соответствие с требованиями СанПиН, обеспечить горячим водоснабжением умывальные и ногомойки. Определением Волжского районного суда Самарской области от 09. 04. 2012 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент образования Администрации г.о. Самара. В судебном заседании представитель истца Чевтаева Т.В. исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме. Представитель ответчика - Администрации г. о. Самара – Шлома О.В в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать и пояснила, что Администрации г. о. Самара надлежащим образом финансирует МАОУ Центр «Союз» в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете. Кроме того, в иске не указано какое бездействие допущено именно Администрацией г. о. Самара и какие обязанности истец просит возложить именно на Администрацию. Представитель ответчика - Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Союз» городского округа Самара (МАОУ Центр «Союз» г.о. Самара) - Савельев А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, просил в иске отказать и пояснил, что действительно Управление Роспотребнадзора в 2008 году проводило проверку состояния территорий, здания и помещений Центра. В ходе проверки было выявлено ряд нарушений и установлены сроки их устранения. Все нарушения, которые были указаны в предписании, кроме четырех, устранены. По объективным причинам, из-за отсутствия финансирования не были оборудованы места для купания на водоеме или оборудован бассейн на территории лагеря, не восстановлена целостность ограждения лагеря, медпункт не приведен в соответствие с требованиями СанПиН, не обеспечены горячим водоснабжением умывальные и ногомойки. 23. 06. 2011 г. Управлением Роспотребнадзора вновь была проведена проверка, по результатам которой выдано предписание о необходимости устранения вышеуказанных нарушений со сроком исполнения до 25. 05. 2014 г., который еще не наступил. При наличии денежных средств, все нарушения будут незамедлительно устранены. Представитель ответчика – Департамента образования Администрации г. о. Самара – Гуляева К.С. возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать и пояснила, что согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица отвечают за соблюдение требований санитарного законодательства в соответствии с осуществляемой ими деятельностью. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара является самостоятельным юридическим лицом, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, и осуществляющим свою деятельность, в том числе финансово-хозяйственную, в соответствии с уставом. Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области не указано, кто из ответчиков, в какой доле обязан выполнить заявленные требования. Кроме того, заявление не содержит конкретного перечня мероприятий, которые необходимо выполнить. В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса РФ обязанность муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета является его расходным обязательством. На основании Положения о Департаменте образования Администрации г. о. Самара от 26. 03. 2009 г. № 707, Департамент образования является главным распорядителем бюджетных средств по отрасли «Образование». Департамент образования, в качестве главного распорядителя бюджетных средств по отрасли «Образование», может распределять между образовательными учреждениями только те средства, которые предусмотрены Думой городского округа Самара в бюджете на очередной финансовый год. Так, приказом Департамента образования Администрации городского округа Самара от 15. 02. 2012 г. № 221-од «Об утверждении объемов субсидий, предоставляемых муниципальным бюджетным и муниципальным автономным образовательным учреждениям, на иные цели» МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара было выделено 1900000 рублей. Таким образом, бездействие со стороны Администрации г. о. Самара и Департамента образования Администрации г. о. Самара отсутствует. Кроме того, в соответствии с п. 1 решения Думы г. о. Самара от 01. 12. 2011 г. № 166 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2012 год и плановый период 2013 г. и 2014 годов» дефицит бюджета составляет 1341991,0 тыс. рублей. Устранение нарушений о приведении медпункта в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также об обеспечении горячим водоснабжением умывальные и ногомойки не представляется возможным, поскольку проект здания МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара не предусматривает выполнение указанных мероприятий. Заслушав доводы представителя истца Чевтаевой Т.В., представителя ответчика - Администрации г.о.Самара – Шлома О.В., представителя ответчика - Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Союз» городского округа Самара (МАОУ Центр «Союз» г.о.Самара) - Савельева А.В., представителя ответчика – Департамента образования Администрации г. о. Самара – Гуляевой К.С., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В ходе судебного заседания установлено, что в 2008 году Управление Роспотребнадзора по Самарской области провело проверку соблюдения МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара санитарно-эпидемиологических правил и норм. В ходе проверки был выявлен ряд нарушений, директору МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара Новикову Д. В. 01. 09. 2008 г. выдано предписание № 05/479 по результатам мероприятий по надзору за соблюдением санитарного законодательства РФ, в котором установлен срок для их устранения. Решением Управления Роспотребнадзора по Самарской области № 05-05/1662 от 25. 02. 2010 г. срок исполнения предписания № 05/479 от 01. 09. 2008 г. продлен до 25. 05. 