РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 июня 2012 г. г. Самара Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего Смирновой Е.И., при секретаре Моргачевой Т.С., с участием: истца Сарейкиной В.А., представителя ответчика Управления муниципальным имуществом и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области Герасимовой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Сарейкиной В.А. к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, определении разумных сроков выполнения услуг администрацией муниципального района Волжский Самарской области, установил: Сарейкина В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, определении разумных сроков выполнения услуг администрацией муниципального района Волжский Самарской области, указав, что она вместе с супругом С.Е.А. обратились в УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка, как молодой семье, постоянно проживающей на территории Волжского района Самарской области для ведения личного подсобного хозяйства. Заявление было оформлено надлежащим образом согласно нормам ЗК РФ и Административному регламенту. Она за свой счет изготовила план – схему стоимостью в размере 5000 руб., которую приложила к заявлению, считает, что орган местного самоуправления должен самостоятельно утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в месячный срок со дня подачи заявления. УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области в предоставлении земельного участка было отказано, поскольку предоставленная план – схема земельного участка не соответствует нормам и регламентам, а именно, не имеется подписей должностных лиц Сектора архитектуры и градостроительства Администрации. Просила признать решение ответчика об отказе в предоставлении земельного участка незаконным и не обоснованным, а также определить на усмотрение суда разумные сроки выполнения услуги на всех трех этапах УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области, с целью недопустимости возможных дальнейших правонарушений по отношению к ней и её супругу. В судебном заседании истец Сарейкина В.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области должно согласно ЗК РФ и Административному регламенту осуществить согласование представленной план-схемы либо обеспечить изготовление новой схемы, согласовать все документы и выдать ей на руки, а также поставить земельный участок на кадастровый учет. Представитель ответчика Управления муниципальным имуществом и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области Герасимова Е.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что ответ Сарейкиной В.А. давался промежуточный, поскольку план – схема была составлена не должным образом. Руководитель УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области подписывает план – схему только после Сектора архитектуры и градостроительства Администрации. Бесплатные услуги по изготовление план – схемы предоставляются только многодетным семьям за счет областного бюджета. Землю в собственность граждан УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области и так предоставляет бесплатно, у Администрации нет денежных средств для поставки земельных участков на кадастровый учет, а также изготовления план – схем, поскольку средства на это не выделяются. Считает, что оснований для спора не имеется. Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Согласно статьям 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 34 Земельного кодекса РФ, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса. Согласно п. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с ч.5 данной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в ч. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Применительно к Самарской области порядок предоставления земельных участков установлен Законом «О земле» № 94-ГД от 11.03.2005г., согласно которому полномочиями по распоряжению земельными участками на территории муниципального образования в Самарской области до разграничения государственной собственности на землю, если законодательством не предусмотрено иное, а также земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, возложены на органы местного самоуправления (п.3 ч.1 ст.6 Закона). Право органов местного самоуправления на распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю имеет своим основанием публично-правовую обязанность обеспечения эффективного управления государственными землями, их целевого использования и охраны. Поэтому органы местного самоуправления вправе осуществлять распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю в пределах и в порядке, установленных законодательством. В соответствии с ч.5 ст.10 Закона Самарской области «О земле» № 94-ГД от 11.03.2005г., уполномоченный на управление и распоряжение земельными участками орган исполнительной власти Самарской области или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение либо о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно, либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ. В соответствии с решением собрания представителей Волжского района Самарской области от 25.02.2010г. «Об утверждении Положения об управлении муниципального имущества и земельных отношений администрации муниципального района Волжский Самарской области» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, с 25.02.2010г. возложены на УМИЗО администрации муниципального района Волжский Самарской области. В силу п. 2.4 Положения о порядке предоставления на территории муниципального района Волжский Самарской области земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, утвержденного Собранием представителей Волжского района Самарской области № 761 от 15.10.2009 г., до утверждения схем территориального планирования муниципального района Волжский, генеральных планов поселений муниципального района Волжский, правил землепользования и застройки, а в случае необходимости и после, местоположение и возможность размещения земельного участка согласовывается с УМИЗО и с сектором архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Волжский Самарской области. Материалами дела установлено, что Сарейкина В.А. и С.Е.А. ДД.ММ.ГГГГ обратились в УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области направило истцу ответ - сообщение о необходимости приведения документов в соответствие с требованиями закона, в связи с отсутствием надлежащим образом согласованной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, соответствующей Закону Самарской области от 04.03.2011г. № 16-ГД «О схеме расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории». Таким образом, УМИЗО в бесплатном предоставлении в собственность указанного участка истцу не отказывало, был дан лишь промежуточный ответ на обращение. Представленная истцом схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории не согласована с сектором архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Волжский Самарской области. Доказательств отказа в таком согласовании не представлено. Нормы ст. 34 ЗК РФ устанавливают порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством из земель, находящихся в муниципальной собственности. При этом ЗК предусматривает, что такое предоставление земельных участков должно происходить с проведением работ по формированию. Для того, чтобы земельный участок начал существовать как объект права, необходимо проведение специальных землеустроительных мероприятий по межеванию земельного участка, постановке на кадастровый учет и присвоению ему соответствующего кадастрового номера. Земельным участком в соответствии с действующим законодательством РФ является участок земной поверхности, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет. В соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса РФ объектом права может являться земельный участок, границы которого определены. Схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории Администрацией не утверждалась. Требования истца об определении разумных сроков выполнения услуги по предоставлению земельного участка в собственность администрацией муниципального района Волжский Самарской области также не подлежат удовлетворению, так как решение данного вопроса не входит в компетенцию суда. На основании изложенного, суд считает, что требования истца на законе не основаны и не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении искового заявления Сарейкиной В.А. к администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, определении разумных сроков выполнения услуг администрацией муниципального района Волжский Самарской области отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 25.06.2012г. Судья Волжского районного суда Самарской области Е.И. Смирнова