2011 г. С 26 мая по 23 июня 2011 года Управлением Роспотребнадзора по Самарской области проведена проверка в отношении МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара, в ходе которой установлено, что Центром не устранен ряд нарушений, указанных в предписании № 05/479 от 01. 09. 2008 г., а именно: не были оборудованы места для купания на водоеме или оборудован бассейн на территории лагеря, не восстановлена целостность ограждения лагеря, медпункт не приведен в соответствие с требованиями СанПиН, не обеспечены горячим водоснабжением умывальные и ногомойки. За указанные нарушения директор МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара Савельев А. В. был привлечен к административной ответственности, что подтверждается протоколом об административном правонарушении № 05/388 от 23. 06. 2011 г. и определением № 05/18 от 29. 06. 2011 г. о передаче материала об административном правонарушении в судебный участок № 130 Самарской области. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Согласно ст. 18 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06. 10. 2003 г. финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета. В соответствии со ст.7 Устава г. о. Самара к вопросам местного значения относится формирование, утверждение, исполнение городского бюджета. Согласно ст. 25 Устава г. о. Самара к компетенции администрации г. о. Самара в сфере бюджетных отношений относится формирование, утверждение, исполнение городского бюджета. Из Устава МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара следует, что учредителем Центра является Администрация г. о. Самара. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являются бюджетные поступления в виде субсидий и субвенций, получаемые от учредителя. Согласно Положения о Департаменте образования Администрации г. о. Самара 26. 03. 2009 г. № 707 (в ред. Решения Думы г. о. Самара от 26. 05. 2011 г. № 102) Департамент образования Администрации г. о. Самара является отраслевым органом Администрации г. о. Самара, через который Администрация г. о. Самара осуществляет свои полномочия в сфере образования. Департамент осуществляет регулирование деятельности субъектов муниципальной системы образования на территории г. о. Самара и является главным распорядителем бюджетных средств по отрасли «Образование». Департамент образования, в качестве главного распорядителя бюджетных средств по отрасли «Образование», может распределять между образовательными учреждениями только те средства, которые предусмотрены Думой городского округа Самара в бюджете на очередной финансовый год. Приказом Департамента образования Администрации городского округа Самара от 15. 02. 2012 г. № 221-од «Об утверждении объемов субсидий, предоставляемых муниципальным бюджетным и муниципальным автономным образовательным учреждениям, на иные цели» МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара на проведение общестроительных, сантехнических и электромонтажных работ было выделено 1900000 рублей. В судебном заседании достоверно установлено, что МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара не имеет собственных денежных средств. Кроме того, предписанием Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (Роспотребнадзора по Самарской области) № 05/485 от 23. 06. 2011 г. установлен срок до 25. 05. 2014 г. для приведения санитарно-эпидемиологического состояния МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара в соответствие с санитарными требованиями, а именно в указанный срок Центру необходимо: оборудовать места для купания на водоеме или оборудовать бассейн на территории лагеря, восстановить целостность ограждения лагеря, привести медпункт в соответствие с требованиями СанПиН, обеспечить горячим водоснабжением умывальные и ногомойки. Из пояснений директора МАОУ Центр «Союз» г.о. Самара Савельева А.В. следует, что при поступлении денежных средств, вышеуказанные нарушения будут устранены в установленный в предписании новый срок до 25. 05. 2014 г. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что не имеется оснований полагать, что ответчиками допущено бездействие и не принимаются меры к устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МАОУ Центр «Союз» г. о. Самара, поскольку установлено, что финансирование Центра производится регулярно в полном объеме в пределах денежных средств предусмотренных бюджетом. Кроме того, суд считает, что исковые требования о возложении на администрацию г. о. Самара и Департамент образования г. о. Самара обязанности принять меры по устранению нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в МАОУ Центр «Союз» г.о. Самара не основаны на нормах материального права, поскольку по существу являются вмешательством в компетенцию органов местного самоуправления, в их хозяйственную деятельность и бюджетные полномочия муниципальных образований. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении искового заявления Управления Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в интересах детей и работников Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Союз» г.о.Самара (МАОУ Центр «Союз» г.о.Самара) к Администрации городского округа Самара, Муниципальному автономному учреждению дополнительного образования детей детского оздоровительно-образовательного (профильного) центра «Союз» городского округа Самара (МАОУ Центр «Союз» г.о.Самара), Департаменту образования Администрации г.о.Самара о признании незаконными бездействия должностных лиц Администрации г.о.Самара, обязании принять меры по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение одного месяца с момента изготовления судом мотивированного решения, т.е. с 27.04.2012 года. Решение отпечатано в совещательной комнате Судья: С.Н. Ласковская